Библиографическое описание:

Епифанцева А. А. Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 737-739.

В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины необходимости педагогической деятельности в инновационной направленности.

Ключевые слова: педагогика, инновация, обучение, преподаватель.

 

В наше время, благодаря активному усовершенствованию технических средств коммуникаций, жизнеспособные инновационные программы быстро переходят в разряд общепринятых форм и методов в современном образовании, на фундаменте которых возникают следующие инновационные технологи, способствующие дальнейшему улучшению образовательного процесса.

Таким образом, инновационные технологии обучения являются своего рода инструментом, позволяющим внедрять и активно использовать в реальной жизни все более новые и лучшие формы в образовании, дают возможность выбора наиболее жизнеспособных программ и технологий в этой сфере и продвижения их в виде массового распространения на образовательном поле

Основная цель инновационных образовательных технологий в образовании — это подготовка человека к жизни в нашем быстро совершенствующемся окружающем мире. Смысл подобного обучения состоит в направленности учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Образование должно развивать способы инновационной деятельности, помогать творчески решать жизненно важные проблемы, переводить творческий процесс в повседневную форму существования человеческого общества. Инновационная деятельность благодаря применению неизвестных раннее образовательных и воспитательных программ, позволяющих качественно улучшить преподавание, кардинально изменяет в лучшую сторону личность учащегося по сравнению со стандартными методами.

Основные цели инновационной деятельности — формирование с детского возраста, учитывая индивидуальные природные способности каждой личности, умения мыслить, избегая шаблонов, анализировать получаемую информацию, четко определять задачи и цели и находить способы их решения, опираясь на последние научные исследования и практические разработки

Инновации в образовании обеспечивают преобразование всех существующих типов практик в обществе. Соответствие образования реалиям современного мира возможно только в случае модернизации, в основе которой лежат не столько организационные нововведения, сколько изменения по существу, что подразумевает содержание и технологии подготовки кадров и научных проектов.

Образование несет на себе огромную социальную нагрузку, поскольку благодаря ему формируется интеллектуальная собственность страны, без которой невозможно культурное материальное и научное развитие и рост государства. В связи с чем должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы.

Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов.

Интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мульти сервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Инновации являются результатом научных изысканий и передовых практических наработок преподавателей и педагогических коллективов. В свете инновационной стратегии педагогического процесса резко возрастает значимость участия в нем директора школы, учителей и воспитателей в качестве новаторов, реализующих на практике новейшие образовательные программы.

 При всем разнообразии возможностей и способов обучения — практика остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель вынужден расширять свои функции консультанта, советчика, воспитателя. В связи с чем возникает необходимость специальной современной психологической и педагогической подготовки преподавателя, которая способствовала бы формированию готовности к восприятию и стремлению к реализации педагогических инноваций.

Инновация в педагогике -это внедрение новейшего и лучшего в цели, содержание, методы и формы воспитательно-образовательного процесса, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя.

Инновационные процессы подразумевают слияние научных разработок и практического образования, то есть их результатом должно быть использование новшеств как теоретических, так и практических в едином образовательном процессе.

Преподаватель, использующий в своей работе инновационные технологии может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста самых новых и передовых теорий, технологий и концепций.

Управление инновационным процессом позволяет проводить целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение самого подхода учителей к способам освоения и практического применения новейших методик в педагогике. Раннее, в строго ограниченных стандартами рамках содержания учебно-воспитательного процесса учитель был лишен возможности не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше в качестве инноваций вводились исключительно новшества, внедряемые по рекомендательным указаниям сверху, то сейчас инновации в образовании приобретают все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в условия рыночных отношений, появление различных типов образовательных учреждений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. Можно говорить о том, что образование в принципе уже является инновацией. Используя новые методики в инновационном обучении, преподаватель делает его заметно более наполненным, ярким и запоминающимся. На стыке различных областей естественных наук такая интеграция нужна с целью формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

В заключение можно сделать выводы, что образовательные инновации в наше время выводят учебно-воспитательный процесс в школах на совершенно новый уровень в плане доступности, широты и глубины охватываемых знаний.

 

Литература:

 

1.         Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 78.

2.         Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. — 2005. — № 6. — с. 83.

3.         Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2005. — № 3. — с. 79.

4.         Кваша В. П. управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. — 345с.

5.         Клименко Т. К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. — 289с.

6.         Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. — 456с.

7.         Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle