Библиографическое описание:

Пономарева Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 792-795.

Издавна сложившаяся система взаимоотношений преподавателей и студентов, когда преподаватель, являясь «носителем» знаний, выступает в роли «субъекта образовательного процесса», а студенты только «воспринимают» передаваемую информацию, заняв пассивную позицию — достаточно устарела в условиях современной педагогики.

Новая система подразумевает, что обе стороны образовательного процесса должны быть активными его «субъектами», исключив из процесса обучения «пересказ» учебников и «изложение» известных положений в науке.

Но, к сожалению, в большинстве случаев обучение в вузе сводится именно к этому. В такой ситуации, прежде всего, страдают студенты, не только не получающие базовых знаний о методах научного познания (отправной точки для дальнейшего изучения любой науки), но и лишенные той активной позиции, которую должны занимать в образовательном процессе, поскольку изначально формируется лишь пассивная позиция. Студенты совершенно уверенны в том, что преподаватель «обязан» им все пересказывать и разжевывать. Поэтому сами студенты (по возможности с заинтересованными преподавателями) вынуждены как-то вырываться из замкнутого круга и повышать в себе степень самостоятельности и ответственности за свою учебную деятельность. [9]

Современное общество все больше и больше нуждается в нестандартно мыслящих креативных специалистах. Поэтому в наши дни основу высшего образования должны составлять не столько учебные дисциплины, сколько разнообразные способы мышления и деятельности студентов. Это обуславливает применение в учебном процессе подходов, направленных на развитие самостоятельности, организованности, умения творчески решать поставленные задачи, умения оценивать и анализировать сложившиеся ситуации, умения адаптироваться в ускоренном режиме к любым изменениям в производстве или обществе. Именно от содержания и методики обучения во многом зависит приобретение подобных навыков студентами — будущими специалистами.

В последнее время ведется активный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Таким образом, основная задача качественно новой системы образования заключается в том, чтобы вызвать у студентов устойчивый интерес к изучаемому предмету, стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам. Студент, как будущий специалист, должен четко понимать и осознавать, каким образом он сможет применить свои социальные и профессиональные навыки в практической деятельности, а также научиться выявлять взаимосвязь между знаниями и ситуациями, и применять полученные в вузе знания адекватно решаемым проблемам. Именно инновационные методы и технологии в образовательном процессе смогут помочь в решении поставленных задач. [11,1,8]

По нашему мнению к одним из таких инновационных методов относится молодёжный образовательный туризм. Под образовательным туризмом понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Освоить различные дисциплины студентам могут помочь учебные образовательные поездки. Использование образовательного туризма является основой успешного формирования компетенций, определенных образовательными стандартами подготовки специалистов по таким направлениям как, биология, экология, география, история, лингвистика, физическая культура. [7]

Сама по себе идея образовательного туризма не нова. История научно-познавательных и образовательных путешествий берет свое начало с древнейших времен. В России традиция образовательных путешествий зародилась еще во времена Петра Великого и была продолжена в последующем. Выпускники элитных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. [10] Как правило, это были претенденты на службу государственного масштаба — научную или дипломатическую, военную или управленческую.

Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в принимающей семье. А ведь образовательный туризм, как инновационный метод образовательного процесса предполагает формирование у студентов умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам. Это путешествия не только в пространстве — в другие страны, но и во времени — к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура.

Например, вот как авторы Ковалева Т. М. и Рыбалкина Н. В. представляют образовательный туризм в образовательном процессе: «Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия — не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на вопрос — индивидуально значимый для каждого, отправляющегося в путешествие. Каждый участник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться, и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии.

В самом путешествии вооруженные новым знанием участники вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи — делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений. Каждый этап в образовательном путешествии сопровождается тьютором (преподавателем-наставником). Вместе со студентом он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры. Тьютор изучает стиль образовательного действия каждого студента, и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом, первоначально разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции». [3]

В свою очередь автор Погодина В. Л. написала и защитила докторскую диссертацию по теме «Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии», где она указывает, что «в программах вузовской подготовки студентов в области географии, геологии, биологии, экологии, лесопользования и ряда других образовательный туризм предписан Государственными образовательными стандартами в качестве обязательной формы обучения. Так, в высшем географическом образовании учебные, так называемые полевые, практики проводятся обычно в форме образовательных туристских поездок. Эти практики представляют собой важное звено в организационной структуре обучения бакалавров и магистров. Основная цель полевых работ заключена в приобретении обучающимися умений и навыков исследования с последующим их использованием в процессе преподавания географии в школе. При правильной организации учебных поездок и ответственном отношении к ним студентов данная форма работы обеспечивает будущего учителя необходимыми компетенциями, которые ему будут необходимы в работе со школьниками. Школьный образовательный туризм позволяет учителю географии осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, научно-методическую и др.»

Таким образом, Погодина В. Л. подчеркивает, что образовательный туризм в рамках учебного процесса является обязательной и неотъемлемой его частью. И продолжает далее о важности туризма в образовании педагогов: «…образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм, имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное и перспективное направление международного культурного обмена. Ведущая роль в процессе развития образовательного туризма принадлежит специалистам в области образования. Педагогически правильно организованная туристско-образовательная деятельность студентов способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций учителей географии. Интеграция в содержании географической, туристской и методической программных составляющих студентов способствует качественной подготовке организаторов образовательного туризма».

«Современные инновационные процессы в науке и образовании активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который ныне возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса». Именно так Погодина В. Л. в своей научной работе определяет актуальность образовательного туризма в обучении студентов. [6]

Даже если преподаватель обладает невероятным даром педагогического мастерства, он не в состоянии передать той информации и наиценнейшего опыта, который студенты приобретают за время своего образовательного тура. Например, тур страноведческой направленности, не только знакомит с культурным наследием страны, но напрямую сталкивает его участников с реальностью повседневной жизни, в частности жизни в Англии. Никакие рассказы или фильмы не заменят личного впечатления от этой страны, где, например, традиционное чаепитие «5 o’clock» начинается на самом деле в 4 часа дня, а самая популярная еда в Англии — это жареная рыба с картошкой. Но самое главное в такой поездке — это постоянное столкновение с поликультурной жизнью, где водители автобусов очень часто представители польской диаспоры, портье в отелях — пакистанской, а в справочной метрополитена — темнокожие выходцы из африканских стран. И такие явления толерантности английского общества встречаются буквально повсюду. Тем самым, образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность. Сегодня культурная грамотность продолжает оставаться одной из главных для образования, но «книжного» знания истории культуры той или иной страны становится недостаточно, необходима «личная встреча» с этой культурой. [4]

Трудно переоценить роль образовательного туризма в изучении иностранного языка. Появляется все больше и больше студентов, желающих получить углубленные языковые знания в Германии, Англии и других странах со старыми университетскими традициями. Большой популярностью также пользуются летние молодежные лагеря и учебные центры, которые предлагают студентам изучить не только иностранный язык, но и освоить различные популярные профессии (например, дизайнера). Студентов приглашают на обучение по различным образовательным программам, в том числе наиболее распространенный и востребованный проект «Образовательное приключение». Кроме необходимого образовательного уровня, студенты при этом набирают опыт международного общения. С наличием подобной языковой практики в среде носителей изучаемого языка у студентов появляется дополнительное преимущество при получении интересной престижной работы, как в России, так и за рубежом.

Помимо этого, желающие могут сочетать языковую школу со спортивным туризмом или изучать иностранный язык, параллельно приобретая новую специальность. Спортивно-обучающие туры позволяют проводить занятия выбранным видом спорта на высоком профессиональном уровне. Разумеется, и при спортивно-обучающих формах туризма сюда могут быть включены языковые курсы и обязательно — культурные программы.

Профессионально-обучающие туры предлагают освоение престижных и модных профессий, а также повышение квалификации в уже имеющемся образовании, т. е. участие в интересных профессиональных стажировках. Участникам этих туров подбирается соответствующее профильное предприятие или организация. [2,5]

Таким образом, рассмотрев роль образовательного туризма в учебном процессе, автор пришел к выводу, что в качестве инновационного метода образовательный туризм концентрирует, а зачастую и пробуждает познавательную активность студентов, побуждает их к самостоятельной творческой работе, инициативности, прививает умения и навыки самообразования и т. д. Тем самым обеспечивая качественную подготовку специалистов, способных к эффективной социальной самореализации.

 

Литература:

 

1.      Ефременко, Е. В. Формирование управленческих навыков студентов в процессе практического обучения [Эл. ресурс] / Режим доступа http://www.informio.ru/publications/id99/Formirovanie-upravlencheskih-navykov-studentov-v-processe-prakticheskogo-obuchenija (дата обращения: 10.06.2015)

2.      Изотова, М. А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме [Текст] / М. А. Изотова, Ю. А. Матюхина. — М.: Научная книга, 2006. — 136 с.

3.      Ковалева, Т. М. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Эл. ресурс] / Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65, свободный.

4.      Лаевская, Е. Д. Образовательный туризм и его роль в страноведческом образовании школьников [Текст] / Е. Д. Лаевская // Национальный проект «Образование». — 2011. — № 1. — С. 29.

5.      Образовательный туризм и его роль в обучении иностранным языкам [Эл. ресурс] / Режим доступа http://dreamvoyage.ru/publ/1–1-0–489, свободный.

6.      Погодина, В. Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук (13.00.02) / Погодина Виктория Леонидовна; Российск. гос. пед. универ. им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009. — 44 с.

7.      Погодина, В. Л. Особенности использования метода проектов в организации образовательного туризма [Текст] / В. Л. Погодина // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 11. — С. 58–61.

8.      Полякова И. Л. Формирование проблемно-ориентированных дисциплин в процессе подготовки специалистов в области туризма / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос.научн.-метод. конф.– Оренбург ООО ИПК «Университет». -2012. — с. 1285–1288.

9.      Пряжников, Н. С. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.

10.  Пяткова, С. Г. Организация образовательного туризма в России XIX-начала XX вв. [Текст] / С. Г. Пяткова // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 80–82.

11.  Трофименко, А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании [Эл. ресурс] / А. С. Трофименко. — Электронный журнал «Sci-article.ru». — 2014. — № 13 (сентябрь) — Режим доступа http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения: 01.06.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle