Библиографическое описание:

Гончаров К. В. Применение программы «Словник» в учебном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 721-724.

В преподавании иностранных языков, особенно с аналитическим строем, грамматический материал расщепляется на структуры, которые ложатся в основу различных упражнений. Суть каждого упражнения заключается в одном из действий: освоить, закрепить или повторить изучаемую структуру. На начальном уровне изучения иностранного языка применяются упражнения, основаны на методе повторения по образцу или шаблону. В таких упражнениях отрабатывается как элементарные, так и сложные структуры, состоящие из нескольких частей. Работая с элементарными структурами, студент имеет дело с простыми предложениями, например, «I am here»., где необходимо заменить местоимения или сделать вопросительное предложение из утвердительного. Сложные структуры выходят за рамки одного предложения и содержат в себе несколько предложений. Такие структуры используются при коммуникации для достижения поставленных целей. Например, пригласить кого-нибудь в кафе, выразить кому-нибудь свое одобрение, негодование.

Как в современных, так и в старых учебниках по английскому языку такие упражнения часто применяются, что натолкнуло автора статьи на разработку электронной программы «Словник» для создания таких упражнений. Компьютерная революция породила разные виды электронных устройств, которые уже успели окружить человека, создав устойчивую среду для его деятельности. В такой обстановке преподаватель должен изучать её свойства и выявлять способы применения их на своих уроках. Примером может служить тот факт, что смартфоны, планшеты и ноутбуки постоянно сопровождают человека. Имея это в виду, преподаватель должен искать возможности создавать обучающие программы, работающие на данных электронных устройствах.

Программа «словник» представляет собой программу, которая создаёт электронные тренажёры в виде автономных файлов с расширением ехе. Такие файлы запускаются на любом устройстве с операционной системой Windows. Электронные тренажёры помогают запомнить слова, или приобрести грамматические навыки. Они не оценивают работу, а обеспечивают достаточный объём практики. «Словник» может создавать тренажёры, работающие в двух режимах. Первый режим простой и рассчитан на слова и предложения. Второй режим имеет дело со структурами. Данная статья посвящена рассмотрению простого режима. В этом режиме, для ввода текстовой информации имеется поле ввода строк. Текстовая информация может сопровождаться картинками. Программа использует строки, в которые можно размещать как слова, так и целые предложения. «Время показа» и «Интервал» отвечают за длительность показа строк на экране. Позиция строки на экране может быть по центру или внизу. «Инверсия» позволяет изменять порядок слов в предложениях. «Адресация» представляет собой назначение строк каждому студенту.

Интерфейс для простого режима выглядит так:

 

Рассмотрим создание простого тренажёра для запоминания слов. Для этой цели составляется список слов на русской или на английском языке и загружается в поле «строки», далее необходимо указать, как показывать слова, по порядку или в разброс. Устанавливается время показа одного слова и интервал между словами. Интервал между словами можно применять для составления предложения с показанным словом. Тренажёр может содержать красивый фон в виде серии картинок. Для этого необходимо подобрать такие картинки. Автор программы рекомендует применять картинки природы. Но вместо слов можно применять тематические картинки. Вот так выглядит работа со словами. Данный тренажёр показывает слова на русском языке на фоне природы.

 

Тренажёры данного вида можно использовать для заучивания новых слов или для повторения выученных слов. В режиме повторения слов можно указывать время показа две-три секунды, например, шестьдесят слов по две секунды будут на экране две минуты.

Программа «Словник» сделана на языке программирования C#, поэтому важно установить пакет Net framework на все компьютеры. Для оценивания работы студента с тренажёрами необходимо к преподавательскому компьютеру подсоединить второй монитор. Один экран для преподавателя, второй для студента. Преподаватель запускает тренажёр с определёнными параметрами, и компьютер выводит работу тренажёра на два экрана. Преподаватель следит за ответом студента и фиксирует все ошибки. С помощью адресации преподаватель может организовать работу со всей группой. Выбирая в программе функцию «адресация» преподаватель производит необходимую настройку.

Нужно указать названия группы и ввести имена студентов, а также указать время показа имени студента на экране. Программа делит список строк (которые могут быть словами или предложениями) на количество студентов и выводит по одной строке для каждого студента показывая имя, а затем слово.

 

После настройки всех параметров создаётся тренажёр. При каждом запуске появляется окно ввода. В этом окне можно указать количество слов для показа и отметить отсутствующих выделив их в списке.

 

 

 

Необходимый эффект достигается при показе на большом экране или мультимедийной доске. Студенты садятся возле доски или экрана. Программа запускается и показывает имя.

Затем слово.

 

Студент, чьё имя на экране, готовится отвечать. Вот так работает адресация.

Зная особенности данной программы можно представить какие виды тренажёров эта программа позволяет построить. Рассмотрим некоторые из них.

1)      Заполнение пропусков

Создаётся список не полных предложений и студент должен сказать полное предложение. На каждое предложение выделяется пять-шесть секунд. Для контроля можно уменьшить время до четырёх-пяти секунд. Если студент не справляется, можно установить интервал между предложениями в одну секунду.

На экране: I am a teacher. I ____ French.

Студент: I am a teacher. I teach French.

2)      Подстановка слов

Список составляется из полных предложений. Для регулировки сложности задания, преподаватель может использовать подстановочные слова, тогда их помещают в скобки или отказаться от них. Количество слов в предложениях влияет на время показа. Для небольших предложений можно установить также пять-шесть секунд.

На экране: Are you a student? (a teacher)

Студент: Are you a teacher?

Можно усложнить предложения.

На экране: Where were you yesterday? (your sister)

Студент: Where was your sister yesterday?

3)      Трансформация предложений

Составляется список предложений, которые нужно изменить. В скобках даётся подсказка. Для отработки построения вопросительных и отрицательных предложений, в конце каждого предложения ставится знак «-» или «?». На простые предложения можно выделить также пять-шесть секунд.

На экране: He writes a book. (?)

Студент: Does he write a book?

4)      развитие устной речи

В основу ложится сюжет фильма или мультфильма. Преподаватель подбирает картинки из фильма или мультфильма и создаёт список необходимых слов и фраз, связанных с сюжетом. Весь сюжет нужно разделить на несколько фрагментов и выбрать самые интересные и полезные для задания. Из одного фильма или мультфильма можно сделать много тренажёров для разных целей. Затем преподаватель загружает программу картинками и словами, выставляет нужные параметры, а именно указывает пункты «показ слов и картинок по порядку», и создаёт тренажёр. Такой тренажёр становится заданием, где нужно создать рассказ, опираясь на картинки и слова, которые размещаются внизу экрана.

На этом не заканчиваются возможности программы «Словник». Настройки данной программы и творческий подход преподавателя позволяют создавать разные тренажёры для разных целей. Тренажёры данного типа являются новшеством в урокостроении. Их новизна заключена в автоматической обработке существующих видов упражнений. Преподаватель приобретает инженерные навыки настройки тренажёров для оптимальной работы студента. Такие тренажёры позволяют тщательно отрабатывать навыки приобретаемые студентами и проводить корреляцию между параметрами тренажёра и успехом или неудачей студента в приобретении грамматических или коммуникативных навыков. Тренажёры данного типа помогают не только овладеть грамматическими и коммуникативными навыками, но также помогают развивать память, внимание, воображение, быстроту принятия решений и скорость чтения.

 

Литература:

 

1.      Жумаева Ш. Ш. Drills and Dialogues in English lessons Молодой учитель 2015 № 10 С. 1160–1163

2.      Коджаспирова Г. М. Педагогика 2012 С 261–264

3.      Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». — М., Академия –2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle