Библиографическое описание:

Сосницкий Е. А. Управление рисками как одна из перспективных технологий таможенного контроля // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 502-505.

По мере углубления экономических отношений все очевиднее становится несоответствие сложившегося в России информационного обеспечения государственных таможенных служащих, участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) потребностям развивающейся рыночной среды.

Анализ результатов практики применения системы управления рисками (далее — СУР) показывает, что данная работа основывается на осуществлении таможенных операций. Поэтому важно иметь не только электронную обработку таможенных деклараций, но и на основе результатов этой обработки целенаправленно производить отбор объектов анализа рисков, а также проводить соответствующие проверки.

Проблемам применения СУР при проведении таможенного контроля посвящено много научных и учебных публикаций [16; 15; 4; 9; 17; 19; 5; 7; 3; 18]. Однако, на наш взгляд, СУР должна стать сердцевиной и основой для последующей модернизации таможенного контроля. И если до 2010 г. СУР виделась как перспектива оптимизации таможенного досмотра [8], то в настоящее время она — одна из основных таможенных технологий [6].

Значимость дальнейшего развития данного процесса обуславливается тем, что таможенный контроль — одна из форм государственного управления [14, с. 81], отчетливо проявляющаяся в виде риск-менеджмента в системе контроллинга [11; 12; 13].

Стратегия оценки риска опирается на систему электронного декларирования, предварительного информирования. Для внедрения анализа рисков требуется, чтобы все документы были обработаны непосредственно таможенным оператором электронным путем. Таким образом, система управления рисками на сегодняшний день представляет собой одно из самых перспективных направлений совершенствования таможенного контроля.

Однако на уровне Таможенного союза имеется целый ряд нерешенных задач. В частности, есть существенные различия в организации СУР и уровне ее нормативно-правового, организационного, методического, информационно-технического обеспечения. Таможенные службы государств-членов Таможенного союза в ходе различных встреч и консультаций достигли взаимопонимания в вопросах необходимости унификации и создания единой СУР.

По результатам анализа информации о рисках может быть принято решение о ее применении для целей таможенного контроля либо о ее отклонении. В случае отклонения информации о рисках, поступившей от одного центрального таможенного органа, принимающий таможенный орган информирует в установленном порядке заинтересованную сторону о причинах такого отклонения. При принятии решения об использовании информации о рисках для целей таможенного контроля принимающий таможенный орган осуществляет действия в порядке, установленном законодательством государства — члена таможенного союза.

В конечном итоге, унификация национальных систем управления рисками позволит обеспечить единообразное применение таможенными администрациями стран-членов Таможенного союза законодательства с безусловным соблюдением соответствующих норм и требований, а также обеспечит взаимодействие между их таможенными администрациями при таможенном контроле, чтобы не допустить нарушений в области внешней торговли. Кроме того, это позволит также скоординировать контроль на внешних границах Таможенного союза, в том числе осуществлять взаимный мониторинг за таможенными операциями и таможенным контролем на территориях иностранных государств [10, с. 12].

Создание эффективной таможенной службы, способной выполнить поставленные перед ней задачи, возможно в процессе применения эффективных механизмов по минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля. По сути своей СУР — эффективный и действенный инструмент по недопущению и выявлению на ранних стадиях возможных нарушений таможенных правил. Следует признать, что на сегодняшний день основная задача СУР — упрощение таможенных процедур и ускорение прохождения таможенных формальностей.

С принятием 29 июня 2012 г. Плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» был взят курс на упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза [1].

Реализация его положений данного плана позволит усовершенствовать таможенные операции и процедуры, сделает их более простыми, быстрыми, прозрачными и менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения его акцентов на этап после выпуска товаров.

Согласно «дорожной карте» предполагается разработать и реализовать технологию автоматической регистрации таможенной декларации, поданной в электронном виде.

Интересным нововведением представляется внедрение в 2018 г. технологии автоматического (без участия должностных лиц таможенных органов) принятия решения о выпуске товаров при подаче декларации в электронном виде. При этом срок выпуска товара составит не более 20 минут. В настоящее время по общим правилам, установленным ТК ТС, выпуск должен быть завершен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Обратим внимание на комплекс мер, входящих в группу «Совершенствование форм и методов таможенного контроля» основных мероприятий. В частности, предусмотрено развитие субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР (а именно: включение и использование в СУР экономического, товароведческого, математического, статистического анализа информации по мировому производству, товаропотокам, финансовым схемам расчетов и иной информации, позволяющей выявлять и определять группы риска и товары группы риска) основанного на:

-                   использовании ценовой информации, основанной на экономическом анализе, при установлении индикаторов ценовых профилей риска (должно привести к сокращению издержек бизнеса за счет сокращения сроков выпуска товаров, смещение акцентов таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых участниками ВЭД, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения законодательства, на этап после выпуска товаров, ограничение субъективного фактора при осуществлении таможенного контроля);

-                   применении отраслевого подхода в рамках СУР — упрощение и ускорение совершения таможенных операций и таможенных процедур, сокращение издержек бизнеса, анализ теневого оборота по отраслям экономики);

-                   категорировании участников ВЭД в системе управления рисками, разработке критериев оценки участников ВЭД, в том числе для отнесения участников ВЭД к лицам, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения законодательства, использовании информационной базы «электронное досье» — внедрение единых критериев, исключающих субъективный фактор при категорировании участников ВТД, упрощение и ускорение совершения таможенных операций и таможенных процедур.

В настоящее время в рамках деятельности Евразийской экономической комиссии проводится реализация Основных направлений совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012–2015 годах [2]. Необходимость такого документа обусловлена требованиями времени, когда для дальнейшего системного и комплексного развития таможенного администрирования требуется сформулировать перспективные цели и задачи, продумать механизмы их правового и информационно-технического обеспечения, механизмы межведомственного взаимодействия.

Основные направления включают в себя дальнейшее развитие электронного декларирования, внедрение автоматического выпуска, развитие информационного межведомственного взаимодействия, сокращение сроков и количества документов, глубокую дифференциацию участников ВЭД, развитие института уполномоченного экономического оператора, дальнейшее развитие принципа «двух служб» на границе и другие предложения. В результате реализации Основных направлений должен быть создан баланс между эффективностью таможенного контроля и упрощением таможенных формальностей.

Помимо прочего предполагается совершенствование СУР за счет анализа таможенной и налоговой репутации участника ВЭД или иного субъекта, взаимодействия с другими правоохранительными органами, доступа к их информационным ресурсам (по большей части — автоматического доступа, работающего в закрытом режиме по заранее заданным параметрам, без возможности инспектора получить конфиденциальную информацию на того или иного конкретного участника ВТД), в том числе:

-                   внедрение всеохватывающей дифференциации участников ВЭД, основанной на понятных и прозрачных принципах;

-                   внедрение комплексной (балльной) оценки всей цепочки поставок (отправитель, получатель, перевозчик, контрактодержатель, склад, брокер и т. п.);

-                   уход от тотального контроля при декларировании товаров за счёт переноса акцентов на контроль после выпуска и концентрации контрольных мероприятий на объектах, отобранных на основе СУР, и комплексной оценки ситуации, включая объём возможного ущерба;

-                   установление ограничителей для СУР — независимо от количества профилей риска, их индикаторов и предписываемых ими мер (общее количество сработок и применения «тяжёлых» форм контроля не должно превышать значений, обеспечивающих баланс между интересами таможенного контроля и устранением административных барьеров).

Таким образом, с учетом работы, проводимой в странах-членах Таможенного союза, было принято решение о подготовке Основных направлений в целом для Таможенного союза. Наличие таковых направлений необходимо для чёткой постановки задач при разработке нормативных актов и международных соглашений, а также для того, чтобы ориентироваться на них в повседневной работе, придерживаясь выработанной стратегии.

 

Литература:

 

1.      Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»: Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р.

2.      Основные направления совершенствования таможенного администрирования в Таможенном союзе в 2012–2015 годах. URL: http://www.tsouz.ru/db/dta/Documents/Functions2012.pdf.

3.      Андреев А. Ф., Андреев В. А. Система управления рисками ФТC России: информационное обеспечение и эффективность применения: Монография. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. — 112 с.

4.      Бойко А. П. Совершенствование управления таможенным контролем с учетом факторов риска: Дис. … канд. экон. наук. — Москва 2008. — 151 с.

5.      Ершов А. Д., Завьялова О. В. Система управления рисками в таможенном деле: учебник / А. Д. Ершов, О. В. Завьялова. — СПб.: РИО Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2013. — 401 с.

6.      Корняков К. А., Егоров Ю. Н., Яцушко А. Н. Новые технологии как средство модернизации таможенного контроля: Монография. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. — 166 с.

7.      Костин А. А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля. — СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. — 224 с.

8.      Костин А. А. Теоретические и практические аспекты оптимизации применения таможенного досмотра товаров и транспортных средств: Монография. — Белгород: Изд-во БУПК, 2010. — 152 с.

9.      Костин А. А. Управление рисками в таможенном деле: Учебное пособие. — Белгород: Кооперативное образование, 2009. — 262 с.

10.  Костин А. А. Управление рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС: состояние и перспективы // Таможенное дело. — 2013. — № 3. — С. 11–14.

11.  Костин А. А., Зайцева О. А. Контроллинг и риск-менеджмент в таможенных органах: предпосылки и перспективы применения // Проблемы экономики, финансов и управления производством: Сборник научных трудов вузов России. Тридцатый выпуск. — Иваново, 2011. — С. 85–93.

12.  Костин А. А., Зайцева О. А. Применение инструментов контроллинга в управлении таможенными органами. — Белгород: БУКЭП, 2011. –116 с.

13.  Костин А. А., Москаленко О. А. Контроллинг как инструмент решения управленческих проблем в таможенном деле // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2012. — № 1 (41). — С. 265–269.

14.  Костин А. А., Посметухина Е. А. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере таможенной деятельности // Российское предпринимательство. — 2014. — № 3 (249). — С. 75–88.

15.  Морозова О. А. Развитие методического обеспечения системы управления таможенными рисками: Дис. … канд. экон. наук. — М., 2007. — 159.

16.  Сафаров Э. А. Совершенствование системы таможенного регулирования внешней торговли России: на основе повышения эффективности управления рисками: Дис. … канд. экон. наук. — М., 2004. — 181.

17.  Управление рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств: учебное пособие / В. А. Останин, Н. А. Шаланина; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. — Владивосток: РИО Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2010. — 100 с.

18.  Черныш А. Я., Саламан О. Л. Совершенствование управления таможенными рисками в процессе таможенного контроля товаров и транспортных средств: Монография. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. — 160 с.

19.  Шаланина Н. А. Развитие научно-методического аппарата управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации: Дис. … канд. экон. наук. — Люберцы, 2010. — 107 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle