Библиографическое описание:

Шушакова А. А. Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС) // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 531-533.

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и определены проблемы, осложняющие эффективность ее функционирования на данный момент.

Ключевые слова: услуги связи, сотовая связь, рынок, информационная среда.

 

Современное состояние информационной среды оказывает возрастающее влияние практически на все сферы жизнедеятельности общества. Современные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Средние темпы роста отечественного рынка в последние 10 лет превосходят среднемировой уровень, при этом российская отрасль информационных технологий в ближайшие 5–7 лет имеет потенциал значительно более быстрого роста — на 10 % и более в год [1].

Особенности географического положения Приморского края предопределяют особое значение состояния информационных ресурсов и связи. Общий объем услуг связи, предоставляемый населению и организациям, данного региона имеет положительную тенденцию и постоянно возрастает. По объему услуг связи на одного жителя, Приморский край занимал 2013 г. 6-е место в Дальневосточном Федеральном округе, уступая отдаленным уголкам Камчатскому краю, Чукотскому АО, Магаданской области. [2].

Доля местной телефонной, междугородней и международной связи и радиовещания в услугах связи постепенно сокращается, что обусловлено развитием сотовых сетей связи [3]. Число абонентских устройств за последние пять лет в Приморском крае (с 2008 по 2013 г.г.) возросло в 1,9 раз.

Одним из крупнейших операторов на рынке сотовой связи Приморья является компания ОАО «МТС», приоритетными направлениями развития которой являются:

-          совершенствование функционирования сети;

-          увеличение зоны радиопокрытия;

-          повышение качества функционирования и обслуживания.

Указанные три проекта всегда были и остаются на сегодняшний день приоритетными для организации.

Основной целью деятельности компании является получение прибыли посредством постоянного планирования, проведения маркетинговых исследований, а также контроль над эксплуатацией мобильной связи.

Для достижения этой цели компания развивает целый ряд направлений деятельности.

Компания ОАО «МТС» в настоящее время обеспечивает сотовой связью все крупно и средне населённые города и посёлки Приморского края. За последние годы зона радиопокрытия увеличилась здесь на 30 %.

Мобильной связью МТС обеспечены практически все населённые пункты Приморья, включая даже удаленные от центральной части края, северные уголки.

На сегодняшний день компания ведёт весьма успешную деятельность, ориентированную главным образом на укреплении позиций на рынке, применение стратегии развития рынка, улучшения качество мобильной и интернет связи, привлечение партнёров.

В связи с этим, организацией было разработано несколько значимых региональных проектов, как для общества, так и для экономики регионов в целом.

Одним из таких проектов стала акция МТС «Звонок однополчанину». Данный проект позволяет ветеранам ВОВ в День Победы производить абсолютно бесплатные звонки в любую точку России и стран СНГ.

Ещё один из проектов — это услуга «Позвони маме». Она направлена на определённую категорию людей, а именно для солдат, которые служат в армии.

Компания не стоит на месте, она смотрит в будущее. Происходит непрерывное совершенствование продуктов и услуг, используются самые передовые технологии.

Проведеманализ финансово–экономической деятельности филиала ОАО «МТС» в Приморском крае.

Технико-экономические показатели деятельности Приморского филиала компании за 2013–2014 год представлены в таблице 1 [4].

Таблица 1

Экономические показатели деятельности филиала ОАО «МТС» в Приморском крае за 2013–2014 гг.

Наименование показателя

2013г.

2014г.

Абсолютное отклонение, тыс. руб. 2014–2013

Темп роста, % 2014–2013

Выручка

291825150

309159681

17334531

105,94

Себестоимость

146559363

158791013

12231650

108,35

Прибыль от продаж

73478290

74377911

899621

101,22

Чистая прибыль

55999090

28372745

-27626345

50,67

Затраты на 1 рубль реализованной продукции

0,50

0,51

0,01

102,27

Рентабельность продаж %

49,78

48,64

-1,14

97,71

 

Анализ данных показывает увеличение объёма реализованной продукции на 7,25 % с 2012 по 2013 г., а в период с 2013 по 2014 год — практически на 6 %.

Наблюдается негативная тенденция увеличения себестоимости предоставляемых услуг с 2012–2013 года на 2,6 %, а в 2013–2014 год на 8,3 %. Затраты на один рубль реализованных работ и услуг возрастают. Такое положение дел обусловлено тем, что компания в 2014 году начинает запуск множества затратных проектов по строительству сети (например, сеть 3G, активное развитие сети 2G), поэтому себестоимость товаров и услуг возрастает. Следствием более высоких темпов роста затрат над ростом выручки является снижение прибыли от продаж в 2013 году на 4,68 %, а 2014 г. на 1,22 % и как следствие снижение рентабельности продаж.

По показателям статистической отчетности, количество абонентов на протяжении всего периода существования компании постоянно возрастает. Однако, несмотря на ежегодный рост количества абонентов, более высокими темпами наблюдается отток абонентов (таблица 2).

Таблица 2

Основные операционные показатели филиала ОАО «МТС» в Приморском крае, в человеках

Показатель

2013

2014

Темп роста %

Количество абонентов

755 750

868 182

114,9

Прирост абонентов

209 077

112 432

53,8

Отток абонентов

117 817

203 396

172,6

 

Так в 2014 г. прирост абонентов составил 56,4 %, а отток — 72,6 %. Такому увеличению поспособствовало проведение компанией акции в 2014 году. Смысл этой акции заключался в раздаче бесплатных комплектов. Однако большинство абонентов при условии, что они приобрели сим-карту, её не пользовались.

Таким образом, принимая во внимание анализ экономических и операционных показателей деятельности, можно сделать вывод о том, что компания не сдаёт своих позиций и по-прежнему продолжает вкладывать значительные средства в развитие сети и увеличивает конкурентоспособность своих предложений.

 

Литература:

 

1.         Петрук Г. В., Шестак О. И. Формирование информационной среды как основы устойчивого развития региона (на примере Камчатского края) // Информационное общество 2014 № 5–6 С. 34–41

2.         Петрук Г. В. Состояние и перспективы развития отрасли связи Камчатского края // Глобальный научный потенциал 2014 № 9 (42) С.183–185

3.         Ежеквартальный отчёт ОАО «МТС» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http//files.v-vybor.com/files/otchety/255/255–1-2014.pdf

4.         Официальный сайт ОАО «МТС» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.primorye.mts.ru

5.         Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007–2013 [Электронный ресурс] //Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/#

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle