Библиографическое описание:

Лебедева Л. В., Чернышова И. Н., Козина И. В., Каушкаль О. Н., Павлова Т. С., Морозова Ю. М., Богданова Т. Л., Антохина Н. В., Журавлева Н. Н. Познавательно-речевой досуг «В мире сказок» // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 770-776.

Цель. Познавательно-речевое развитие дошкольников на свежем воздухе.

Сказочные персонажи: Красная Шапочка и Волк (Ш. Перо «Красная Шапочка»), Лиса Алиса и Кот Базилио (А. Н. Толстой «Буратино»), Маша и Медведь (русско-народная сказка), Мери Поппинс (Памэла Трэверс), Бабушка- рассказушка.

Ход проведения

Досуг проводится в летний период на детских площадках во время прогулки, герои сказок по очереди посещают всех детей. После теплого приветствия сказочные герои предлагают с ними поиграть.

I. Волк и Красная Шапочка

Герои Красная Шапочка и Волк под аудио запись песни «Красная Шапочка» А. ыбникова появляются на поляне (детской площадке) и здороваются с детьми/

Красная Шапочка: Мы к вам пришли из сказки. Как она называется? Кто ее написал?

Волк: Только я теперь совсем не злой. Решил Красную Шапочку проводить. В лесу можно и заблудиться.

Викторина по сказке Ш.Перро «Красная Шапочка»

Задачи. Обобщить знания детей по сказке. Развивать мышление, воображение, интерес, внимание.

Ход проведения:

Волк: Ребята, а вы знаете, зачем Красная Шапочка отправилась в лес?

— Собрать букет цветов;

— Собрать корзину грибов;

+ Навестить больную бабушку.

Красная Шапочка: Что мама просила меня отнести больной бабушке?

— лекарство;

— пуховый платок;

+ пирожки и горшочек масла.

Волк: Кого встретила Красная Шапочка на лесной тропинке?

— Буратино;

+ волка;

— колобка.

Красная Шапочка: Как волк решил обмануть меня?

— сказал, что он самый добрый волк и никогда никого не ест;

+ показал мне более длинную дорогу до бабушкиного дома;

— отправил меня домой, пообещав, что сам отнесет пирожки и горшочек масла.

Волк: Как я обманул бабушку Красной Шапочки?

— сказал, что принес гостинцы от ее внучки;

— переоделся доктором;

+ притворился ее внучкой.

Красная Шапочка: Почему я не сразу узнала волка?

— волк надел маску;

+ волк залез под одеяло, надел бабушкин чепец и говорил тонким голосом;

— волк спрятался под кровать, а под одеяло положил большую куклу.

Пальчиковая игра

Задачи. Развивать мелкую моторику рук, умение соотносить слова с движениями.

Оборудование и материалы: корзинка с пирожками.

Ход проведения:

Красная Шапочка: В корзинке у меня пирожки. Хотите, я вас тоже научу их готовить.

Приготовили ручки.

«Пирожок» (для детей младшего возраста)

Наши ручки тесто мяли, (сжимают и разжимают кулачки)

Потом скалкой раскатали, (потирают ладонь о ладонь)

Положили творожок (накрывают одну ладонь другой)

И слепили пирожок. (Прихлопывают ладонью о ладонь)

Испекли мы пирожок (складывают ладони пирожком)

Кушай, мамочка, дружок! (Протягивают руки вперёд)

Красная Шапочка: Какие вкусные пирожки у нас получились!

«Пирожки» (для детей старшего возраста)

Мы печем пшеничные

Пирожки отличные (выполняют соответствующие движения руками)

Кто придет попробовать     (разводят руки в стороны)

Пироги пшеничные?           (Пожимают плечами)

Мама, папа, брат, сестра

Пес лохматый со двора       (поочередно загибают пальца на обеих руках)

И другие, все кто может     (разводят руки в стороны)

Приходите с ними тоже.     (Выполняют манящие движения руками)

Тесто замесили мы   («месят тесто»)

Сахар не забыли мы            («посыпают» сахар)

Пироги пшеничные («пекут» пирожки)

В печку посадили мы.         (руки вперед)

Печка весело горит  (ставят кулачок на кулачок)

Наша мама говорит: (грозят пальцем)

Крошки, что останутся

Воробьям достанутся.          («посыпают» крошки)

(Шведская песенка.)

Игра «Скажи с чем?» (для младшего возраста)

Задача. Упражнять в правильном употреблении слов в творительном падеже с предлогом «с».

Оборудование и материалы: корзинка с пирожками.

Ход проведения:

Волк: Как много пирожков вы испекли и все с разными начинками.

У меня пирожок с клубникой. А у вас?

Этот пирожок с начинкой из яблок. Этот пирожок с рыбой и т. д.

Игра «Скажи, какой?» (для старшего возраста)

Задачи. Формировать навыки образования относительных прилагательных.

Ход проведения:

Волк: Как много пирожков вы испекли и все с разными начинками. Этот пирожок с начинкой из яблок, значит в этом пирожке начинка яблочная. Этот пирожок с начинкой из малины, значит какая начинка в этом пирожке?….

Речевой материал: с абрикосом — абрикосовая; с клубникой -….; с рыбой- ….; с мясом-…; с вишней-…; с капустой-…и др.

Игра «Горячо- холодно»

Задачи. Развивать внимание, быстроту реакции.

Оборудование и материалы: мяч.

Ход проведения:

Красная Шапочка: Я вас буду угощать пирожками (бросать мяч).

Если услышите слово “горячий”, не ловите пирожок (мяч), а на слово “Холодный” смело хватайте его.

Подвижная игра «Волк»

Задачи. Учить детей бегать на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость. Автоматизировать звук “Р”. Примечание: дети младшего возраста вместо звука «Р» произносят «У»

Оборудование и материалы: «Логово волка», «Домик» ребят.

Ход проведения:

Волк: Я тоже хочу поиграть с ребятами.

Волк садится в своё логово и «спит». Дети выходят из «дома» и подходят к «логову волка». Они начинают дразнить волка:

Волк — волчок

Серый бочок!

Не лежи на печи!

Дай ты нам калачи!

Волк «просыпается», рычит: РРРР (УУУ) начинает ловить ребят. Игроки убегают в свой «дом», а Волк их догоняет. Если волк поймал игрока, он становится помощником Волка. После игры Герои прощаются и уходят.

II. Мэри Поппинс.

Под музыку из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (муз. М. Дунаевского) появляется Мэри Поппинс.

Мэри Поппинс: Здравствуйте, дети! Меня зовут Мэри Поппинс. Я самая известная в мире воспитательница. К вам меня занес попутный ветер. Сегодня с вами я буду играть. Посмотрю, чему вы научились в детском саду.

Дидактическое упражнение «Придумай загадку»

Задач. Закреплять умение придумывать загадки — описания с элементами ТРИЗ, развитие ассоциативного мышления.

Оборудование и материалы: зонт, магнитофон.

Ход проведения:

Мэри Поппинс: Отгадайте загадку.

Его вчера в углу сухом

Повесили на гвоздик…

Но он раскроется цветком,

Когда припустит дождик.

Дети: Зонт.

Мэри Поппинс: Правильно. Зонт — это мой любимый предмет. Давайте придумаем загадку про зонт.

Защищает от дождя, но не... (плащ, крыша, дерево);

С деревянной ручкой, но не … (трость, лопата, крючок);

Открывается, но не… (дверь, окно, шкаф);

 

Подвижная игра «Под зонтом»

Задач. Развитие слухового внимания, мышления, общей моторики.

Оборудование и материал: зонт.

Ход проведения:

Мэри Поппинс: Давайте поиграем в игру. Я буду называть слово, а вы внимательно слушать. Если предмет летает, то вы будете бегать по кругу с вытянутыми в стороны руками. Если предмет не летает — вы должны остановиться и спрятаться под зонтик.

Лексический материал:дом, воробей, диван, самолет, бабочка, тумбочка, ракета, самокат, снежинка, шкаф, попугай и т. д.

Подвижная игра «Передай зонтик»

Задачи. Развивать ассоциативное мышление, активизировать номинативный словарь.

Оборудование и материал: зонт.

Ход проведения:

Мэри Поппинс задает вопросы, а дети подбирают слова-предметы к словам-признакам и передают зонт друг другу.

Что может быть сладким? — Что может быть соленым? — Что может быть горячим?

— Что может быть холодным? — Что может быть легким? — Что может быть тяжелым?

— Что может быть быстрым? — Что может быть медленным? — Что может быть горьким?

— Что может быть прозрачным? — Что может быть разноцветным?

 

Дидактическая игра «Кто? Что?»

Задачи. Дифференцировать одушевленные и не одушевленные слова-предметы, отвечающие на вопросы: Кто? или Что?

Оборудование и материал: зонт.

Ход проведения:

Мэри Поппинс называет слово, которое отвечает на вопрос: «Кто?» или Что?». Ребенок думает, какой это предмет — одушевленный или неодушевленный. Если предмет «живой» ребенок поднимает зонтик двумя руками вверх, если — «неживой», присаживается и опускает зонтик вниз.

Лексический материал: Кот, стол, жук, цветок, ласточка, соседка, кастрюля, лимон, лиса, стрекоза, мяч, бабушка, белка, кровать, лошадь и т. д.

Музыкально — ритмические движения под музыку.

Задачи. Развивать общую моторику, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Оборудование: фонограмма песни «Тридцать три коровы» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!» (муз. М. Дунаевского)

Ход проведения:

Мэри Поппинс: Мне с вами было очень интересно играть. Давайте потанцуем. Будьте внимательны, повторяйте за мной движения.

Дети выполняют движения по показу под песню «Тридцать три коровы».

В центpе гоpода большого,

Где тpавинки не pастёт,

Жил поэт, волшебник слова,

Вдохновенный pифмоплёт.

Pифмовал он что попало,

Пpосто выбился из сил,

И в деpевню на попpавку,

Где коpовы щиплют тpавку,

Отдыхать отпpавлен был.

 

Тpидцать тpи коpовы,

Тpидцать тpи коpовы,

Тpидцать тpи коpовы,

Свежая стpока.

Тpидцать тpи коpовы,

Стих pодился новый,

Как стакан паpного молока.

Тpидцать тpи коpовы,

Стих pодился новый,

Как стакан паpного молока.

В пять утра вставал он ровно,

Это было нелегко,

Он читал стихи коровам,

Те давали молоко.

День за днём промчалось лето,

Очень вырос наш поэт,

Ведь молочная диета

Благотворна для поэтов,

Если им всего шесть лет.

Приставной шаг, присесть вперед (2 раза)

Три прыжка на двух ногах

Приставной шаг, присесть назад (2 раза)

Три прыжка на двух ногах

То же (см. выше)

 

 

Ногу на носок влево, затем вправо, руки в «замок» внизу

Руки на поясе, влево два приставных шага

 

Руки на поясе, вправо два приставных шага

То же самое, сначала с левой рукой, затем с правой рукой «рисуем круги»

 

«Пружинка», затем ногу на носок влево, затем вправо, руки в «замок» внизу (2 раза)

Нога левая на носок, две руки вверх влево, (2 раза)

Нога права на носок, две руки вверх вправо (2 раза)

«Пружинка», руки на поясе (4 раза)

 

То же (см. выше)

 

 

Ногу на носок влево, затем вправо, руки в «замок» внизу

 

Мэри Поппинс: Дети, сколько коров было в песне? (Звучит музыка) Ой! Подул мой ветер перемен, мне пора улетать к другим детям. До новых встреч! До свидания!

III. Встреча с Бабушкой- загадушкой.

Задачи. Развивать умение отгадывать загадки, акцентируя внимание на существенных признаках предмета. Развивать образное мышление, крупную моторику, плавность и точность движений.

Оборудование и материалы: два цветка космеи, сконструированных из бумаги со съемными лепестками, на лепестках с внутренней стороны напечатаны загадки.

Ход проведения

Педагог знакомится с детьми и предлагает разгадать загадки. Очередность загадок определяют дети, выбирая и срывая лепестки космеи (по очереди), педагог зачитывает загадки, дети отгадывают. Ребенок, отгадавший загадку получает лепесток космеи, и все дети показывают с помощью пантомимы характерные движения отгаданного насекомого.

Для детей средней возрастной группы

Для детей старшей возрастной группы

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион

(Муравейник и муравьи)

Два рога — не бык,

Шесть ног без копыт

Летит — так воет,

Сядет — землю роет. (Жук)

Целый день летает,

Всем надоедает (Муха)

Не по рыбам, а сети расставляет

(Паук)

От цветка к цветку порхает,

Утомится- отдыхает (Бабочка)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг. (Паук)

Жу-жу-жу-жу

Я на веточке сижу,

Я на веточке сижу,

И звук «Ж» твержу (Жук)

Ходит под нами вверх ногами.

С нами обедает- всего отведает.

Станем гнать- начнет жужжать. (Муха)

Летит, гудит мохнатенький полосатенький,

Летит за сладеньким. (Пчелка)

Висит сито, не руками сшито. (Паутина)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

В воде родился, а воды боится. (Стрекоза)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

С ветки — на тропинку,

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка,

По травам и былинкам —

Перепрыгнет и тропинку. (Кузнечик)

Летит птица:

Не крылата, не перната,

Нос долгий, голос тонкий.

Кто его убьет-

Человечью кровь прольет (Комар)

Не птица, а летает. С хоботком, а не слон. (Муха)

В темной избушке ткут холст старушки. (Пчелы)

 

IY. Маша и Медведь.

Герои Маша и Миша появляются на детской площадке и здороваются с детьми.

Маша: Мы к вам пришли из одной сказки. Кто знает как она называется? Молодцы! Правильно!

Игра «Что у Маши, что у Миши» (средний возраст)

Задачи. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Оборудование и материал: мяч.

Ход проведения:

Маша: Какие вы хорошие, добрые, послушные. Мы с Мишей хотим с вами поиграть. А вы хотите? Посмотрите, какой Миша большой. Поэтому у него все большое: нос, глаза, голова, и ложка ему нужна большая, и тарелка и стул.

Миша: А Маша маленькая. Поэтому у нее все маленькое. Давайте поиграем в такую игру. Миша будет называть вам «большие» слова, а вы «маленькие». А я вам буду помогать.

Маша: Давайте поиграем в такую игру. Миша будет называть вам «большие» слова и кидать мяч, а вы «маленькие» и возвращать мяч обратно.

Миша: У меня голова.

Маша: А у меня …… головка.

Миша: У меня нос, а у меня …… носик и т. д.

В конце игры герои хвалят детей.

Игра «Что делал Миша, а что делала Маша?» (средний возраст)

Задачи.Закреплять умение образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Ход проведения:

Маша: Мы с Мишей дружно живем. Все с ним делаем вместе: гуляем, играем, поем, бегаем. У нас для вас еще одна игра. Миша или я будем назвать и показывать, что мы делаем. А вы будите говорить и показывать наоборот.

Маша: Я ходила.

Дети: А Миша ходил.

Миша: Я пел.

Дети: А Маша пела.

В конце игры герои предлагают детям загадать загадки «Что умеем делать мы». Дети загадывают. Маша и Миша отгадывают.

Герои хвалят детей, прощаются с ними и уходят.

Игра «Угощение для Миши» (для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи.Закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Оборудование и материал: предметные картинки (пирожки с разными фруктами), корзинка, поднос.

Ход проведения:

Маша: Мой Миша очень любит пироги. И я приготовила для него вкусные пирожки. Угостите Мишу моими пирожками как я. Я угощу Мишу клубничным пирожком. А вы какими пирожками угостите его?

Маша предлагает детям с подноса взять пирожки и угостить Мишу.

Дети по одному говорят, каким пирожком угостят Мишу. Миша складывает пирожки в корзинку.

В конце Миша благодарить детей за вкусное угощение.

Игра «Будь внимательным» (старший возраст)

Задачи. Развивать фонематическое восприятие.

Оборудование и материал: обручи двух цветов (синие и красные) по количеству детей.

Ход проведения:

Маша: Давайте еще играть. Вспомните, каким цветом мы обозначаем гласные звуки и согласные звуки. Герои раздают детям обручи соответствующих цветов.

Задание:

На гласные звуки — вытягиваем обручи вперед.

На согласные — поднимаем обручи вверх.

Миша дает задание, а Маша внимательно смотрит и по необходимости поправляет детей.

Герои хвалят детей, прощаются с ними и уходят.

Игра «Подбери слова к схеме» (подготовительная к школе группа)

Задачи. Закреплять навык звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Оборудование и материал: предметные картинки и звуковые схемы слов (мак, роза, ромашка, муха, комар, жук).

Ход проведения:

Дети делятся на две команды. Каждый участник получает предметную картинку, картинки объединены определенной темой. Дети называют свои картинки и в конце определяют обобщающее понятие — название своей команды. Затем, герои предлагают детям выполнить задание: подобрать к своим словам звуковые схемы.

Слова для команды «насекомые»: жук, муха, комар.

Слова для команды «цветы»: мак, роза, ромашка.

Команды проверяют правильность выполнения заданий.

В конце игры герои хвалят детей, прощаются с ними и уходят.

Y. «Приключение Кота Базилио и лисы Алисы в детском саду».

Встреча с героями

Кот.    Вы не видели в лесу

Ярко-рыжую лису?

Эта рыжая плутовка

След свой прячет очень ловко?

Дети. Мы в лесу бывали, и лису встречали.

Лиса. Ах, вот ты где, старый бездельник? С кем это ты разговариваешь?

Кот. Кто вы?

Дети. Мы дети, ходим в этот детский сад.

Кот. Вы нас узнали? Из какой мы сказки? (Вы Кот Базилио и Лиса Алиса из сказки «Буратино».)

Лиса. А что вы делаете на улице?

Дети. Мы гуляем, наблюдаем за животными и растениями, играем.

Кот и Лиса. Давайте поиграем вместе. Мы тоже любим играть.

Лиса. Подумайте, что есть у нас, чего нет у вас? (Хвостов.) Сравните, чем отличаются наши хвосты.

Речевая игра «Сравни хвосты».

Задачи. Обогащение атрибутивного словаря детей, развитие фразовой речи. Развивать мыслительные операции (сравнение, сопоставление). Закреплять навыки подбора антонимов и построения сложных предложений с противительным союзом «а» (для старшего возраста).

Ход проведения:

Дети сравнивают хвосты по цвету, по длине, по размеру и др.

Пример: У лисы длинный хвост, у кота короткий хвост. У лисы пушистый, у кота гладкий. У лисы большой, а кота поменьше. У лисы рыжий, у кота серый.

Подвижная игра «Поймай хвостик».

Задачи. Развивать подвижность, координацию, ловкость.

Оборудование и материалы: плетеные веревочки 25–30см.

Ход проведения:

Считалочкой выбирается водящий. Остальным детям закрепляют веревочки (хвосты). Дети бегают по площадке, пытаясь сохранить хвост, задача водящего сорвать как можно больше хвостов. Кто потерял хвостик, тот выбывает из игры. Победителем становится тот, кто смог сохранить свой хвостик.

Лиса. Вы молодцы, быстро бегали, чтобы сберечь свой хвостик, но шум распугал всех обитателей вашего участка. Вы догадались, о ком я говорю? Кто живет летом на вашем участке? (Дети перечисляют насекомых, птиц.)

Герои предлагают поиграть в дидактическую речевую игру «Кто куда спрятался»

Речевая игра «Кто куда спрятался»

Оборудование и материалы. Игрушки насекомых и птиц.

Задачи. Активизировать словарь детей по теме «насекомые, птицы». Расширять глагольную лексику: спрятался, притаился, замер, заполз. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов «на», «в», «под», «за» (для всех возрастных групп). А так же предлогов «около», «возле», «рядом», «справа», «слева» (для детей старшего возраста).

Ход проведения:

Взрослые размещают (прячут) предметы в разных местах участка, дети находят их и рассказывают о месте их нахождении.

Образец. Стрекоза спряталась за песочницей. Жук заполз в щель. Гусеница замерла на ветке. Бабочка замерла на стволе дерева. Муравей притаился по листочком. Воробушек спрятался в кроне кустарника. Синичка сидела в кормушке.

Игра «Чудесный мешочек»

Задачи. Развивать навыки тактильной перцепции. Развивать смысловую сторону речи. Составлять предложение с подчинительным предлогом чтобы.(для старшего возраста)

Оборудование и материалы: мешочек, ключ, монета, лента (бант), колпак, ложка, тарелка, книжечка.

Ход проведения

Детям предлагается узнать предмет на ощупь, достать и назвать его. Рассказать, зачем он нужен.

Образец ответа:

Для младшего возраста

Это ключ. Это ложка. Это лента.

Для старшего возраста

Это ключ. Он нужен, чтобы открывать дверь.

Это ложка. Она нужна, чтобы есть суп.

Прощание с героями.

Лиса: Ребята, вы хотите еще встретиться с нами? Покажите друг другу ладошки, встанем в круг, улыбнемся и скажем: «Мы будем рады встрече с вами!» или «До новых встреч».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle