Библиографическое описание:

Гусак Н. В., Тимошенко В. В. Формирование гуманистически направленной физической культуры студентов экономических специальностей в условиях спортизации занятий по физическому воспитанию // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 729-732.

Современный этап развития системы высшего образования предопределяет переосмысление ее содержания, где важное место отводится гуманистической парадигме.

Современная система физического воспитания студенческой молодежи не физкультурных вузов является приоритетной в формировании физической культуры молодежи как вида общей культуры, здорового образа жизни, спортивного стиля жизни будущих специалистов. Особенную актуальность эта проблема приобретает в условиях реорганизации высшего образования, его демократизации и гуманизации.

Формирование культуры здоровья студентов экономических специальностей вуза во многом зависит от того, насколько эффективно будут организованны занятия по физическому воспитанию. Повышение культуры здоровья студентов является результатом деятельности преподавателей, самих студентов, создания соответствующих психолого-педагогических условий. Целостное представление о культуре здоровья позволяет разработать комплекс ее критериев и показателей. К основным критериям культуры здоровья принадлежат: социальная ответственность; медико-валеологическая грамотность; физическое здоровья; психическое здоровья; образ жизни; творческая активность. Эти научно обоснованные критерии культуры здоровья создают возможность комплексного решения многочисленных проблем, связанных из здоровьем студента.

Традиционная система физического воспитания, направленная на выполнение унифицированных программ, должна быть лишь базисом для формирования системы ценностей физической культуры. В процесс организации занятий по физическому воспитанию необходимо постоянно внедрять инновации, которые будут предоставлять возможность студентам не только приобретать лучшую физическую форму, но и будут способствовать их личностному развитию.

Целью деятельности вуза должно стать создание условий для формирования у студентов экономических специальностей навыков самосовершенствования на фоне воспитания мотивации, интереса к физической культуре и состоянию собственного здоровья.

На современном этапе проблема формирования физической культуры личности исследуется широко и разносторонне и на первый план выступает персонифицированная ее форма (С. Балбенко, В. Завадский, С. Ермаков, В. Мудрик, К. Огнистая, В. Черняєв, Б. Шиян). Существуют разработанные В. Бальсевичем, М. Виленским, Л. Лубишевою, Р. Сафиным структурные модели физической культуры личности, которые дополняют друг друга и расширяют представление об основных составляющих физической культуры личности.

Ученые считают, что стратегической целью высшего образования должно быть создание среды, которая способствовала бы физическому оздоровлению студентов, морально-этическому становлению личности, возможности поддержать существующий уровень здоровья, улучшить его, сформировать навыки здорового образа жизни (М. Виленский, И. Мудрик, О. Леонов, Т. Круцевич, В. Кузьменко).

Анализ научной литературы и педагогической практики выявил, что существующая система физического воспитания не в полной мере способствует принципам всестороннего развития личности. Существует противоречие между образовательным потенциалом физического воспитания и не полной его реализацией на практике. Таким образом, проблема исследования состоит в решении вопроса оптимизации процесса физического воспитания для того, чтобы оно стало весомым фактором в формировании личных и профессиональных качеств студентов экономических специальностей.

Современная технология педагогического процесса, который имеет в основе идеи гуманизма и концепции воспитания физической культуры студентов предусматривает не только ее понимание в аспекте двигательной активности, направленной на развитие физических качеств, но и как систему привлечения студентов к широкому набору ценностей физической культуры. Вместо авторитарной учебы, которая опирается на передачу и воспроизведение информации, необходимо создавать систему образования, которая ориентирована на будущее, которая поощряет инициативу и воспитывает у студентов самостоятельность, побуждает студентов учиться и совершенствоваться на всех уровнях.

В условиях гуманистического подхода к образованию, воспитание надо понимать не как влияние на личность с целью необходимых преподавателю или учебному заведению качеств, а как создание условий для саморазвития студентов в процессе учебы. При этих условиях преподаватель физического воспитания обязан не только передавать студенту знания и учить, но и привлекать его к современной прогрессивной культуре, к которой принадлежит и физическая культура. Гуманистический подход и взаимопонимание преподавателя и студента позволяют достичь более значительных успехов в учебе, чем традиционные директивные подходы [3, с. 379].

Гуманитарная направленность современного высшего образования предусматривает подготовку будущих специалистов в отрасли экономики на принципах самообразования, самосовершенствования интеллектуальных и физических возможностей студентов. Она включает формирование широкого культурологического мировоззрения, национального самосознания и заботливого отношения к собственному здоровью [1, с. 118]. Демократизация и гуманизация системы физического воспитания вуза сформировали новую педагогическую цель — формирование физической культуры личности. Для ее успешной реализации необходимо освободить физкультурно-спортивную деятельность от тотальной унификации и стандартизации, использовать вариативность учебного процесса на основе использования современных педагогических технологий, таких как спортизация.

Гуманизация физического воспитания заключается в личностной ориентации, создании оптимальных условий для развития индивидуальности студента, в толерантном отношении к возможностям студенческой молодежи. С целью формирования мотива совершенствования студентов, которое предусматривает стремление ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в обществе необходимо разрабатывать все более эффективные программы по предмету «Физическое воспитание», которые учитывают особенности каждого студента, новейшие научно-методические разработки, модели и технологии. Личностно-ориентированный подход наилучшим образом отвечает творческому развитию студентов, поскольку он направлен на удовлетворение интересов и потребностей, строится с учетом индивидуальных качеств и отвечает принципам гуманистического направления в психологии и педагогике.

Спортивно ориентированная программа для студентов, направленная на углубленное изучение отдельных видов спорта и современных двигательных систем, позволяет получать результаты от вида деятельности в условиях соревнований, контрольных испытаний и оценивать способности и формировать стойкую потребность в регулярных занятиях. При условиях внедрения спортивно-ориентированных технологий студентам предоставляется более широкий выбор разных форм физкультурно-спортивной деятельности с учетом их личных интересов, склонностей и способностей. В то же время подобная система и организация учебных занятий будет повышать творческий потенциал преподавателей, побуждая их к постоянному совершенствованию, поиску новых методических приемов, методов и технологий учения и оздоровления.

Спортивно-ориентированные технологии физического воспитания студентов должны основываться на преимуществах популярных у студенческой молодежи видов спорта. Такой подход на основе избранного вида спорта может служить средством воспитания гармонично развитой личности студента, позволит улучшить здоровье, сформировать профессионально важны психофизические качества и позитивную мотивацию к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повысить показатели физической, спортивно-технической и теоретической подготовленности.

С целью повышения эффективности занятий по физическому воспитанию в программы все чаще включают не только проверенные практикой (спортивные и подвижные игры, легкая атлетика и т. п.), но и новые средства физической культуры (элементы восточных единоборств, шейпинг, фитнесс и т. п.), которые раньше не применялись. Поэтому организация физического воспитания в вузе на основе альтернативного комплектования программ занятий обеспечивает большую эффективность, которая выражается в существенном повышении уровня физической и функциональной подготовленности студентов.

Практически во всех странах мира идет интенсивный поиск новых идей и гуманистических подходов в организации учебно-воспитательного процесса. Использование новых достижений и методик, переориентация ценностных мотиваций из материальных на общечеловеческие позволяют коренным образом изменить к лучшему образ жизни современной студенческой молодежи.

Осуществленный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1.    Гуманистическая педагогика — это, прежде всего, система самопознания и саморазвития индивидуальности студента при условии партнерства с преподавателем, главное задание которого — помочь молодежи в ее самоопределении, создать максимально приемлемые и комфортные условия для физического и духовного развития. Физическое воспитание в этом контексте имеет значительные потенциальные возможности педагогического влияния на развитие и становление личности в соответствии с высокими нормами гуманистической морали.

2.    Спортизация физкультурной деятельности студентов вуза, по существу, должна стать основой возрождения и развития массового студенческого спорта. Спортивная направленность практических занятий по физической культуре студентов может не только радикально изменить их физкультурную активность, но и в целом привить спортивный стиль повседневной жизнедеятельности.

3.    Существует много моделей и схем внедрения спортивно-ориентированных технологий в процесс организации физического воспитания с целью его оптимизации. Программы с использованием новейших технологий образования предоставляют возможность достичь большей эффективности сравнительно с традиционными. Содержание психолого-педагогического влияния на основе педагогического взаимодействия преподавателя и студента на занятиях по физическому воспитанию активизирует у студентов переоценку мотивационного отношения к занятию. И главным итогом внедрения спортивно-ориентированных технологий в процесс физического воспитания вуза является формирование стойкой мотивации у студентов к непрерывному физическому совершенствованию.

4.    С целью формирования мотива к физическому и духовному самосовершенствованию студентов при организации процесса учебы необходимо вносить определенные коррективы в программу. Также есть много других возможностей для дальнейшего повышения эффективности и совершенствования в системе физического воспитания в вузе

 

Литература:

 

1.                  Бахтін М. М. Гуманізм як принцип виховання сучасної молоді / М. М. Бахтін // Вища освіта України, 2007. — № 1. — С.117–120.

2.                  Гончаренко С. У. Український педагогічний словник / С. У. Гончаренко. — Київ: Либідь, 1997. — 376 с.

3.                  Караваева Е. Л. Конструктивизм и гуманизм в физическом воспитании учащейся молодёжи / Е. Л. Караваева, Л. И. Орехов // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. Материалы XI Международного научного конгресса. — Минск: БГУФК, 2007. — С.378–380.

4.                  Мудрік І. В. Організаційно-методичні засади вдосконалення фізичного виховання студентів [методичний посібник] / І.В. Мудрік. — К., 2008. — 83 с.

5.                  .Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.

6.                  Шиян Б. М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. Частина 1 / Б. М. Шиян. — Тернопіль: Навчальна книга — «Богдан», 2004. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle