Библиографическое описание:

Айдинова А. Т., Халидова С. Ш. Факторы стимулирования инновационной активности современных предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 375-376.

В статье рассмотрены основные факторы стимулирования и контроля инновационной активности современных предприятий, а также пути повышения их повышения.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, внутренние факторы, внешние факторы стимулирования инновационной активности.

 

В современных условиях экономика промышленно-развитых стран формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации выступают в качестве основы развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют их роль в научной деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 23. 08. 1996 № 127 — ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновации — это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1]. Основное значение в инновационной деятельности приходится на предприятие, представляющее собой источник инициативы инновационной деятельности, предъявляющее спрос на инновации, осуществляя их реализацию и установление взаимосвязи с потребителями для лучшего изучения их потребностей. Инновационная активность предприятий зависит от многих экономических факторов, которые условно можно разделить на две категории: внешние и внутренние [2].

К внешним фактором относятся неконтролируемые фирмой силы, которые оказывают непосредственное воздействие на ее внутренние процессы. Среди внешних факторов можно выделить такие как: спрос и предложение, возможность получения дополнительной прибыли от внедрения инноваций, уровень конкуренции, инновационный климат на федеральном и региональном уровнях.

Внутренние факторы, оказывающие воздействие на инновационную активность организации, можно условно разделить на два раздела.

Первый раздел включает в себя факторы, определяющие внутренние ресурсы предприятия, испытывающие на себе влияние внешних факторов, а именно: ресурсы трудовой деятельности; финансовые результаты деятельности предприятия; научно-технический потенциал; технологии и инновации. Во второй блок входят факторы, предназначенные для формирования системы внутренних экономических отношений и способов их взаимодействия с факторами внешней среды. К ним относятся: форма собственности; организационная структура; отраслевая принадлежность, размер организации.

Главным фактором стимулирования инновационной активности является конкуренция сторонних организаций. Для определения степени ее влияния на инновационную активность требуется учитывать уровень интенсивности конкурентной борьбы. При умеренной конкуренции значительно повышается процесс внедрения новшеств, однако в процессе ее ускорения финансовые ресурсы организации истощаются, и инновационный процесс либо замедляется, либо прекращается вовсе. Фактором, способным привести в действие конкуренцию, на современном уровне, является динамичная конкуренция на внутреннем рынке за счет его открытости [3]. Для победы в конкурентной борьбе фирмы должны уделять и применять на производстве достижения научно-технического прогресса, находить новые и совершенствовать старые рынки, всегда должен быть информирован об изменениях потребительских предпочтений и с максимальной отдачей воплощать их в произведенных продуктах. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения в целях обеспечения «выживания в условиях динамичной конкуренции». Возможность получения прибыли от инновационной деятельности, которая была бы выше, чем от других видов деятельности представляет собой еще один фактор, способным стимулировать инновационную активность современных предприятий.

Нынешний рынок все чаще определяет получение высокой прибыли за счет использования и внедрения инноваций. Появления нововведений определяется периодом экономического цикла. Пик инновационной волны приходится на фазу оживления экономики [4]. В периоды кризиса и депрессии инновационная активность резко снижается, что не вызывает необходимости в совершенствовании устаревшей техники, и нет крупных инвестиций для изучения техники и технологий новых поколений. Тем не менее, структурный кризис, кризис перепроизводства и безработица создают такие условия, где прибыль, возможно, получить не иначе как путем введения радикальных нововведений. Значительное воздействие на инновационные отношения, оказывает экономическая политика государства в инновационной сфере. Меры государственного воздействия на инновации можно разделить на прямые и косвенные [5].

Прямое стимулирование направляет свою деятельность на определенные исследовательские организации, на конкретный инновационный проект. Среди методов прямого воздействия используются традиционные государственные заказы, целевые субсидии и др.

Косвенные методы, предполагают, прежде всего, стимулирование инновационных процессов путем создания благоприятного климата для новаторской деятельности. Решающую роль в этой связи играет политика либерализации налогового и амортизационных процессов, их законодательного регулирования и льготное кредитование. Пути к повышению инновационной активности предприятий содержат в себе большое количество сложных проблем, например, таких как: недостаток инновационных ресурсов, малый спрос на инновации, низкий технологический уровень производства, тенденции монополизации экономики. Среди причин низкого спроса на инновационную продукцию и технологии можно назвать следующие: дешевое сырье и рабочая сила; недостаток собственных денежных средств; неразвитость рынка инновационного капитала; недостатки государственных программ льготного кредитования инновационных проектов [6]. Формированию ряда факторов инновационной активности может служить межфирменная интеграция, предполагающая объединение экономических субъектов на основе их взаимодействия, развития связей между ними в области НИОКР, так же с ее помощью обеспечивается гарантированный спрос на инновацию. Она позволяет аккумулировать финансовые и производственные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. А так же она способствует обмену знаниями и накопленным опытом, что повышает шансы создания инновационных технологий и продуктов.

Так, сущность инновационной активности организации раскрывается не только посредством оценки методов и масштабов разработки, но и путем формирования соответствующей инновационной политики с учетом их влияния.

 

Литература:

 

1.                  Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ

2.                  Ковалева Г. Д. Основы инновационного менеджмента: учебник для вузов.- М.:Юнити — Дана, 2011 год.

3.                  Инновационное развитие- основа модернизации экономики России: Национальный доклад.- М.: ИМЭМО РАН, ГУ- ВШЭ, 2012 год. — 168 с.

4.                  Айдинова А. Т. Концептуальные основания трактовки дефиниции риска // Экономика и предпринимательство. 2013. № 3 (32). С. 430–433.

5.                  Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е. С. Стояновой. — 6-е изд. — М.: Изд-во «Перспектива», 2011. — 656 с.

6.                  Акопов В. А., Скиперская Е. В. Тенденции развития мировой экономики // НаукаПарк. 2013. № 4. С. 82–84.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle