Библиографическое описание:

Штец А. А., Шемигон Г. И. Учебный диалог в процессе формирования деятельности первоначального чтения // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 829-831.

В статье рассматриваются различные подходы к определению содержания понятия «учебный диалог». Также делается акцент на отличие понятий «проблема» и «проблемная ситуация» и отмечаются характерные для учебного диалога методические особенности.

Ключевые слова: первоначальное чтение, учебный диалог, учебная задача, проблема, проблемная ситуация.

 

При обучении первоклассников деятельности первоначального чтения в данный момент особо актуальным является организация учебного диалога. Данная форма обучения позволяет увеличить познавательный интерес учеников, организовать активное обсуждение вопросов, по которым возникли затруднения или разногласия, формировать умение оценивания других и самооценки. В предметной области «Филология» ФГОС II поколения НОО [9] указано, что одной из основных задач реализации содержания является развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

Особую актуальность, в том числе и для усвоения первоначального чтения, имеет то, что в Примерной образовательной программе начального общего образования [10] в разделе «Коммуникативные универсальные учебные действия» отмечено, что выпускник научится:

-          формулировать собственное мнение и позицию;

-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-          владеть диалогической формой речи.

Данные умения, определяющие коммуникативную грамотность школьника, также свидетельствуют о необходимости организации учебного диалога.

Следует отметить, что на данный момент не существует устоявшегося понятия «учебный диалог». Виноградова Н. Ф. [5] определяет его как «диалогическую форму обсуждения, целью которой является коллективное «открытие» истины».

Курганов С. Ю., Литовский В. Ф. [7] дают следующее определение: учебный диалог — это особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов. В основу логики обучения, формирующей личностное мышление человека, должна быть положена логика диалога; единицей такого обучения может быть урок особого типа, урок-диалог, на котором учитель и дети демонстрируют различные типы мышления и логики; в этом учебном диалоге в своеобразной форме воспроизводятся культурологические диалоги, характерные для определенных исторических эпох (античность, средневековье, Возрождение, новое время, современность).

Белова С. В. [2] рассматривает учебный диалог, как «особую форму обучения, с помощью которой обеспечивается движение участников к общему для всех познавательному результату».

Бахтин М. М. [3] в своих работах говорит о диалоге, как о возможности определить значение речи, ее содержание. Диалог по мнению ученого применяется для выяснения смысла высказывания. Бахтин М. М. говорит так: «Речь — любая речь, каждая речь может быть истинно понята лишь в контексте диалогических отношений. Элементарная единица речи — «высказывание», граница которого и смысл которого — начало «ответа» другого человека, другой личности. Высказывание все ориентировано на этот ответ или на новый вопрос, ко мне обращенный, таит в себе возможность и предвосхищение таких ответов, — вопросов, — сомнений».

Абрамкина О. Г. [1] в своем исследовании характеризует учебный диалог как «своеобразный вид целевой деятельности, включенной в процесс обучения и обладающий такими структурными компонентами, как учебные цели и задачи, соответствующие общим педагогическим четко поставленным целям обучения, содержание, субъекты и правила диалога, обеспечивающие усвоение как предметного содержания учебной дисциплины, так и норм социального поведения».

Мельникова Е. Л. [8] не дает точного определения понятию «учебный диалог», но утверждает, что на уроке осуществляется постановка учебной проблемы и поиск ее решения, для чего используется два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу. На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Иными словами, от каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется — продуктивное, потому что предлагает ученику создать простой продукт (например, составить схему или сочинить небольшое стихотворение).

С точки зрения влияния на формирование деятельности целесообразно опираться на определение Абрамкиной О. Г., так как только в нем диалог рассматривается как вид деятельности, то есть в рамках деятельностного подхода, как этого требует ФГОС.

Из определения важно то, что диалог определяется через наличие учебной задачи. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. [6] определяют учебную задача как «цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса». А учебная задача реализуется через проблему и проблемную ситуацию.

Следует сделать акцент на отличии проблемы от проблемной ситуации. В Большой психологической энциклопедии понятие «проблема» трактуется, как «осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта». Под проблемной ситуацией Брызгалова С. И. [4] понимает определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия. Необходимость обязательного применения проблемной ситуации обусловлена тем, что в начальной школе ученики еще не обладают культурой ведения дискуссий (определение точки зрения, выдвижение аргументов и т. п.).

По мнению Штеца А. А. [11] в 1 классе в основу учебного диалога должна лечь такая проблемная ситуация, как столкновение с неизвестным. Ученики определяют на базе пройденного материала, что очередная задача, поставленная учителем им незнакома, и самостоятельно ищут решение.

По мнению Ю. К. Бабанского для учебного диалога характерны следующие методические особенности:

-          наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;

-          наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

-          возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения;

-          наличие цели организации диалога;

-          наличие обратной связи;

-          наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.

Таким образом, следует отметить, что учебный диалог оказывает значительное влияние на формирование первоначального чтения. Он повышает осознанность позиционного принципа в структуре первоначального чтения, обеспечивает личностно-развивающий характер в процессе обучения грамоте, а также повышает уровень осмысленности первоначального чтения.

 

Литература:

 

1.         Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Г. Абрамкина. — Орел. — 2003. — 243 c.

2.         Библер В. С. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры. — М.: Прогресс. — 1991. — 176 с.

3.         Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога. — М.: АПКиПРО. — 2002. — 148 с.

4.         Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. — Калининград: 1998. — 91 с.

5.         Виноградова Н. Ф.. Учебный диалог — эффективный метод развития младших школьников.// Начальное образование. — 2010 — № 1.

6.         Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия». — 2003. — 176 с.

7.         Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение. — 1989. — 128 с.

8.         Мельникова Е. Л. Что такое проблемный диалог. // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 8. — С.3–8.

9.         М-во образования и науки Рос. Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М: Просвещение. — 2010.

10.     Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

11.     Штец А. А., Сабодах Р. В., Исаева С. А. Обучение чтению и письму в букварный период (1–4). Программа. Методические рекомендации: Пособие для учителей начальных классов / Под редакцией А. А. Штеца. — М.: АРКТИ, Рольф. — 2002. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle