Библиографическое описание:

Айдинова А. Т., Головко Е. С. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 371-373.

Конкурентоспособность появляется в рыночных условиях, когда на рынок выходит несколько производителей аналогичного товара. Чтобы оставаться на рынке конкурентоспособным предприятием необходимо, чтобы продукт удовлетворял потребности покупателя в данный момент и был привлекательным по сравнению с аналогичными изделиями благодаря лучшему качеству.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятий, научно-технические достижения, маркетинг, качество, товар.

 

В условиях жесткой конкуренции между производителями, главная задача предприятия состоит в нахождении своего места на рынке. Для этого предприятие должно учитывать все особенности современного рынка.

Эффективность предприятия, его конкурентоспособность зависит от умения эффективно использовать трудовой и финансовый потенциал, достижения научно-технического прогресса, культурные, политические, технологические и экологические особенности рынка отдельно взятой страны, что и определяет актуальность темы исследования.

Проблема конкурентоспособности появляется в рыночных условиях, когда на рынок выходит несколько производителей аналогичного товара и предприятие должно повысить конкурентоспособность своего товара, чтобы закрепиться на рынке и получить прибыль. В современных условиях вопрос о конкурентоспособности предприятия становится актуальным [7].

Антипов Ю. В. считает, что конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду показателей [1, с. 212–221].

Воронов А. А. пишет, что конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов [4, с. 44–47].

На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия — это способность выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Она показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Основными факторами повышения конкурентоспособности предприятия с учетом особенностей современного рынка являются:

-                   внедрение достижений науки и техники;

-                   привлечение высококвалифицированных специалистов;

-                   повышение качества товара при снижении издержек производства;

-                   расширение рынка сбыта продукции внутри страны и за ее пределами.

С ростом научно-технического прогресса растут и изменяются потребности людей, современный потребитель выдвигает новые и более сложные требования к товарам и услугам. В этих условиях задачей предприятия становится создание новых или отсутствующих на рынке товаров и услуг.

Используя научно-технические достижения в совокупности с современной инновационной политикой, качественно новые идеи, технологии и изобретения производитель создает лучшие по качеству товары и обеспечивает конкурентоспособность своего предприятия, его долгосрочную эффективность.

При внедрении достижений науки и техники необходимы высококвалифицированные специалисты. Они являются одним из важнейших экономических ресурсов предприятия, влияющих на ее доход, конкурентоспособность и развитие.

На сегодняшний день этот фактор является наислабейшим звеном в деятельности отечественных предприятий. Очень немногие отечественные фирмы, в том числе крупные, заботятся об улучшении условий работы и мотивации своих сотрудников.

Руководителям предприятий необходимо обратить внимание на мотивацию своих сотрудников, обеспечить соответствующие условия работы, отдыха, высокий уровень заработной платы. Затраты на это окупятся лучшим качеством, большим объемом производимой продукции, а также сокращением обслуживающего персонала [5, с.13–16]. Программа обучения, которая действует в настоящих условиях, подготавливает специалистов так, что они овладевают разносторонними знаниями в сфере производства.

Так как конкурентоспособность закладывается еще на этапе проектирования и производства, поэтому ею можно и нужно управлять. В этом заключается работа специалистов по маркетингу. Они должны найти те параметры качества, сервиса и цены, которые сделают товар конкурентоспособным и запрограммируют его успех на рынке [6,с. 21–28].

Производство любой продукции начинается с маркетингового анализа.

Задачи маркетингового анализа:

-                    изучение платежеспособного спроса на продукцию;

-                    изучение рынков сбыта;

-                    обоснование ассортимента продукции;

-                    обоснование соответствующего объема продукции;

-                    оценка степени риска невостребованности продукции;

-                    изыскание резервов повышения качества продукции;

-                    оценка эффективности производства.

Перед выпуском товара нужно изучить потребности покупателей, качественно улучшить товар и выходить на рынок, а не производить ненужный товар и испытывать трудности при его продаже.

Фирма, имеющая преимущество в маркетинге, производит товары, более ориентированные на покупателя. Это означает, что некоторые свойства товара этого производителя предпочтительнее или уникальнее, чем у конкурента.

Товар является индикатором конкурентоспособности предприятия. В конкурентной борьбе принимается во внимание функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, внешний вид, упаковка, гарантия обслуживания, т. е. то, что удовлетворит покупателя лучше, чем товар конкурента.

Продукт должен удовлетворять потребности покупателя в данный момент и быть привлекательным по сравнению с аналогичными изделиями благодаря лучшему качеству. Товар должен иметь выгодные отличия от товара-конкурента по затратам на его производство.

Качество должно способствовать продукции быть проданной в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя. Иными словами, товар будет конкурентоспособным, если он превосходит аналогичные товары по цене и качеству без ущерба для производителя.

Если предприятие стремится на международный рынок, то его продукция должна соответствовать международным стандартам качества и должна иметь сертификат соответствия системы качества международному стандарту ISO 9000.

Необходим постоянный поиск новых каналов сбыта продукции, новых покупателей, возможно с выходом на международный рынок. Для этого необходимо изучить предпочтения зарубежных потребителей, их вкусы и традиции, правила ведения бизнеса в той стране, куда будет экспортироваться товар, изучить уровень конкурентоспособности в своей отрасли, учитывать экологические, юридические, технологические особенности страны.

При поиске рынков сбыта необходимо обратить внимание на максимально возможное приближение производителя и покупателя, что уменьшит издержки на транспортировку, а значит, и цену товара.

Лишь конкурентоспособная организация способна выжить в период становления рыночных отношений в стране, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его.

Основным смыслом развития экономики в стране должно стать повышение уровня конкурентоспособности российской экономики, предприятий, фирм.

Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, внедрения инновационной политики, улучшения условий работы и ряда других факторов. Своевременное регулирование, повышение конкурентоспособности предприятия являются залогом его успешного функционирования, финансовой устойчивости в будущем.

 

Литература:

 

1.                  Антипов, Ю. В. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Научный журнал. — 2011. — № 3 (89). — С. 212–221.

2.                  Белкина, Е.Н., Айдинова А. Т., Черепухин Т. Ю. Мониторинг как база принятия стратегических решений в системе отраслевого менеджмента // Бизнес в законе. — 2012. — № 6. С. 113–116.

3.                  Волчков, А. Н. Инновационная активность фирмы на основе применения механизма воспроизводства и обновления основных фондов — стратегический ресурс сохранения конкурентоспособности и экономического роста // Инженерный журнал. — 2012. — № 4. — С. 41–46.

4.                  Воронов, А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции // Журнал стандарты и качество. — 2013. — № 11. — С. 44–47.

5.                  Жданкин, Н. А. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия // Трудовое право. — 2011. — № 2. — С. 13–16.

6.                  Карданова, Л.М., Ужаева А. Т. Особенности становления и развития системы риск-менеджмента в масложировом подкомлексе АПК Ставропольского края: монография, Ставрополь, 2006.

7.                  Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности // Российский экономический журнал. — 2014. — № 6. — С. 74–78.

8.                  Кузьменко, В. Г. Комплексная оценка инновационных проектов создания новых товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2013. — № 1 (49). — С. 21–28.

9.                  Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс] http://ria.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle