Модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.06.2015

Статья просмотрена: 1556 раз

Библиографическое описание:

Дрохнерис, О. Г. Модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников / О. Г. Дрохнерис. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 734-737. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20256/ (дата обращения: 17.04.2024).

Cтатья посвящена проблеме формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности учащихся, так как с внедрением новых ФГОС появилась необходимость формировать универсальные учебные действия у учащихся, предполагающие формирование компетенций в области использования учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ключевые слова: готовность, готовность к деятельности, готовность к организации исследовательской деятельности, исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность.

 

В связи с модернизацией российского образования, введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, внедрения Профессионального стандарта педагога к современному учителю предъявляются различные требования. Он должен владеть формами и методами обучения, воспитания и развития, в том числе и уметь организовывать самостоятельную деятельность школьников, которая должна выражаться в деятельности учащихся, связанной с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Поэтому сегодня существует необходимость перехода на новую форму организации образовательного процесса, подразумевающую исследовательскую деятельность учащихся. Такая деятельность направлена на развитие личности каждого ребенка и дает возможность каждому ученику овладеть новыми знаниями, умениями и навыками более осознанно, изучить окружающую действительность, используя новые способы и методы научного познания. Она становится для ученика возможностью расширить границы учебного материала.

Поэтому педагогу предстоит посмотреть по-новому на формы и методы организации учебного процесса, дабы дать возможность учащимся заниматься исследовательской деятельностью. При этом каждый педагог сам должен владеть не только исследовательской компетентностью, предполагающей знания основ исследовательской деятельности, но и технологиями, методами и формами организации исследовательской деятельности учащихся.

Поэтому в российской системе образования формирование готовности учителей к организации исследовательской деятельности школьников должно стать одним из направлений подготовки педагогов к профессиональной деятельности.

Готовность учителя к организации исследовательской деятельности школьников является важным компонентом профессиональной компетентности современного педагога.

В психолого-педагогической литературе понятие «готовность» имеет неоднозначную трактовку. Она рассматривается как состояние личности (Д. В. Дмитриев, А. Ребер, Е. П. Ильин и др.); как интегральное свойство личности (О. В. Царькова, К. К. Платонов и др.); как сложное динамическое образование (Л. А. Кандыбович, М.И Дьяченко, Р. Д. Санжаева и др.) и т. д.

При этом большинство автором придерживаются мнения, что понятие «готовность» — это сложное понятие, включающее несколько компонентов: психические и психологические характеристики личности, отношение к профессии, владение профессиональными компетентностями, способность к самооценке, потребность в профессиональном самовоспитании и другие.

Сущность и принципы готовности к деятельности в разное время изучали Б. Г. Ананьев, К. М. Дурай-Новакова, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и другие.

Под готовностью к деятельности большинство авторов понимает сложное образование, включающее различные компоненты. Это и качества личности самого педагога, и профессиональные знания, умения, навыки, и способность к творческому мышлению, самоанализу и самообразованию и т. д.

И. Ю. Исаева приводит трехкомпонентную структуру готовности к осуществлению какого-либо вида деятельности. Она предлагает следующие компоненты:

1)        мотивационный компонент включает в себя активное положительное отношение к выбранной деятельности, формирование внутренней готовности к осуществлению этой деятельности;

2)        теоретический компонент отражает определенную сумму профессиональных знаний;

3)        практический компонент предусматривает овладение специалистом рядом профессиональных умений на основе освоения теоретических знаний [2].

Однако понятие «готовность к организации исследовательской деятельности» не имеет четкого определения. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в педагогической науке проблема организации исследовательской деятельности, в том числе поиск способов и методов для эффективного развития исследовательских умений школьников, не является новой. Однако, при ее рассмотрении было обнаружено, что в настоящее время отсутствуют целенаправленные научные исследования по изучению процесса формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников, в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения не предусмотрены положения, способные обеспечить готовность учителя общеобразовательного учреждения к организации данного вида деятельности.

Поэтому нами, на основании имеющихся в психолого-педагогической литературе моделей готовности к деятельности, была разработана модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников. Но прежде мы рассмотрим, в чем заключается особенность исследовательской деятельности.

Нас интересует исследовательская деятельность, которая проводится учащимися образовательных учреждений, то есть так называемая учебно-исследовательская деятельность.

Многие авторы характеризуют учебно-исследовательскую работу учащихся как самостоятельную работу, которая направлена на углубленное исследование тем, выбранных в соответствии с интересами [1]; как совокупность действий поискового характера, которые ведут к открытию раннее неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности [5]; как форму образовательного процесса, направленную на развитие проблемного мышления, освоение исследовательских методов и сосредоточенная на способе получения новых знаний в процессе учебного исследования [4] и другие.

Здесь мы придерживаемся мнения А. В. Леонтовича, который считает, что главный смысл исследования в сфере образования состоит в том, что оно является прежде всего учебным. А это значит, что главной целью его становится не получение новых, раннее неизвестных знаний, как в любой науке, а развитие личности учащегося, которое заключается в приобретении ими навыков исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления [3].

Итак, изучив сущность исследовательской деятельности в целом, модели и компоненты готовности, представленные в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников должна выглядеть следующим образом:

 

Модель формирования готовности учителя

к организации исследовательской деятельности школьников

Цель: обеспечить готовность учителя

к организации исследовательской деятельности школьников

Задачи: определение знаний, умений и компетенций учителя в области исследовательской деятельности; формирование мотивации; обучение учителей основным методикам организации исследовательской деятельности; проектирование учителями стратегии подготовки учащихся к исследовательской деятельности; осуществление учителями самодиагностики для выявления затруднений в организации исследовательской деятельности учащихся.

Подходы: системный, личностно-деятельностный, компетентностный

Компоненты готовности

 

Когнитивный

Мотивационный

Информационный

Организационно-деятельностный

Цель

Формирование теоретических, эмпирических знаний об исследовательской деятельности и ее организации; умений и навыков.

Формирование положительной мотивации к организации исследовательской деятельности.

Формирование информационной компетентности, позволяющей организовать исследовательскую деятельность.

Формирование организаторских способностей и умений.

Содержание

Формулировка цели и задач; выявление проблемы, противоречий; формулировка гипотезы; определение объекта и предмета; выбор теоретических и применение практических методов; правила статистической обработки результатов; оформление работы;

Потребность в оказании помощи учащимся в случае возникновения затруднений;

в стимулировании учащихся с помощью похвалы и подбадривания; в разъяснении смысла ИД; в использовании индивидуального подхода; в организации взаимоподдержки внутри групп; в самообразовании и самооценке.

Работа с информационными источниками получения информации (Интернет, библиотечные каталоги, справочная литература); работа с текстовыми документами (форматирование текста исследования); оформление итогового результата с использование ГОСТ.

Создание, решение и обсуждение проблемной ситуации;

формулировка цели и задач по решению проблемы;

составление плана работы; распределение обязанностей и ролей; выявление организаторских способностей; подготовка выступлений учащихся.

Умения

Аналитические, проективные, прогностические и рефлексивные

Рефлексивные, познавательные, организационные, аналитические, коммуникативные и др.

Информационные, аналитические, прогностические, проективные, организационные, коммуникационные, ориентационные

Мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные

Условия

Активизация мотивации к повышению уровня исследовательской компетентности;

знание и понимание значимости исследовательской деятельности в образовательном процессе;

практическое совершенствование исследовательских умений и навыков;

мониторинг и оценка сформированности ЗУН.

Включение в мероприятия образовательного учреждения. Организация образования.

Осуществление морального и материального стимулирования.

Семинары, практикумы специальные курсы; организация информационно-образовательной среды путем насыщения различными информационными ресурсами; активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности педагогов на основе использования ИКТ

Совместная деятельность; индивидуализация, системность, осознанность обучения;

приоритет самостоятельного обучения; актуализация результатов после курсовой подготовки; развитие образовательных потребностей.

Методы и формы

Объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, мастер-класс.

Индивидуальная и групповая формы.

Разъяснение общественной и личностной значимости учения, педагогическое требование, одобрение, похвала и др. Индивидуальная форм.

Иллюстрация, демонстрация, обучение через Интернет, упражнения и т. д.

Индивидуальная и групповая формы.

Практические: решение проблемных задач, деловые игры, анализ конкретных ситуаций и т. д.

Индивидуальная и групповая формы.

Уровни готовности

Высокий

Средний

Низкий

Осознает необходимость исследовательской деятельности в образовательном процессе

Понимает важность исследовательской деятельности в образовательном процессе

Не видит особой необходимости в организации данного вида деятельности

 

Литература:

 

1.        Веретенникова, А. Е. Оценочная деятельность старшеклассников в процессе проектного обучения Текст: дис... канд. пед. наук / А. Е. Веретенников. Омск, 1999. — 230 с.

2.        Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков: монография / И. Ю. Исаева. — 2-е изд., стереотип. — М: ФЛИНТА, 2011. — 161 с.

3.        Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Текст. (сборник статей). — Издание МГДД(Ю)Т., М., 2003. — 305 с.

4.        Ляшко Л. Ю. Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании: автореф. дис.... канд. пед. Наук. М., 2003. — 184 с.

5.        Поволяева, М. Н. Творчество педагога — творчество ребенка (Развитие учебно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании детей) / М. Н. Поволяева // Внешкольник. — 2000. — N 11. — С. 2–4.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, исследовательская деятельность школьников, образовательный процесс, готовность учителя, групповая форма, знание, исследовательская деятельность учащихся, модель формирования готовности учителя, умение, исследовательская компетентность.


Ключевые слова

исследовательская деятельность, готовность, готовность к деятельности, готовность к организации исследовательской деятельности, учебно-исследовательская деятельность

Похожие статьи

Модель формирования исследовательской компетентности...

исследовательская деятельность, исследовательская компетентность учащихся, исследовательская компетентность, исследовательская компетенция, подход, компетенция, способ деятельности, учитель...

Формирование исследовательских умений школьников

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель...

Формирование исследовательской компетентности...

интерактивное обучение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, образовательный процесс, процесс обучения, учебное окружение, необходимое условие...

Исследовательская компетентность как основной компонент...

умение организовать исследовательскую деятельность воспитанников

Мотивационный компонент сформированности — это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Модель организации исследовательской деятельности...

исследовательская деятельность учащихся, исследовательское умение учащихся, исследовательская деятельность, основная школа, многопредметный исследовательский турнир, исследовательский метод...

Модель формирования исследовательской компетентности...

исследовательская деятельность, исследовательская компетентность учащихся, исследовательская компетентность, исследовательская компетенция, подход, компетенция, способ деятельности, учитель...

Формирование исследовательских умений школьников

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель...

Формирование исследовательской компетентности...

интерактивное обучение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, образовательный процесс, процесс обучения, учебное окружение, необходимое условие...

Исследовательская компетентность как основной компонент...

умение организовать исследовательскую деятельность воспитанников

Мотивационный компонент сформированности — это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Модель организации исследовательской деятельности...

исследовательская деятельность учащихся, исследовательское умение учащихся, исследовательская деятельность, основная школа, многопредметный исследовательский турнир, исследовательский метод...

Похожие статьи

Модель формирования исследовательской компетентности...

исследовательская деятельность, исследовательская компетентность учащихся, исследовательская компетентность, исследовательская компетенция, подход, компетенция, способ деятельности, учитель...

Формирование исследовательских умений школьников

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель...

Формирование исследовательской компетентности...

интерактивное обучение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, образовательный процесс, процесс обучения, учебное окружение, необходимое условие...

Исследовательская компетентность как основной компонент...

умение организовать исследовательскую деятельность воспитанников

Мотивационный компонент сформированности — это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Модель организации исследовательской деятельности...

исследовательская деятельность учащихся, исследовательское умение учащихся, исследовательская деятельность, основная школа, многопредметный исследовательский турнир, исследовательский метод...

Модель формирования исследовательской компетентности...

исследовательская деятельность, исследовательская компетентность учащихся, исследовательская компетентность, исследовательская компетенция, подход, компетенция, способ деятельности, учитель...

Формирование исследовательских умений школьников

умение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, знание, учащийся, образовательная компетенция, навык, критическое мышление, исследовательская культура, формирование.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Исследовательская компетентность, исследовательская деятельность, подход, профессиональная деятельность, исследовательская компетентность учителя, качество, знание, умение, будущий учитель...

Формирование исследовательской компетентности...

интерактивное обучение, исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, образовательный процесс, процесс обучения, учебное окружение, необходимое условие...

Исследовательская компетентность как основной компонент...

умение организовать исследовательскую деятельность воспитанников

Мотивационный компонент сформированности — это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Модель организации исследовательской деятельности...

исследовательская деятельность учащихся, исследовательское умение учащихся, исследовательская деятельность, основная школа, многопредметный исследовательский турнир, исследовательский метод...

Задать вопрос