Библиографическое описание:

Петровская Л. Ю., Гребеньков Г. А. Влияние западных санкций на развитие РЖД // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 42-45.

В 2014 году Запад и ЕС начали вводить санкции против РФ. Одной из таких «карательных» мер стала санкция против РЖД и «УралВагонЗавод». С июля Запад начал накладывать санкции на «Уралвагонзавод» и другие оборонные компании России. Но тогда эксперты надеялись, что оборонно-промышленный комплекс РФ не пострадает. Ведь корпорация УВЗ (НПК «Уралвагонзавод») — крупнейшее российское предприятие танкового машиностроения и разработчик, и изготовитель различных типов грузовых вагонов, полувагонов, грузовых тележек, цистерн, которое полностью принадлежит государству. [1] Введённые санкции запретили «УралВагонЗавод» импорт и экспорт продукции, что заставило подорожать продукцию «УралВагонЗавода». Гендиректор корпорации Олег Сиенко заявил, что у Уралвагонзавода начались задержки с платежами. Вопрос о государственном финансировании пока не решен, сообщает «Интерфакс». Сиенко уточнил, что «…железнодорожная и машиностроительная продукция, выпускаемая Уралвагонзаводом, не пользуется спросом: срок службы подвижного состава постоянно продлевают, и новые вагоны оказываются не нужными стране». [2]

Глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин отметил, что прибыль компании в прошлом году составила 1,38 трлн рублей.

«Доходы у нас увеличились по сравнению с прошлым годом», — заявил глава компании. [3]

Таблица 1

Итоги 2014 года ОАО «РЖД»

Пассажирооборот (за 2014 г.)

По сравнению с 2013 г.,(%)

Всего, (млрд пасс.-км)

128,6

-7,1

Пассажирские перевозки (за 2014 г.)

По сравнению с 2013 г.,(%)

Всего, (млн человек)

1068,3

-1

Грузовые перевозки (за 2014 г.)

По сравнению с 2013 г.,(%)

Всего, (млн тонн)

1227

-0,8

Грузооборот (за 2014 г.)

По сравнению с 2013 г.,(%)

Всего (млрд тарифных т-км)

2298,3

+4,6

 

Из приведённой таблицы видно, что в 2014 году количество пассажиров и длина их перевозок уменьшилось, грузовые перевозки тоже имели понижение, но длина их перевозок увеличилась.

График доходов компании ОАО «РЖД» за 2005–2010 гг.

 

В 2014 г. ОАО «РЖД» заработало чуть больше, чем в 2010 г.

Freight_transportation_Russian_Railways.jpg

 

11 июня 2004 первый вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин дал интервью «Российской газете» по теме развития РЖД на ближайшие годы. Основные тезисы, выдвинутые им, а также результаты того, что сделано на сегодняшний день, а что не состоялось из-за санкций, приводятся ниже:

1.      Унификация транспортного законодательства.

2.      Развитие 2 трансконтинентальных путей через Россию: «Запад — Восток», или Транссиб и «Юг-Восток» (Северная Европа — Россия и далее на Кавказ — Персидский залив, на Центральную Азию — Персидский залив, а также через Каспийское море — в Иран — Персидский залив).

На будущее существует Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении. Участниками Тарифного Соглашения являются Железные дороги государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Латвийской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики. Каждый год создается план работ на будущий фрахтовый год.

Но, не смотря на вводимые Западом санкции, Правительство РФ и ОАО «РЖД», разработало и реализует комплекс мер по дальнейшему увеличению транзитного потенциала всего транспортного коридора между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно:

1.                  реализуются масштабные инвестиционные проекты в восточной части Транссиба для обеспечения роста железнодорожных перевозок и транзита между Россией и Китаем;

2.                  проводится необходимое развитие железнодорожных станций на границе с Монголией, Китаем и КНДР;

3.                  усиливаются подходы к морским портам;

4.                  проводится модернизация контейнерных терминалов в соответствии с мировыми стандартами.

5.                  ведется комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск для обеспечения возрастающих объемов перевозок грузов в Китай (прежде всего нефти).

20005.png

 

17 ноября 2014 года была опубликована новость о строительстве высокоскоростной магистрали «Москва-Пекин», которая должна начаться в Пекине и проходить через Хабаровск, Улан-Батор, Иркутск, Астану, Екатеринбург и закончится в Москве. [4]

trans-siberian-railway.jpg

 

Сегодня маршрут «Север — Юг» — это реальная альтернатива пути через Суэцкий канал. Транзитные грузы, следующие из стран Индийского океана и Персидского залива через Иран, Россию в страны Северной и Восточной Европы, проходят путь в три раза короче, чем через Суэцкий канал. Т.о, перевозить грузы по коридору «Север — Юг» значительно выгоднее. Понимая всю выгоду данного проекта, к его развитию присоединились: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия. Заявки подали Турция и Украина. Однако в связи с событиями, происходящими сегодня на Украине, она не может заниматься данным проектом. ОАО «РЖД» заинтересовано в создании сухопутного моста протяженностью около 4,5 тыс. км от Балтики до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе, который соединит Северо-Западную и Центральную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока и Южной Азии.

По экспертной оценке, товарный рынок МТК «Север — Юг» оценивается в 25–26 млн тонн к 2015 году. [5]

ржд.jpg

 

Итоги воздействий западных санкций на ОАО «РЖД»:

1.                  Были проблемы с подписанием договоров с компаниями из Западной Европы (Deutsche Bahn AG).

2.                  Проблемы с поставкой оборудования из-за границы, вследствие чего продукция стала дорожать.

3.                  Хотя цифра убытков компании не была сказана, непонятно, кто будет эти убытки возмещать, ибо банки, с которыми работали РЖД, оказались под влиянием санкций.

Несмотря на санкции, на 2015 год план действий сформирован на базе актуализации социально-экономического развития страны. Общий объем средств, предусмотренный проектом инвестиционного бюджета компании на период 2015‑2017 годов, прогнозируется в объеме 1,4 трлн рублей, в том числе в 2015 году — 414,1 млрд рублей. На эти средства планируется реконструкция более 7,5 тыс. км железнодорожных путей, 360 км контактной сети и порядка 280 км автоблокировки, закуплено 1,5 тыс. новых локомотивов. [7]

 

Литература:

 

1.                  http://ria.ru/economy/20140912/1023766315.html

2.                  http://www.kommersant.ru/doc/2569426

3.                  http://ria.ru/economy/20150123/1043961190.html

4.                  http://www.gazeta.ru/business/2014/10/17/6264261.shtml

5.                  http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5130

6.                  http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2012/02_445/VSF_NEW_02_445.pdf

7.                  http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1239577

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle