Библиографическое описание:

Шевцова А. В., Мельник Т. В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 826-829.

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностьюкритериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационной и лексической стороны в устной и письменной форме речи. Данная статья может помочь учителям и студентам в изучении вопросов речевого развития младших школьников.

Ключевые слова: выразительность речи, средства развития выразительности речи, критерии оценки выразительности речи, младшие школьники.

 

На современном этапе развития информационного общества особо важным для человека становится умение общаться для достижения успеха в социуме.

В сфере образования идёт активный поиск путей эффективного развития языковой личности. Дальнейшей разработки требуют вопросы научно — методического обеспечения речевого развития младших школьников.

Проблема развития выразительности речи учащихся младших классов приобретает сегодня первостепенное значение. Только развитая выразительная речь позволит учащимся свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных коммуникативных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника.

Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации. Данное утверждение находит подтверждение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения Начального Общего Образования (ФГОС 2 поколения НОО) [1].

Кроме того, выразительность является качественной характеристикой речи. Она рассматривается, как важный показатель языкового развития и речевой культуры личности.

Цель статьи: охарактеризовать проблему выделения критериев развития выразительности речи младших школьников.

В связи с этим, необходимо определить сущность выразительности речи в контексте исследуемого вопроса.

Выразительность речи на протяжении веков интересовала многих учёных. В античности вопросами выразительности речи занимались Платон, Аристотель, Квинтиллиан и др., в средние века большое внимание этому понятию уделяли Фома Аквинский, Ориген, Августин Блаженный, Фридрих Аст и др. В отечественной науке обосновал средства выразительной речи М. В. Ломоносов. На протяжении многих десятилетий развития гуманитарного знания эта проблема исследовалась с позиции философии, истории, эстетики, текстологии, риторики. Много исследований посвящались различным аспектам выразительности речи художественного текста: Н. М. Шанский (языковой материал), В. В. Виноградов (словесная ткань), Я. В. Щерба (языковые средства реализации художественного замысла), Б. А. Ларин (смысловая сторона выразительности) и др.

В современных научных и методических источниках, проблема выразительности речи младших школьников нашла отражение в трудах известных лингвистов: Е. А Селивановой, В. Карасика, А. К. Михальской, В. М. Пелих, Н. В. Аниськиной, О. Н. Хрусталёвой и др., психологов: А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Залевской, Д. Л. Спивак и др., педагогов и методистов: М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, О. В. Кубасовой и др.

Выразительность речи является понятием неоднозначным, определение его сущности носит дискуссионный характер. Анализ лингвистических, педагогических, методических и др. источников выявил неоднозначное толкование понятий. В риторике выразительность речи может проявляться в ясности и точности. В лингвистике — на всех языковых уровнях. В педагогике сущность понятия «выразительность речи» обусловлено использованием в речи различных речевых средств и используется для проявления индивидуальности автора. Как видится, в определении понятия «выразительность» чёткого определения не существует, оно подменяется простым перечислением компонентов, характеризующих его.

Как отмечает М. Р. Савова в своём словаре-справочнике «Педагогическое речеведение», выразительность речи следует рассматривать как коммуникативное качество речи которое характеризует эффективность коммуникативно-целесообразного проявления индивидуальности автора речи с помощью различных речевых средств [3, с. 29]. Свободная выразительная речь выступает как элемент воспитания языковой личности младшего школьника. Также, она является одним из компонентов его речевого развития. Именно это позволяет грамотно общаться с различными людьми — это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь. Поэтому развитие умений связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений развития выразительности речи.

Таким образом, что же подразумевается под содержанием понятия выразительность речи?

Под выразительностью речи понимается такая речь, в которой оптимально используются лексические и интонационные языковые единицы как средства коммуникации. Как и любая другая деятельность, выразительность речи должна быть диагностируемой, что требует оценки её составляющих. На сегодняшний день именно аспекты лексической и интонационной языковых единиц выступают как одни из самых актуальных и являются предпосылками создания критериев проверки выразительности речи.

Как показала практика, развитие выразительности речи младших школьников осуществляется с учётом трёх направлений. Первое направление связано с интонационной правильностью воспроизведения высказывания и стихотворного текста. Данный критерий был выделен и освещён в современных работах Н. М. Ильенко, А. В. Богдановой и др. Он предполагал работу с семантическими паузами и логическим ударением, а также проверку темпа и тембра речи учащихся.

Кроме этого, выделяется ещё критерий восприятия и использования средств лексической выразительности речи. Это обозначено в работах В. И. Казаковой, В. И. Шпунтова и др. Векторы работ этих учёных ориентированы на приобретение детьми умений выделять средства лексической выразительности, такие как синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения в чужой речи; умение употреблять средства лексической выразительности в собственной речи.

Исследования последних лет касаются в основном аспекта совершенствования устной речи младших школьников. Не достаточно учитывается один из важнейших видов речевой деятельности, присущий младшему школьнику на этом этапе — использование интонационных и лексических средств выразительности в письменной речи. Именно аспект использования средств выразительности в письменной речи был учтён в процессе нашего исследования.

Создание письменного текста (на начальном этапе обучения — любого, даже невыразительного) вызывает у учащихся серьезные затруднения.

Подтверждение находим в трудах Л. С. Выготского. Он отмечал, что имеется «колоссальное расхождение в развитии письменной и устной речи» ребенка. Это связано, во-первых, с тем, что письменная речь абстрактнее устной, так как изобилует большим количеством теоретических понятий, а во-вторых, в письменной речи ребенок должен направить внимание не на саму речь, а на то, что находится за словами [2, с. 225–231]. Поэтому наполнение письменного высказывания выразительностью представляет значительную сложность для обучаемых, так как им необходимо опираться на теоретические сведения о средствах выразительности, чего изначально без предварительной работы сделать невозможно.

Таким образом, нами были выделены три критерия: интонационная правильность воспроизведения высказывания и стихотворного текста, восприятие и использование средств лексической выразительности речи, использование интонационных и лексических средств в собственной письменной речи. Данные критерии легли в основу диагностического исследования.

Исследование выразительности речи младших школьников было проведено на базе ГБОУ г. Севастополя СОШ № 45 в 3-Б и 3-В классах, на протяжении 2014–2015 года.

Для проверки, учащимся были даны задания, учитывающие все стороны определяющие интонационную выразительность. Это и нахождение логического ударения в стихотворном тексте, и выделение семантический пауз, нахождение темпа и тембра речи. Например: задание по выявлению семантических пауз и нахождению логического ударения в стихотворении В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Почему все не так? Вроде/ — все как всегда:

То же небо/ — опять голубое,/

Тот же лес,/тот же воздух /и та же вода…///

Только он/ не вернулся из боя.//

В результате было выявлено, что по критерию интонационной правильности воспроизведения высказывания и стихотворного текста можно увидеть, что выразительность речи третьеклассников находится в основном на недостаточном уровне — 62 % учеников. Учащиеся с трудом определяли логическое ударение в стихотворных строках, путались с постановкой пауз, не смогли справиться с заданием, невзирая на помощь учителя.

Так как мы не могли рассматривать и оценивать проблему развития выразительности речи младших школьников односторонне, то необходимой явилась проверка восприятия и использования детьми средств лексической выразительности. Учащимся предлагались задания по подбору средств лексической выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений), трактованию. Например: задание на сравнение слов, взятых из известных пословиц.

 

Половина (50 %) диагностируемых учащихся, в результате выполнения подобных заданий, показала недостаточный уровень знаний, умений и навыков (зун). Ученики плохо различали эпитеты, метафоры, олицетворения и др. средства выразительности, путали их, были дезориентированы в заданиях, учащимся постоянно требовалась помощь. Результатами явилось: отсутствие ответов, некачественно выполненные задания.

Самыми значимыми и мало изученными в науке на практике, явились задания на использование интонационных и лексических средств в собственной письменной речи. Приведём пример полученной нами работы:

«Пренесли охотники двух медвежат (маленькиех озорников.) Придумали мишки развлечение. Залезли на крышу и стали кирпичи кидать. Иду я а передомной кирпичь упал это были медвежата. Вот какие озорники!»

(Настя М., 3-Б класс.)

В результате следует отметить, что в обоих классах наблюдается слабый уровень развития выразительности письменной речи 52 % учащихся. Ученики не сумели правильно композиционно выстроить свой текст, отразить идею текста, не воспользовались языковыми средствами выразительности, неудачно расставили знаки препинания, им требовалась большая помощь со стороны учителя.

Общие результаты диагностического исследования показали, что в обоих классах на высоком уровне развития выразительности речи находятся 4 человека, что в процентном соотношении составляет 15 %, стандартный уровень у 10 учащихся, это составляет 38 %, а низкий уровень у 12 человек, что в процентном соотношении составляет 47 % учащихся. По общим результатам наблюдается недостаточный уровень развития выразительности речи учащихся.

Из вышесказанного следует, что обучение выразительности речи — это сложная и многоаспектная деятельность. Недостаточно реализуется требуемое в ФГОС 2 поколения НОО развитие выразительности речи учащихся. Следовательно, недостаточное внимание выразительности речи может привести к нежелательным последствиям — несформированности речевых навыков, к несостоятельности в формулировании письменных и устных высказываний. Подобные последствия достаточно ярко проявляются в образовании не только младших, но и старших школьников.

Статья не в полном объёме освещает аспекты развития выразительности речи и открывает перспективы для дальнейших исследований, в т. ч. созданию методических рекомендаций по развитию выразительной стороны речи.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

2.                  Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2007. С. 225–231.

3.                  Савова М. Р. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; Сост. А. А. Князьков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 310 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle