Библиографическое описание:

Вдовина Е. В. Образовательные возможности мифологии // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 848-850.

Социокультурная ситуация сегодня актуализирует проблему гендерных отношений в обществе. Происходит углубление и обострение конфликта между традиционными женскими и мужскими социальными ролями во всех типах культур. В нашей стране рассмотрение этой проблемы особенно актуально, поскольку у ряда народов, населяющих РФ, сохраняются семейные отношения традиционного типа. Национальные стереотипы, которые формируют основания для смены паттернов, сегодня часто находятся в зависимости от социальных структур общества. Выявление постоянных и переменных функциональных женских доминант в анализе женских персонажей мифов помогают в решении данной проблемы.

В мифах чаще всего отражались отношения между людьми, их существование, особенности культуры и географического расположения страны. Поэтому мифы можно рассматривать как сказания не только о жизни отдельных личностей, но и о развитии общественных связей. Они стали особой частью культуры и являются произведениями искусства, которые выражают идеологию общества в целом. Особый интерес вызывает древнегреческая мифология, в которой одно из главных мест занимает образ матери.

Мать дарует жизнь, а значит, ее важнейшая функция — плодовитость. В древнейшей мифологии Богиня-мать основной своей функцией имела не только начало новой жизни, но и ее окончание. Так, за женским образом издавна закреплены рождение и смерть, а, следовательно, Богиня- мать — это начало всего живого, то есть богиня жизни, и богиня подземного царства.

Ранее, в мифологии большинства стран, культ Богини-матери являлся практически универсальным. В произведениях неолита Богиня-мать изображалась с ребёнком или же при появлении на свет малыша. Образ Богини-матери — некая «проекция» взрослой, полностью сформировавшейся во всех сферах жизни женщины, что составляет главное отличие образа Богини- матери от образа юной Девы и старой Прародительницы.

Представителями Культа Богини- Матери можно считать образ Великой Матери Ближнего Востока, греко-римского мира и других стран. Религиозная преемственность можно увидеть в образах следующих богинь: Исида, Маат и Нут в древнем Египте; Деметра, Гера в Греции; Церера и Кибела в Риме. Богиня-Мать — это единоличная властительница и нет равного ей мужского образа, поскольку она может порождать супруга и уничтожать его, примером являются Гея и Уран в греческой мифологии. Возможна и другая героиня, например, египетская Нут, которая поглощала своего малыша и от этого беременела.

Рассматривая Культ Богини-Матери при родоплеменном строе, можно говорить о зооморфности многих богинь, что связанно с преобладание охоты, (до земледельческий период развития) как главного жизнеобеспечивающего ресурса. У племен раннеземледельческих культур прослеживается поклонение верховной богине-прародительницы, которая считалась покровительницей природы, всех стихий и, главным образом, плодородия. Так рассматривается непосредственная связь богини с главным продуктом питания, ее космогоническая функция создания земли и расселения людей.

В мифологии ацтеков представителем данного культа являлась Богиня Шканиль (кукурузница). Ее культ приходится на переломный период становления империи, поэтому можно говорить о появлении сюжетных линий с участием мужских персонажей. Говоря о дальнейшем развитии всех общественных и производственных отношений, отметим, что роль Великой Богини-Матери, олицетворяющей Вселенную, начинает расщепляться, ее функции часто разделяются между другими божествами, не без участия мужских персонажей. Это можно связать так же с разделением труда, появлением ремесел. Главным образом, переход женских ролей богам-мужчинам связан с появлением военной аристократии, которая обычно имела главным покровителем бога Грозы или Солнца.

Есть в мифологии Греции объяснения и таким явлениям, как расположение звезд на небе, созвездия (их сходство с животными или другими образами), эхо в горах и других местностях, превращение людей в растения и животных за свои поступки. Так же было описано и существование после смерти, в мифологии данной культуры не было разделения загробной жизни на ад и рай, все попадали в царство Аида, где всегда было мрачно и печально тем, кто особо провинился при жизни: Аид наказывал их, и их участь была ужасна.

Важно отметить взаимное влияние культур близко проживающих и воюющих народов. Боги Греции не являются по происхождению чисто греческими персонажами, образы богов складывались веками, многие черты заимствовались в ходе коммуникаций и столкновений греческого народа с представителями других народностей. Так же можно сказать и о влиянии греческой мифологии на различные культуры, в частности, многие римские боги заимствованы из Греции, многие имена божеств похожи, а функции практически идентичны, что связанно с тем, что Римляне относились с уважением к любой культуре и у покоренных народов часто изучали мифологию, стараясь внести в свою культуру часть побежденной [2].

Отдельно выделены сказания о героях: они происходили от женщины-человека и бога (реже от мужчины- человека и богини), герои в отличие от богов смертны от рождения, их судьба чаще всего трагична, детство тяжелое, они обладают сверхъестественными способностями и совершают подвиги, в исключительных случаях награждаются бессмертием, и их почитают люди. Наиболее известный и почитаемый герой Греции — Геракл (совершает 12 подвигов и причисляется к бессмертным).

В греческой мифологии наиболее сильно выражено почитание героев, культы самых выдающихся из них, люди вдохновляются их подвигами на творчество. Так же отдельно выделено сказание об аргонавтах. Предводителем аргонавтов был Ясон. Они должны были найти и вернуть в Грецию золотое руно. По некоторым данным, существование аргонавтов доказано названиями заливов и пристаней, существованием храма Геры, который, по преданию, основали именно эти мореплаватели. Кроме того, историческую основу для мифов об аргонавтах составляют набеги греческих мореплавателей на государства черноморского побережья.

Интересно отметить, что в настоящее время существует огромное количество фильмов и мультфильмов по греческой мифологии («Амазонки» Алекс Сесса, «Битва титанов»Десмонд Дэвис, «Орфей» Жан Кокто, «Ясон и Аргонавты» Дон Чеффи 1963 и Ник Уиллинг 1999, «Елена, царица Троянская» Джорджо Феррони и другие), которые не теряют зрителей, поскольку мифы Греции всё так же вызывают интерес [4].

Мифология проникла во все сферы жизни человека, современные люди не замечают этого. На сегодняшний день стала популярна астрология. Это сложно объяснить, но, возможно, люди древности знали гораздо больше любого современного человека с его многочисленными гаджетами и «умной» электроникой. Ежедневно в речи каждого из нас мелькают мифологические фразеологизмы, яркими примерами являются: «кануло в Лету» — в царстве Аида струились реки Леты, которые предавали забвению всё живое, это выражение означает забыть что-то навсегда; «Геростратова слава» — Герострат сжег храм Артемиды, желая прославиться, это выражение означает плохую славу, память о нехорошем поступке, «Ахиллесова пята» — единственное слабое место Ахилла, так как по мифам именно пятки не коснулись воды подземной реки Стикса, богиня Фетида окунала Ахилла в эту реку еще младенцем, она хотела что бы малыш был бессмертен, но держа ребенка за пятку, оставила слабое место, от сюда и пошло выражение «Ахиллесова пята» — слабое, уязвимое место человека. Это далеко не все выражения пришедшие к нам из древней мифологии. Мы давно не отдаем себе отчета, что это мифология влияет на нашу речь, на наше мировоззрение в целом [1]. Так же о распределении ролей среди женщин и мужчин до настоящего времени можно говорить, как гендерных стереотипах, навязанных в каждой стране своей религиозной системой. Женщина и сейчас считается, главным образом, матерью, женой, хранительницей домашнего уюта, в ряде случаев предсказательницей судьбы, а мужчины всё так же должны быть добытчиками в семье, хранить свою семью и государство от нападения «чужих, злых» людей. Хотя данные стереотипы уже не так сильны, как раньше, и с каждым годом нарастает тенденция равноправия полов, достижение, главным образом, карьерных успехов, а за тем уже создание семьи. Теперь каждая женщина развитого государства стремиться доказать, что сама может защитить себя и обеспечить, и чем сильнее развита страна (город), тем больше таких «самостоятельных и успешных» бизнес- леди, объяснение данного явления уже совсем другая история [5]. А вот развивающиеся страны еще не полностью европеизированы, чаще всего культура в таких странах имеет большое значение для человека, стереотипы, навязанные человеку религией очень важны. Женщины Индии все так же починены своим мужьям, они уважают своего супруга, считают, что должны всегда и во всем ему доверять, придерживаться его слова и многое другое. Перед бракосочетанием всё так же сравниваются гороскопы молодожен, хотя и эти обычаи уже не так сильны и уходят из жизни современного человека. Несомненно культура Древней Греции и Рима, а в частности, мифология внесла свою лепту в существование всех народов и культур, определила, главным образом, обязанности женщин и мужчин на много лет вперед, а также стала основанием для выделения психологами среди женщин таких типов как женщина-Афина, Афродита и так далее, на основе этого разделения даются уникальные психологические характеристики каждого типа, по которым можно судить о многих проблемах, удачах и поражениях женщин определенного типажа в какой-либо области.

Смена гендерных ролей объясняется переходом общества от стабильного к нестабильному состоянию, при этом увеличение последнего вызывает понижение роли женских персонажей в мифологических системах. Такие социальные ситуации вызывают мужскую активность или меняют понимание женственности [2].

Гуманитарная идеология в основе воспитания культурно и профессионально подготовленной личности имеет множество векторов, один из которых связан с филологизацией учебного процесса даже для студентов-психологов. Новый образовательный синтез на основе интеграции элементов гуманитарного знания с профессиональными умениями способен к аккомодации новых педагогических технологий. В этой связи мифология обладает большими образовательными возможностями.

 

Литература:

 

1.                  Валеева Е. В. Аналоговая модель современного образования // Обсерватория культуры. 2014. № 1. С. 96–101.

2.                  Валеева Е. В. Гуманитарное образование в контексте современной культуры // Обсерватория культуры. 2013. № 3. С. 102–107.

3.                  Верещагин О. А. Феноменология «телесности» и современные практики философской рефлексии // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4(47). С. 383–385.

4.                  Фортунатова В. А. Гуманитаризация вузовского образовательного процесса как исследовательская проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 5–2. С. 204–2010.

5.                  Фортунатова В. А. Культура и образование: монография. — Н.Новгород: НПГУ, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle