Библиографическое описание:

Штец А. А., Шемигон Г. И. Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 829-831.

В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.

Ключевые слова: первоначальное чтение, учебный диалог, учебная задача, проблема, проблемная ситуация.

 

При обучении первоклассников деятельности первоначального чтения в данный момент особо актуальным является организация учебного диалога. Данная форма обучения позволяет увеличить познавательный интерес учеников, организовать активное обсуждение вопросов, по которым возникли затруднения или разногласия, формировать умение оценивания других и самооценки. В предметной области «Филология» ФГОС II поколения НОО [9] указано, что одной из основных задач реализации содержания является развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

Особую актуальность, в том числе и для усвоения первоначального чтения, имеет то, что в Примерной образовательной программе начального общего образования [10] в разделе «Коммуникативные универсальные учебные действия» отмечено, что выпускник научится:

-          формулировать собственное мнение и позицию;

-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-          владеть диалогической формой речи.

Данные умения, определяющие коммуникативную грамотность школьника, также свидетельствуют о необходимости организации учебного диалога.

Следует отметить, что на данный момент не существует устоявшегося понятия «учебный диалог». Виноградова Н. Ф. [5] определяет его как «диалогическую форму обсуждения, целью которой является коллективное «открытие» истины».

Курганов С. Ю., Литовский В. Ф. [7] дают следующее определение: учебный диалог — это особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов. В основу логики обучения, формирующей личностное мышление человека, должна быть положена логика диалога; единицей такого обучения может быть урок особого типа, урок-диалог, на котором учитель и дети демонстрируют различные типы мышления и логики; в этом учебном диалоге в своеобразной форме воспроизводятся культурологические диалоги, характерные для определенных исторических эпох (античность, средневековье, Возрождение, новое время, современность).

Белова С. В. [2] рассматривает учебный диалог, как «особую форму обучения, с помощью которой обеспечивается движение участников к общему для всех познавательному результату».

Бахтин М. М. [3] в своих работах говорит о диалоге, как о возможности определить значение речи, ее содержание. Диалог по мнению ученого применяется для выяснения смысла высказывания. Бахтин М. М. говорит так: «Речь — любая речь, каждая речь может быть истинно понята лишь в контексте диалогических отношений. Элементарная единица речи — «высказывание», граница которого и смысл которого — начало «ответа» другого человека, другой личности. Высказывание все ориентировано на этот ответ или на новый вопрос, ко мне обращенный, таит в себе возможность и предвосхищение таких ответов, — вопросов, — сомнений».

Абрамкина О. Г. [1] в своем исследовании характеризует учебный диалог как «своеобразный вид целевой деятельности, включенной в процесс обучения и обладающий такими структурными компонентами, как учебные цели и задачи, соответствующие общим педагогическим четко поставленным целям обучения, содержание, субъекты и правила диалога, обеспечивающие усвоение как предметного содержания учебной дисциплины, так и норм социального поведения».

Мельникова Е. Л. [8] не дает точного определения понятию «учебный диалог», но утверждает, что на уроке осуществляется постановка учебной проблемы и поиск ее решения, для чего используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется — продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему или сочинить небольшое стихотворение).

С точки зрения влияния на формирование деятельности целесообразно опираться на определение Абрамкиной О. Г., так как только в нем диалог рассматривается как вид деятельности, то есть в рамках деятельностного подхода, как этого требует ФГОС.

Из определения важно то, что диалог определяется через наличие учебной задачи. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. [6] определяют учебную задача как «цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса». А учебная задача реализуется через проблему и проблемную ситуацию.

Следует сделать акцент на отличии проблемы от проблемной ситуации. В Большой психологической энциклопедии понятие «проблема» трактуется, как «осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта». Под проблемной ситуацией Брызгалова С. И. [4] понимает определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия. Необходимость обязательного применения проблемной ситуации обусловлена тем, что в начальной школе ученики еще не обладают культурой ведения дискуссий (определение точки зрения, выдвижение аргументов и т. п.).

По мнению Штеца А. А. [11] в 1 классе в основу учебного диалога должна лечь такая проблемная ситуация, как столкновение с неизвестным. Ученики определяют на базе пройденного материала, что очередная задача, поставленная учителем им незнакома, и самостоятельно ищут решение.

По мнению Ю. К. Бабанского для учебного диалога характерны следующие методические особенности:

-          наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;

-          наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

-          возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения;

-          наличие цели организации диалога;

-          наличие обратной связи;

-          наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.

Таким образом, следует отметить, что учебный диалог оказывает значительное влияние на формирование первоначального чтения. Он повышает осознанность позиционного принципа в структуре первоначального чтения, обеспечивает личностно-развивающий характер в процессе обучения грамоте, а также повышает уровень осмысленности первоначального чтения.

 

Литература:

 

1.         Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Г. Абрамкина. — Орел. — 2003. — 243 c.

2.         Библер В. С. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры. — М.: Прогресс. — 1991. — 176 с.

3.         Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога. — М.: АПКиПРО. — 2002. — 148 с.

4.         Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. — Калининград: 1998. — 91 с.

5.         Виноградова Н. Ф.. Учебный диалог — эффективный метод развития младших школьников.// Начальное образование. — 2010 — № 1.

6.         Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия». — 2003. — 176 с.

7.         Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение. — 1989. — 128 с.

8.         Мельникова Е. Л. Что такое проблемный диалог. // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 8. — С.3–8.

9.         М-во образования и науки Рос. Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М: Просвещение. — 2010.

10.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

11.     Штец А. А., Сабодах Р. В., Исаева С. А. Обучение чтению и письму в букварный период (1–4). Программа. Методические рекомендации: Пособие для учителей начальных классов / Под редакцией А. А. Штеца. — М.: АРКТИ, Рольф. — 2002. — 208 с.

Основные термины: учебного диалога, учебный диалог, «учебный диалог», первоначального чтения, понятия «учебный диалог», этапе постановки проблемы, деятельности первоначального чтения, постановки проблемы учитель, учебного диалога методические, этапе поиска решения, Учебный диалог, организация учебного диалога, учебного диалога должна, проблемной ситуации, организации учебного диалога, учебного диалога характерны, проблемный диалог, в нем диалог, участников диалога проблемы, Абрамкина О. Г. Учебный диалог

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle