Библиографическое описание:

Савицкий О. Г. Программно-целевой подход к развитию санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края. Состояние и проблемы бальнеологических курортов // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 631-636.

В данной статье рассмотрен программно-целевой подход к развитию санаторно-курортного комплекса Краснодарского края в качестве инструмента реализации государственной политики. А также подходы в развитии бальнеологических курортов Краснодарского края посредством применения целевых программ.

Ключевые слова: туризм, Туристическая отрасль, Рекреационный кластер, Программно-целевой подход, Санаторно-курортный комплекс, Бальнеологические курорты.

 

Туризм — одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Развитие туризма оказывает значительный мультипликативный эффект на экономические и социальные сферы деятельности государства. В условиях конкуренции и динамичного развития во многих государствах разрабатываются стратегии и долгосрочные программы развития туристской и рекреационной отрасли. Главным инициатором развития данной отрасли чаще всего выступает именно государство.

Туристическая отрасль в России неразрывно связана с мировой туристической отраслью. На данный момент Российская Федерация относится к числу стран со стабильными показателями роста индустрии туризма. Среди ключевых факторов успеха необходимо отметить ведущую роль органов государственной власти, а именно наличие четкой программы развития туризма.

Так, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и интеграции региона в мировое экономическое пространство, в Краснодарском крае осуществляется комплекс мер по повышению роли государственных и муниципальных институтов в развитии туристского и рекреационного кластера. Дефиницию «Рекреационный кластер» на должном уровне раскрывают Левченко Т. П. и Яковлева-Чернышева А. Ю.: «Рекреационный кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных конкурентоспособных предпринимательских структур, объединенных в технологическую цепочку оказания и реализации рекреационных услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями и т. д». [15].

В рамках реализации мероприятий, направленных на создание туристских кластеров, предполагается обеспечение территорий необходимой инженерной инфраструктурой, а также комплексом туристской инфраструктуры.

Развитие туристско-рекреационного кластера способно оказать значительный мультипликативный эффект на всю экономику Краснодарского края, способствовать диверсификации рынка труда, развитию торговли, общественного питания, транспорта, связи, услуг развлечения и отдыха. Безусловно, оно должно обеспечиваться соответствующими законодательными и нормативно-правовыми документами, государственной политикой и стратегическими решениями, а также сотрудничеством государства и частного бизнеса. По мнению Лебедева А. В. «Одним из существенных факторов развития туристско-рекреационного кластера в любой стране является государственный механизм регулирования туристской деятельности» [14].

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5] туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны, там же определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма. В Стратегии социально-экономического развития Южного Федерального округа до 2020 года [6] — туристско-рекреационный комплекс рассматривается в качестве ключевого сегмента экономики юга России, а создание туристско-рекреационных кластеров является одним из стратегических направлений развития данной отрасли.

Для развития инфраструктуры отдыха и лечения, а также популяризации и информирования населения о преимуществах туристско-рекреационного кластера, в Краснодарском крае реализуется долгосрочная государственная программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2014–2017 годы» [12].

Роль санаторно-курортного комплекса в экономике Краснодарского края нельзя недооценивать, так по итогам работы предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса за 2014 год в консолидированный бюджет Краснодарского края объем налоговых поступлений оценивается в объеме 5,6 млрд. рублей [16].

Кубань, как ни один другой регион, располагает уникальным сочетанием рекреационных ресурсов — превосходным климатом, теплым морем, бальнеологическими ресурсами, разнообразием природных ландшафтов. Природные лечебные ресурсы, и, прежде всего, минеральные воды и лечебные грязи являются основой функционирования санаторно-курортных организаций региона.

Но развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в Краснодарском крае сегодня идет только в одном направлении. Более 90 % туристов посещают край только с целью пляжного отдыха. Весь комплекс задействован не в полной мере. Относительно непопулярным сегодня является бальнеологический комплекс.

Краснодарский край имеет колоссальный лечебный потенциал и подходит для лечения самого широкого спектра заболеваний. Кроме богатой оздоровительной базы край славится огромным количеством природных и исторических памятников и заповедников, поэтому лечение в санатории отлично совмещается с культурной, познавательной программой.

Главное в санаторно-курортном лечении — комплексный подход, использование для оздоровления физиотерапии, лечебной физкультуры и, конечно же, сил самой природы — горного и морского воздуха, морской воды, леса, гор, т. е. все то, что имеет Краснодарский край.

Так, на основании изученных материалов, можно с уверенностью сказать, что состояние бальнеологических курортов на территории Краснодарского края освещена и изучена недостаточно, тогда как важность развития бальнеологических курортов края не вызывает сомнений.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 529Н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» к санаторно-курортным организациям относятся: бальнеологические лечебницы; грязелечебницы; курортные поликлиники; санатории; санатории для детей, в том числе для детей с родителями; санатории-профилактории; санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

Санаторно-курортные организации края оказывают услуги по двум основным направлениям:

-        оздоровительные мероприятия и первичная профилактика заболеваний у практически здоровых лиц с повышенным риском развития болезней или ослабленных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды и их деятельности;

-        медицинская реабилитация и профилактика осложнений заболевания у больных лиц и инвалидов.

На сегодняшний день на Кубани разведано 46 месторождений минеральных вод, на 33 из них выданы лицензии на разработку, в которых освоено 152 скважины. Также открыто 7 месторождений лечебных грязей, из которых 3 эксплуатируется. Кроме того, в Апшеронском, Лабинском и Мостовском районах, открыты источники термальной воды [13].

Проблемы освоения и использования рекреационных ресурсов в Краснодарском крае, а также антропогенные воздействия на природные комплексы и их охрана в настоящее время являются наиболее актуальными для региона.

В настоящее время в крае услуги по бальнеотерапии оказывают 190 из 202 санаторно-курортных организаций (12 закрыты на реконструкцию), в которых открыты 110 бальнеологических отделений, 75 грязевых отделений и кабинетов, 23 питьевых бювета минеральной воды, в том числе 11 бюветов являются общедоступными [13].

Используя природные лечебные ресурсы Краснодарского края, санаторно-курортные организации проводят оздоровительные мероприятия и первичную профилактику заболеваний у лиц с повышенным риском развития болезней или ослабленных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды и их деятельности, медицинскую реабилитацию и профилактику осложнений заболеваний у лиц и инвалидов, что делает их конкурентоспособными.

Значительному расширению объема медицинских услуг способствует ведение научно-практической работы санаторно-курортными организациями. Так, например, в Центр восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница» за последние 3 года внедрено 34 научно обоснованных и высокоэффективных методик лечения в использованием йодо-бромной воды. Методики лечения с каждым годом пользуются большим спросом у населения. В 2011 году услугами бальнеолечебницы воспользовались 7714 человек, в 2012 году — 9460 человек и за 2013 года — около 10000 человек, в том числе 2448 детей [13]. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что ведение научно-практической работы санаторно-курортными организациями является важнейшим сегментом развития бальнеологии.

Также крупным бальнеологическим курортом в Краснодарском крае является ООО «Бальнеологический курорт «Мацеста» (холдинг) города Сочи», где функционирует более 50 источников минеральных вод бальнеологического и питьевого профиля. Ежегодно здесь оздоравливается около 60 тысяч человек. Однако если в 1991 году «Мацеста» отпускала более 5 миллионов процедур в год, то в 2012 году только 237,3 тысячи процедур, что меньше в 21 раз. Здесь важна поддержка государства для привлечения дополнительных инвестиций в реконструкцию «Бальнеологического курорта «Мацеста».

За счет функционирования на территории Краснодарского края с 2011 по 2014 гг. целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» на 2011–2017 годы [12] в курортные организации края дополнительно были привлечены на лечение и оздоровление 2 млн. граждан, из них более 350 тыс. детей.

Но на сегодняшний день весь бальнеологический комплекс Краснодарского края направлен на внутреннего потребителя. Преимуществом наших курортов для россиян является: отсутствие языкового барьера; наибольшее количество лечебных процедур на 21 день — более 7 в день (на зарубежных курортах не более 3–4 процедур), это обусловлено наличием стандартов санаторно-курортной помощи по отдельным видам заболеваний; большой выбор профильных и специализированных санаториев. Также необходимо отметить, что стоимость санаторно-курортной путевки на 21 день, включая авиаперелет, является конкурентоспособной.

Исходя из анализа стоимости лечения на бальнеологических курортах Краснодарского края в сравнении с зарубежными курортами, показал, что наши курорты выгодно отличаются в финансовом плане.

Таблица 1

Анализ средней стоимости санаторно-курортной путевки (тура) на бальнеологические курорты

Страна

Анализ средней стоимости санаторно-курортной путевки (тура) на бальнеологические курорты

 

Стоимость авиаперелета из города Москва на курорт в период межсезонья в две стороны (эконом — класс)

Стоимость проживания, питания, лечения (стандарт, 3*)

Стоимость дополнительных обязательных расходов (консульский сбор, страховка)

Стоимость, всего

Болгария

14 000 рублей

24 600 рублей

2250 рублей

40 850 рублей

Россия, Краснодарский край

8 000 рублей

52 500 рублей

не требуется

60 500 рублей

Украина

10 000 рублей

54 600 рублей

не требуется

64 100 рублей

Чехия

30 450 рублей

29716 рублей

4 040 рублей

64 205 рублей

Австрия

31 000 рублей

71 000 рублей

4 100 рублей

106 100 рублей

Израиль

20 000 рублей

126 270 рублей

700 рублей

146 970 рублей

 

Современный этап стратегического планирования развития бальнеологических курортов Краснодарского края связан с необходимостью укрепления успехов достигнутых на этапах реализации долгосрочной краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса».

С помощью применения механизмов государственного управления в данной сфере сравнительно молодая и быстро развивающаяся отрасль успела достигнуть много. Первоначально главной целью реализации государственной программы было определение правовой базы, законотворчество, восстановление и создание новых элементов бальнеологических курортов. Далее акцент стратегического планирования сместился в сторону стимулирования предпринимательских инициатив. Так, за последние время, отрасль добилась определенного уровня развития и к настоящему моменту появились предпосылки для применения интенсивного пути развития.

Благодаря использованию программно-целевого подхода создаются условия для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, для решения инфраструктурной проблемы как основополагающего элемента для реализации инвестиционных проектов развития бальнеологических курортов. Преимущества использования программно-целевого метода в развитии бальнеологических курортов очевидны: комплексный подход, в рамках которого учитываются все особенности и основные аспекты развития бальнеологического комплекса; распределение полномочий и ответственности за реализацию мероприятий программы; определение основных направлений развития курортов и т. д.

Но наряду с уже достигнутыми результатами, существуют и проблемные вопросы в развитии бальнеологических курортов в Краснодарском крае, оперативное решение которых возможно с помощью программно-целевого подхода.

Так, не осуществляется должный контроль за соблюдением правил безопасности пребывания в бассейнах, отсутствует медицинский персонал во время купания в бассейнах, не оборудованы медицинские пункты, нет спасателей, допускается купание посетителей в нетрезвом состоянии. Одной из причин такого положения дел является недостаточная обеспеченность санаторно-курортных организаций бальнеологическим оборудованием и низкое качество сервисных услуг.

Кроме того, на спрос бальнеологических услуг и приобретение гражданами лечебных путевок и курсовок влияет ценовой фактор. Как показывает сравнительная характеристика, ценовой диапазон одной бальнеологической услуги составляет от 150 до 390 рублей. В структуре затрат на санаторно-курортное лечение высокий удельный вес занимают транспортные расходы. Стоимость авиаперелета из городов Центральной России, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации экономическим классом на курорты Краснодарского края составляет от 30 до 70 процентов от стоимости отдыха и лечения, что является сдерживающим фактором для поездки граждан на курорты края. Например, авиаперелет из Тюмени составляет около 23,5 тысяч рублей или 31 % от стоимости путевки, из Якутска — 35 тыс. руб. или 40 % от стоимости лечения.

Предприятия санаторно-курортного комплекса не проводят калькуляции услуги бальнеолечения. Цена на услуги складывается из экономической ситуации и цен конкурентов. Здравницы вынуждены формировать цену путевки исходя из ожиданий условий продаж на следующий год. Объем затрат делится на количество запланированных койко-дней и определяется себестоимость койко-дня. Цена путевки формируется исходя из количества дней с учетом рентабельности, а также сравнения с ценами предприятий-конкурентов.

Таким образом, при фактической загрузке санаторно-курортного предприятия на уровне не ниже запланированного, предприятие получит прибыль, которую можно направить на развитие, совершенствование материально- технической базы (ремонт, реконструкция, увеличение коечной емкости, закупка нового оборудования) и пр.

При негативных показателях по результатам курортного сезона: роста тарифов на коммунальные услуги и повышения цен на продукты питания выше запланированного, отказа от путевок и др., фактические расходы превысят запланированные. При этом условия договоров по продаже путевок не позволяют менять цену в течение сезона. Следовательно, предприятие в лучшем случае отразит «нулевой» финансовый результат. При проведении масштабных реконструкции и переоснащения предприятия отражают убытки.

Здравницы, которые обслуживают льготные категории отдыхающих — по путевкам социального страхования, по детским путевкам, оплачиваемым из бюджета, вынуждены подстраиваться под цену, которая выставлена условиями конкурса (торгов). Поэтому говорить о рентабельности санатория или лагеря при обслуживании по «социальным» путевкам не приходится вообще. Как правило, цена такой путевки либо на уровне себестоимости, либо даже ниже. Предприятие идет на такие условия, чтобы сохранить рабочие места, обеспечить возмещение части затрат, поддерживать имидж круглогодичной здравницы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что санаторно-курортные предприятия формируют цену на путевки исходя из действующего законодательства и условий экономической среды (налоговое законодательство, тарифы на коммунальные услуги, средний уровень заработной платы в крае и в отрасли).

Вследствие всех этих причин в период межсезонья средняя наполняемость гражданами санаторно-курортных организаций края составляет менее 59 процентов (в 2011 году — 53,8 процента, в 2012 году — 55,3 процента).

Рыночные преобразования привели к тому, что в настоящее время более 63 % здравниц уже не являются бюджетными и функционируют на условиях самоокупаемости.

Можно выделить основные факторы, ограничивающие развитие бальнеологических курортов в Краснодарском крае:

-        недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки менеджеров и обслуживающего персонала, наличие языкового барьера при общении с иностранными туристами;

-        существующие технические возможности и состояние объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры (энерго- и водоснабжение) не соответствуют потребностям развития туристско-рекреационных территорий Краснодарского края, а доступ к санаторно-курортным предприятиям ограничен пропускной способностью автодорожной и транспортной инфраструктуры;

-        туристический профиль Краснодарского края носит преимущественно пляжный, что ограничивает привлекательность туристско-рекреационных центров края для широкого круга туристов и имеет сезонные ограничения;

-        многие санаторно-курортные предприятия, предоставляющие лечебно-оздоровительные услуги отдыхающим и туристам имеют устаревшую материально-техническую базу, что негативным образом отражается на качестве туристических услуг;

-        в настоящее время в Краснодарском крае используется только 15–20 % собственных запасов минеральных вод и менее 1 % запасов лечебных грязей. Несмотря на то, что лечебная составляющая в предлагаемых курортами края услугах постоянно увеличивается, использование в санаторно-курортном лечении природных минеральных вод снижается. Растет тенденция замены их искусственными (суррогатными) лечебными факторами с использованием различных видов современного оборудования зарубежного производства.

-        низкий уровень кооперации туристско-рекреационного комплекса с промышленно-производственной деятельностью, осуществляемой на территории Краснодарского края;

-        не в полной мере реализуется потенциал трансграничного взаимодействия с соседними странами и регионами.

-        недостаточная конкурентоспособность системы продвижения (маркетинг и дистрибуция) туристического продукта Краснодарского края, которая намного менее эффективна аналогичных систем зарубежных курортов.

Мы сталкиваемся с недостаточной эффективностью использования уникальных природных лечебных ресурсов Краснодарского края. Эффективность реализации целевых программ во многом зависит от активного использования инструментов сотрудничества государства и частных структур.

Чтобы обеспечить долгосрочное развитие бальнеолечения Краснодарскому краю необходимо сформировать современное конкурентоспособное предложение. Благодаря бальнеологическим курортам Краснодарский край может стать не только пляжным курортом, но и всероссийской здравницей.

 

Литература:

 

1.        Об особых экономических зонах в Российской Федерации. Федеральный закон от 22.07.2005 года № 116-ФЗ.

2.        Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1996 года № 132-ФЗ.

3.        О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Федеральный закон от 23.02.1995 года № 26-ФЗ.

4.        О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009).

5.        Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 года № 1538-р.

6.        О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 года № 833.

7.        О туристской деятельности в Краснодарском крае. Закон Краснодарского края от 25.10.2005 года № 938-КЗ.

8.        О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 года № 1465-КЗ.

9.        О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края. Закон Краснодарского края от 15.07.2005 года № 888-КЗ.

10.    Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» на 2014–2017 годы. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 года № 1168.

11.    Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» на 2011–2017 годы. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.05.2010 года № 400.

12.    Об организации бальнеолечения на территории Краснодарского края. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края № 742-П от 20 ноября 2013 года.

13.    Лебедев А. В. Регулирование туристской деятельности на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны // Российское предпринимательство. 2008. № 5 Вып. 1 (110). c. 138–141.

14.    Левченко Т. П., Яковлева-Чернышева А. Ю. Методические подходы к идентификации рекреационного кластера // проблемы современной экономики. 2011. № 1. с.320–324.

15.    Министерство курортов и туризма Краснодарского края [Офиц. сайт]. URL: http://min.kurortkuban.ru/ (дата обращения: 13.02.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle