Библиографическое описание:

Шарипов А. К., Ормышев А. И. Развитие государственных закупок в Республике Казахстан // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 526-529.

В Республике Казахстан законодательство о государственных закупках динамично развивается. Целью законодательства о государственных закупках является, во-первых — оптимизация расходов государственных средств при проведении покупок товаров и услуг, и, во-вторых — предотвращение коррупции среди государственных служащих, которые и проводят эти самые закупки.

Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» принят 21 июля 2007 года и введен в действие с 1 января 2008 года (последние изменения, дополнения внесены Законом от 13.01.2012г.).

На сегодняшний день в Республике Казахстан актуален вопрос государственных закупок, т. к. практически каждая организация использует в своей работе государственные закупки. Это хороший способ как для государства выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны понятия Закона о государственных закупках.

Предметом государственных закупок является приобретение заказчиками товаров, работ, услуг в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в сфере государственных закупок, для обеспечения их функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности.

ХХІ век безальтернативно начал развиваться с применением программных и телекоммуникационных средств в жизни общества на глобальном уровне, без которых сегодня невозможно реализовать множество решений во многих сферах деятельности людей. На уровне государственного управления и общественных отношений во многих странах мира широко развивается информатизация в разных направлениях и сферах. К примеру, в Казахстане информатизация финансовой, налоговой, таможенной сфер с позиции государственного управления выступает важным направлением в реализации программ электронного правительства.

Портал электронного правительства в Казахстане был запущен в апреле 2006 года. На портале можно оплатить налоги, государственные пошлины и штрафы. Ежедневно портал посещают более 10 500 человек, выдается около 10 тысяч электронных справок. При запуске портала было реализовано 377 информационных услуг, охватывающих деятельность министерств образования и науки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Национального банка. Первая электронная услуга появилась на портале в 2007 году. Это услуга Государственного центра по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по выдаче информации о поступлении и движении средств вкладчика, которая является одной из самых популярных и востребованных на портале.

В настоящее время портал электронного правительства Республики Казахстан обеспечивает доступ к 128 видам услуг, предоставляемых 17 государственными ведомствами Казахстана. За 2011 год через портал электронного правительства было оказано более 5 млн. электронных услуг и зарегистрировано более 96 тыс. пользователей. Сумма платежей, произведенных с использованием инфраструктуры электронного правительства в 2011 году составила порядка 19,5 млн. тенге. В 2012 году около 60 % социально значимых услуг стали доступны на сайте, в 2013 году — 100 % государственных т оказаны в электронном формате.

Практика показала, что создание и деятельность дочерних предприятий не всегда должным образом контролируется со стороны собственника, то есть государства. На наш взгляд, необходимо усиление контроля со стороны государства за деятельностью акционерных обществ, контрольный пакет которых принадлежит государству при проведении государственных закупках. Саму идею ужесточения контроля над расходованием государственных средств никто не отрицает, тем более, что в последнее время надзорными органами обнародовано немало фактов подобных нарушений.

В теоретическом аспекте государственные закупки выступают как экономическая категория. На наш взгляд, государственные закупки как экономическая категория — это совокупность экономических отношений по поводу распределения и перераспределения бюджетных средств на приобретение товаров, работ и услуг с целью удовлетворения государственных нужд для реализации функций государственного управления между распорядителями бюджетных средств в лице администраторов бюджетных программ и потенциальными поставщиками.

Применения вычислительных систем становится возможным полностью автоматизировать процесс принятия решений, без влияния на этот процесс конкурсной комиссии. Такой способ возможен только в случае простых закупок, со стандартными требованиями к качеству, комплектации, срокам поставки и оплаты и единственной переменной характеристикой — цене.

В заключение отметим, что добиться ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса государственных закупок. Если ограничиваться отдельными областями или методами, можно получить, лишь кратковременный эффект, однако спустя некоторое время структура и механизм извлечения незаконного дохода изменятся, сместившись в области, не затронутые инструментами контроля и противодействия. В результате суммарные коррупционные потери вернутся к прежним размерам или даже превзойдут их.

Исследование теории государственных закупок и практики использования бюджетных средств в государственных закупках в условиях рыночных отношений Казахстана за период с 2008 по 2014 год и решение поставленных задач. Прокъюремент определяется как совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной компании посредством конкурсных торгов. В его понимании выделяют несколько ключевых моментов.

Во-первых, это принципы, которые заложены в основе проведения государственных закупок.

Во-вторых, это способ закупки, который характерен для конкурсных торгов, то есть процедура закупок должна быть в центре внимания.

В-третьих, это конкурсные торги как публичное открытое состязание претендентов, т. е. потенциальных поставщиков, за получение контракта на поставку товаров или выполнение работ.

В-четвертых, это интересы покупателя, то есть администраторов бюджетных программ.

В-пятых, это совокупность практических методов и приемов. То есть сам инструментарий, при помощи которого осуществляются процедуры конкурсных закупок продукции.

На май текущего года благодаря электронной системе государственных закупок Правительство сэкономило около 3,8 млрд тенге бюджетных средств. В целом за четыре года работы электронной площадки экономия по электронным государственным закупкам способом запроса ценовых предложений составила около 80 млрд тенге [1].

Министерство финансов Республики Казахстан инициировало перевод государственных закупок в электронный формат. Сегодня система (www.goszakup.gov.kz) предоставляет единую точку доступа к электронным услугам в сфере государственных закупок и позволяет осуществлять участие в государственных закупках в качестве заказчика, организатора и поставщика с любого компьютера подключенного к сети Интернет.

Площадкой для проведения госзакупок в электронном формате является веб-портал госзакупок — www.goszakup.gov.kz, разработанный ТОО «Центр электронной коммерции». В настоящее время Автоматизированная интегрированная информационная система «Электронные государственные закупки» (АИИС ЭГЗ), как она называется, обеспечивает автоматизацию процедур государственных закупок способом запроса ценовых предложений и конкурсов, а также в пилотном режиме аукционов. С 1 января 2010 года все государственные закупки Казахстана способом запроса ценовых предложений проходят только в электронном формате.

На наш взгляд основными преимуществами электронных государственных закупок являются:

1.      Эффективный способ борьбы с коррупцией;

2.      Реальная экономия бюджетных средств;

3.      Удобство работы в сфере государственных закупок;

4.      Создание эффективных условий для здоровой конкуренции;

5.      Поддержка развития отечественного малого и среднего бизнеса.

Основными целями нового законопроекта РК «О государственных закупках» являются упрощение государственных закупок, минимизация коррупционных рисков, защита прав и законных интересов потенциальных поставщиков и повышение ответственности участников государственных закупок. Это позволяет переходу к полному циклу проведения закупок в электронной форме. Также сокращению доли закупок, проводимых из одного источника, интеграции веб-портала с информационными системами иных госорганов. Законопроектом предлагается внедрить исключительно электронный формат заключения договоров. Это позволит формировать полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены. Тем самым, бюджеты администраторов бюджетных программ будут формироваться не на основе прайс-листов, а на основе средних закупочных цен, сформированных на веб-портале. На этапе подготовки конкурсной документации — технической спецификации — имелась проблема, когда заказчики подгоняют спецификацию под одного поставщика. Для решения указанной проблемы законопроектом вводится институт предварительного обсуждения технической документации.

Данная мера позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним, обратиться к заказчику об их устранении.

Кроме этого, наибольшее количество нарушений в сфере государственных закупок совершаются на этапе рассмотрения конкурсных заявок в части их необоснованного отклонения. В связи с чем, закупки признаются не состоявшимся, что является основанием для проведения закупок из одного источника. В этой связи, ранее Законом от 14 января 2014 года был внедрен институт предварительного рассмотрения заявок, дающий право потенциальным поставщикам в течении 3-х дней привести заявку в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации [2].

Внедрение данной нормы уже имеет положительные результаты. Так, если в 2013 году из общего количества заявок доля допущенных к участию в конкурсе составляло 52 %, то за 2014 год доля допущенных к участию потенциальных поставщиков составило 72 % [3].

 

Литература:

 

1.      Бюллетень государственных закупок: информационные материалы и объявления / Агентство Республики Казахстан по государственным закупкам (выходит по средам и субботам) // Сайт www.oko-kz.com.

2.      Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.01.2014 г.)

3.      Статистические данные Агентства по статистике, отчетные данные Министерств финансов, экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан за 2014 год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle