Библиографическое описание:

Акутина С. П. Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 700-703.

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активную созидательную творческую деятельность, становление ценностно-смысловых ориентаций. Методы — содержательный анализ ФГОС ВПО, анализ и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение; абстрагирование, сравнение, обобщение; систематизация. Аналитическим путем доказано, что творческие мастерские выступаютв качестве инновационного метода обучения будущих специалистов в реализации современных тенденций развития уровневого психолого-педагогического образования и формируют у студентов инициативность, любознательность, коммуникабельность, развивают творческое мышление. Выделен алгоритм проведения мастерской. В результате применения творческих мастерских на занятиях оптимизируется процесс формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов.

Ключевые слова: творческая мастерская, студенты, уровневое психолого-педагогическое образование, развивающий потенциал, компетенции

The aim of creative workshops is to augment the quality of students professional preparation through integration and innovation and through their inclusion in the active social creative activity. The methods: the conceptual analyses of FGOS VPO (что этонадопояснить), the general analyses of the innovative pedagogical experience, the observation, the abstracting, the comparison, the generalization; the systematization. The analytical method proves that the creative workshops act as the innovative educational method to realize the modern tendencies in the developing of the multi-leveled education aiming to form the active acting, the curiosity, the creativity. As a result in applying the method of the creative workshops, the professional competences in the future specialists are optimized.

Key words: creative workshop, students, level of psychological and pedagogical education, developing potential, competence

 

В настоящее время происходят кардинальные преобразования системы высшего образования, связанные как в целом с современными тенденциями развития всех сфер жизни общества, так и в частности с реализацией положений Болонского процесса. Сегодня, очевидно, что для выполнения своей миссии, высшее образование должно претерпеть серьезные изменения, обретя органическую гибкость, диверсифицируя свои институты, структуру, свою организационную основу, учебные курсы, модели и формы организации занятий, овладев для этого новыми методами обучения в процессе профессиональной подготовки студентов. В связи с этим особое значение приобретает разработка и реализация в процессе обучения в вузе инновационных технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие студентов, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. Такие технологии развивают интеллектуальные, познавательные, творческие способности студентов; формируют у обучающихся навыки и умения познания, анализа, творческого применения и развития имеющихся достижений и новаций в науке, технике, экономике, культуре; дают возможность приобретать такие качества личности, как инициативность, настойчивость, самостоятельность, ответственность, любознательность, коммуникабельность, конкурентноспособность; развивают критическое и творческое мышление; оптимизируют процесс формирования профессиональных компетенций [5].

Стандарт ВПО «психолого-педагогическое образование» предусматривает в данном контексте возможность иной организации учебного процесса. С учетом «требований к условиям реализации основных образовательных программ» (ФГОС ВПО, п.7) «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов» (п.7.3. Стандарта).

Использование на занятиях ролевых игр, практикумов, тренинговых занятий, проигрывание проблемных ситуаций, проектирование различных видов деятельности и других видов организации учебного процесса, организуемых преподавателями в интерактивной форме, является главной целью в структуре уровневого образования по направлению «психолого-педагогическое образование», что способствует успешному освоению профессии. К таким технологиям относятся и творческие мастерские, посредством которых преподаватель, решая задачи изучения определенного материала по конкретной теме, реализует также возможности интегрированного обучения, достигая цели образования комплексно. Технология мастерских непосредственно связана с формированием навыков и умений созидательной, исследовательской, творческой деятельности. В настоящее время исследования активизируются во всех дисциплинах, включая социальные и гуманитарные науки, инженерные и естественные науки, культуру и искусство. Творческие мастерские позволяют повысить функциональную грамотность и креативность студентов, развить навыки творческого постижения и осмысления нового знания; сформировать социальную компетентность.

Рассматривая технологию творческих мастерских в качестве средства реализации современных тенденций развития уровневого психолого-педагогического образования можно выделить несколько основных концептов, которые представляет эта технология:

-        мастерская способствует созданию условий для обучения в вузе с учетом формирования такого образовательного пространства, которое бы позволяло в процессе профессиональной деятельности преподавателя обеспечить продуктивную работу студентов, как на учебных занятий, так и в процессе самостоятельной познавательной, творческой деятельности;

-        творческая мастерская дает возможность созданию условий для подготовки преподавателей негуманитарного профиля к реализации тенденций гуманизации и гуманитаризации высшего образования посредством участия в мастерских за счет применения в рамках своих учебных дисциплин гуманитарных компонентов учебного содержания, содействия профессиональному и личностному развитию будущих специалистов.

-        творческая мастерская позволяет создать социокультурно-ориентированную среду, способствующую формированию у студентов профессиональных компетенций, высокой нравственности и культуры.

Творческая мастерская — это нестандартная форма организации образовательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту педагога (Мастера) и студента, создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия [3].

Технология мастерских была создана во Франции в 20-х годах XX века психологами П. Ланжевеном, А. Валлоном, Ж. Пиаже и др. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания), основателем которой является А. Бассис, занимаются ее разработкой и реализацией в педагогическом сообществе на современном этапе модернизации образования. Представители GFEN (А. Бассис, О. Бассис, Г. Башляр, А. Валлон, М. Дюком, А. Дюни, П.Колен, Ж. Л. Кордонье, П. Ланжевен, Ж. Пиаже) определяют процесс обучения как открытие Учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса друг с другом и с педагогом (Мастером), который проводит студента от первого курса (процесс незнания) к окончанию вуза (процесс знания) через открытия.

В отечественной педагогической практике накоплен серьезный фонд разработок мастерских по разным учебным предметам и направлениям (С. П. Акутина, Ж. О. Андреева, Н. К. Антонова, Т. Н. Антонова, Е. О. Галицких, Е. К. Гапочко, Т. Я. Еремина, Т. Б. Казачкова, Т. С. Клецко, И. А. Мухина, Т. Г. Назина, О. В. Орлова, О. И. Рудина, Г. В. Степанова, В. А. Степихова, О. С. Тагеева, И. В. Французова и др.). В исследованиях обнаружено сходство и различие мастерской и проблемного урока; мастерской и традиционного урока, мастерской и игры (М. Б. Багте, Н. И. Белова, М. Г. Ермолаева, А. А. Окунев, Л. Д. Фураева). Обобщение описанных в педагогической литературе представлений о мастерской дано в работах Г. К. Селевко и Д. Г. Левитеса.

Ключевой целью творческих мастерских является повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активную творческую деятельность, которая даст им возможность проявить творческую созидательность, самостоятельность, поможет качественно измениться; создаст условия, которые будут направлены на саморазвитие и самосовершенствование студентов.

Ученые (Анри Бассис; А. А. Окунев и др.) выделяют следующий алгоритм проведения мастерской. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктором может выступать все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов — образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок. «Деконструкция» — работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма. «Социализация» — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача — не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. Творческий процесс в группе позволяет студенту обогатить свой опыт за счет знаний и умений согруппников. «Реконструкция» — создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения. «Афиширование» — вывешивание произведений участников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают. «Разрыв» — кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого — свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания. «Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы [1,с. 205].

Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности студента. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» — с одной стороны создают условия для наиболее полного самовыражения студента, с другой — требуют от педагога особого профессионального внимания к состоянию эмоционального климата на занятии. Ведь основная задача Мастера — подарить студентам радость понимания, познания и открытия. Освоение технологией мастерских имеет огромное значение в профессиональной подготовке студентов и особенно в период прохождения учебной практики [2].

Целесообразность применения технологии творческих мастерских для профессионального и личностного развития, формирования профессиональной компетентности обучающихся, как отмечает Г. А. Мейчик, связана также со следующими обстоятельствами: «1) реализация технологии мастерских позволяет вводить в преподавание учебных дисциплин компоненты, способствующие профессиональному самоопределению личности, формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности, становлению потребности в самообразовании в данной области и рефлексивной деятельности по осмыслению и оценке своей социальной и профессиональной позиции, своего уровня компетентности в данных вопросах; 2) технология мастерских позволяет обеспечить интегративное восприятие и применение знаний обучающимися, придать творческий характер процессу обучения; 3) реализация технологии мастерских обеспечивает деятельностный характер процесса образования на основе овладения и осознанного использования обучающимися способов самостоятельной познавательной, исследовательской, научной, профессиональной деятельности; 4) применение мастерских способствует овладению способами анализа (самоанализа) ценностных ориентаций, позиций, результатов работы, способами прогнозирования, проектирования, моделирования, исследования» [3].

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказываются самоценные явления, как сотрудничество и сотворчество. Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры. В целом, важнейшими задачами технологии творческих мастерских, как средства реализации современных тенденций развития образования, являются: обеспечение реального вклада каждой мастерской в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку выпускника к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; формирование компетентности и мировоззрения; развитие мотивации к образованию на протяжении жизни; развитие творческого мышления, инновационного интеллекта.

Творческие мастерские выступают средством реализации целей Болонского процесса многоуровневой системы образования. На первом уровне — в бакалавриате — осуществляется общая подготовка студентов, предполагающая в большей степени унифицированность учебной деятельности, а в магистратуре совмещаются как по объему, так и по содержанию, возможности групповых и индивидуальных форм обучения, создавая тем самым благоприятные условия для развития учебно-познавательной, учебно-профессиональной, научной и творческой деятельности обучающихся в вузе. Выпускник магистратуры должен представлять собой широко эрудированного профессионала с фундаментальной научной подготовкой, владеющего методологией научного и педагогического творчества, подготовленного к самостоятельной профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Акутина С. П. Проектирование успешного взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС// Социосфера, № 1, 2014.- С. 203–207.

2.                  Акутина С. П. Воспитание будущего педагога в период педпрактики //Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 148–150.

3.                  Белова Н. И., Наумова Н. Н. Экология в мастерских: Методическое пособие. — СПб.: Паритет, 2004. — 224 с.

4.                  Мейчик Г. А. Реализация педагогической технологии мастерских в вузе — дис. канд. пед. наук. — г. Санкт-Петербург, 2005.- 196 с.

5.                  Образование и духовность в современном российском обществе монография / [Гончарук Алексей Юрьевич и др.]; науч. ред. С. П. Акутина. — Москва, 2012.



[1] В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке в рамках гранта РГНФ «Теоретико-методические основы воспитания студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования» №14-06-00798

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle