Библиографическое описание:

Аджамоглян А. А. Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 696-700.

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышения эффективности обучения. В статье представлены некоторые способы применения ИКТ, которые необходимы для более эффективного обучения географии. Моделирование географических явлений и процессов с применением компьютерных технологий делает учебный материал более доступным и интересным для учебников, формирует у школьников практические и конструктивные знания.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, слайды, компьютерная презентация, интерактивная доска, компьютерные обучающие игры, компьютерные тесты, электронные библиотеки.

It is impossible to imagine the modern education withiut information and communication technology implementation (ICT). It has become the main condition for ensuring efficiency in geography teaching within the educational sector. The necessity for ICT implementation which is required for raising efficiency of geography education is substantiated in the article. Modelling of geographical phenomena and processes by the implementation of computer technology makes the educational material more interesting and affordable for students. Students gain practical geographical knowledge during the educational process.

Keywords: information and communication technologies, slideshow, computer presentations, interactive whiteboards, educational computer games, computer tests, electronic libraries.

 

Образование-одно из главнейших подсистем социальной сферы общественной жизни, от уровня развития и эффективной организации которого, зависит надежное будущее общества.

Современные тенденции развития общественности предусматривают, что в будущем социально-политическая и экономическая сферы будут высоко технологичними. Это равной степени относится и к общеобразованию. 

Одно из условий повышения эффективности реформ в облости образования в настоящем этапе–это применение информационных и коммуникащионных технологий (ИКТ). Следовательно, мы полагаем, что применение современных информационных и коммуникационных технологий обеспечит болле высокии уровень обучения в сфере общеобразования.

 Современную систему государственного образования невозможно представить без ИКТ. Проблема заключается и не только в применении в учебном процессе технических средств и методов обучения. Необходимо также методические приесит, направленние на использование в учебном процессе информационных технологий. Для учителя они должним стать средством болле конструктивий подготовки к уроку, надожним условием активизации и повышения эффективности учебного процесса.

В настоящее время основная часть средних школ оснащена компьютернооберудованными классами, которые делают возможным широкое использование ИКТ. Применение в учебном процессе коммуникационных технологий должно осуществлятся, с учотом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, недавно приобретенных знаний.

Кроме того, эффективность использования ИКТ зависит от педагагогических возможностей, навыков и умений учителя, уровня владения, и мастерства использования их целенаправленно и использования в процессе обучения.

Для выяснения интеллектуального потенциала учащихся в процессе обучения необходимы научно обоснованные и экспериментированние прикладные методические указания.

В связи с этим, география имеет специальную роль, которая формирует систематизированные целостные знания об “общем доме“ человечества Земле.

На наш взгляд, эффективность обучения географии обусловлена профессиональным сочетанием традиционных методов и современных технологий, что обеспечит наиболее продуктивное применение учащимися ИКТ в процессе обучение, способствуя формированию навыков и умений. Исходя из возрастных особенностей учащихся, на уроках географии организация учебного процесса с применением следущих информационных и коммуникационных средств

-                   Слайд-шоу,

-                   Компьютерные презентации,

-                   Обучающие компьютерные игры,

-                   Интерактивные доски,

-                   Компьютерные тесты,

-                   Електронные доски,

-                   Живая география,

-                   Школьная (ГИС) система.

Использование в процессе обучения информационных и компьютерных технологий, в частности компьютерной техники, позволяет совершенствовать и модернизировать процесс преподавания географии. Еще в 1989-ом году в декларации “Образование и информация’’, утвержденным международным конгрессом ЮНЕСКО, отмечено, что современная общественная культура является неотъемлемой частью новой технологии, направленной на повышение эффективности системы образования. В последные годы выполненные в этом направлении научно-практические работы обосновали эффективность применения информационно–коммуникационных технологий в учебнем процессе. Компьютерные программы направленые на приобретение знаний учащихся по географии, творческую работы формирование потенциала и опыта. С помощью компьютерных программ можно быстро сменить иллюстративные материалы, связанные с темой: карты, таблицы, схемы, слайды и т. д. Это позволяет более визуально представить изучаемую тему. Одновреммено, при помощи интернета, возможно представить аэпофотоснимки, составить диаграммы, географические чесние изображения географичских явлений изменяющихся во времени и пространстве. В случае, необхадимости в процессе обучения, можно применить видеоматериал, соотвствующий содержанию темы. Кстати отметим, что продуктивное применение ИКТ обеспечит ожидаемый результат в преподавании в том случае, если классная комната будет оснащена соответствущими материально- техническим стедствами, а учитель-обладать необходимой информацией и методическими навыками использования этих средств. Каждый изучаемый учебный материал или тема требуют также соотвствующие не программные средства. При их составлении нужно руководствоваться следующими принципами:

-                   при освоении нового материала целесообразно использовать демонстративную программу, которая четко и лаконично представит тему ученикам и сделает ее более доступной.

-                   при закреплении нового материала на уроках целесообразно использовать программы мониторинга, где участники представляют полученные знания и необходимые представления материала.

-                   на уроках практических занятий можно применить заранее подготовленные учителем контурные карты, диаграммы, фото-материалы, краткие видеоматериалы и т. д.

В процессе обучения часто возникает необходимость сменить прилагаемые наглядные пособия (например карты, диаграммы). В таких случаях весьма эффективно использование компьютерных презентаций и слайд-шоу. Слайд-шоу и компьютерные презентации выступают в качестве побочных средств обучения, которые способствуют повышению интереса учащихся к предмету «География» и делают его более привлекательным. География, как школьный предмет, изучается в 6–12 классах. Объем изучаемого материала очень большой, в связи с чем часть подлежащего усвоению учащимися учебного материала остается за рамками программы, или возникают трудности в его запоминании. В результате учебный предмет изучается не полноценно. Вот почему возникает необходимость использования информационных технологий для повышения эффективности обучения. Заметим, что начиная с 6-ого класса, для расширения и углубления знаний учащиеся могут изучать дополнительную географическую литературу. Мы считаем, что надежным стимулом этого является изготовление учащимися слайдов. Ученики с интересом принимают участие в процессе поиска новых данных по соответствующей теме. Кроме того, самостоятельно приобретенные учащимися знания вызывают некоторую конкуренцию, стимулируя процесс соискания, т. е. самообразования. Использование компьютерных технологий, моделирование географические явления их визуальное представление (карты, диаграммы, таблицы, ландшафтные порезы, типы рельефных моделей, фото и другие географические явления) делают проще процесс понимания предмета для учеников. При изготовлении слайдов следует выбрать именно тот материал, который необходим для данного урока и расположить его в порядке преподношения. Программа позволяет осуществлять показ слайдов таким образом, чтобы необходимая информация появилась именно в момент преподнесения изучаемой темы. Опыт показывает, что использование изготовленных учителем слайдов и презентаций в процессе преподавания географии и географии Армении способствует повышению интереса школьников по отношению к предмету ,,География,,. Очевидно, что использование этих технологий экономит время урока, обеспечивает дисциплину, активизирует учащихся, вызывает интерес к предмету, способствует взаимному сотрудничеству учителя и учеников, повышает эффективность учебного процесса. Одновременно, повышается представление о прикладных аспектах географии.

Использование интерактивных досок обусловлено созданием и внедрением компьютерного пакета «Smart». Программа была разработана для компьютеров, с сенсорными экранами. Использование интерактивных досок стало более практичным и эффективным средством не только в школе, но и в других учебных заведениях. Непосредственная связь досок с компьютерами, а также соприкосновение экрана, электронных ручек и существование ластиков, использование их делает многофункциональным. Программа «Smart» позволяет учителю подготовить материал, преподносимый на уроке, составлять простые тесты, быстро менять дидактические материалы, показывать краткое видео, на представленных материалах делать надписи и заметки. Доска позволяет ученику представить учебный материал более образно, в случае необходимости предъявить подготовленный им материал, самостоятельно проверить результаты тестовой работы. Быстрая замена карт, фотоснимков, макетов позволяет учителю продуктивнее раскрыть тему урока.

Процесс подготовки материала аналогична PowerPoint компьютерной программе, так что это не вызывает значительных затруднений. Есть электронные библиотеки, откуда можно скачать необходимые материалы учебных предметов и тем. Программное обеспечение совместимо с различными компьютерными программами, что не ограничивает информационные знания учителя. На уроках географии, на наш взгляд, использование этих досок является незаменимым средством обучения.

Представленный в школьном учебнике географии учебный материал, как бы он ни был совершенным, в современных условиях геополитического развития, с течением времени подлежит изменениям и дополнениям. Как правило, объем предусмотренных государственной учебной программой и освещаемых в учебнике тем определяют сами авторы. Фактически в итоге ученикам преподносятся заметки самих авторов по данной теме. В наше время подобный подход не только не удовлетворяет требованиям обучения, но и теряет всякий интерес к учебе, часто становясь причиной снижения интереса учащихся. Более того, учителю дается право при преподавании учебной темы проявить более актуальные подходы, игнорируя при этом уже устаревшую информацию в учебнике. В процессе урока возникает необходимость внедрения более совершенного и соответствующего требованиям государственной программы способа обучения, который обеспечит возможность самостоятельного изучения учебной темы и ее преподнесения по новому. Именно с этой целью в 2012 г. учителем географии школы No 7 г. Перми И. А. Баскевичем и его учениками было создано цифровое учебно-образовательное средство «Живая география». Основным пользователем учебной программы «Живая география» является ученик. Это дает возможность подойти к обучаемой теме с точки зрения учащегося, позволяя использовать наиболее захватывающие и интересные отрывки, одновременно выявлять уровень знании в области компьютерных технологий. Это программа дает возможность учащимся продемонстрировать свой собственный подход к этому вопросу, представить ее собственной точки зрения, и делать соответствующие суждения и анализы. Выбранный учениками материал (фотоснимки, видеоматериалы, диаграммы, карты) становятся продолжительными и дополняются учащимися последующие 5 лет. В отличие от учебника программа «Живая география» позволяет создавать электронные книги, с постоянно обновляемой качественной и современной информацией. Особый интерес представляют собой краеведческие материалы, основанные на наблюдениях родного края, изображения местности, самостоятельно составлены простые карт и видеоматериалов окружающей среды. Во всем этом незаменима роль учителя, как организатора и экзаменатора. Главное условие использование программы «Живая география» это наличие интернета, что позволяет воздействовать на информационную базу и базу неограниченного пользования. Цифровой дизайн и использование этих ресурсов отличает простота и эффективность, высокое качество образовательной программы для учащихся, делающих собственные выводы.

В процессе обучения использование ИКТ меняет традиционные методы преподавания и обучения, подает заявку на новый сертификат “информационного века” для организации продуктивного метода обучения. Очевидно, что использование этих технологий в учебном процессе экономит время, сохраняет дисциплину учащихся, активизирует их, в результате чего появляется интерес к предмету, возможность сотрудничества “учителя и учащихся”, а также повышается эффективность учебного процесса, делая его более актуальным.

Применение ИКТ одновременно формирует представления и устойчивые знания о плодотворном использовании в области географии природных ресурсов и охране окружающей среды прагматичную и практическую информацию. Для обеспечения доступности и организации практической работы учащихся считается целесообразно использование пакета программного обеспечения компьютера Microsoft Office Power Point. Для разработки материалов желательно использовать из того же пакета программу и другие печатные материалы.

Компьютерная технология может быть использована для проведения проверки знаний. С этой целью могут быть использованы как готовые, так и составленные учителями компьютерные тесты. Проверку знаний учащихся можно осуществить как индивидуально, так и коллективно. Для увеличения интереса и ответственности учащихся к уроку географии, вместе с самостоятельным домашним заданием можно предложить также слайд-шоу, творческую работу, создание компьютерных презентаций.

Наращивание учебного потенциала и творческой деятельности учащихся на уроках непосредственно связаны с использованием компьютерных технологий и целевого преподавания предмета.

Применение ИКТ на практике имее особое знание так же для работы с географическими картами и документаций полевы наблюденийи во время экскурсий. Таким образом, используя информационные и компьютерные технологии учитель:

-        Психологически способствует процессу усвоения материала и повышает продуктивность урока,

-        Поднимает образовательную активность учащихся,

-        Вызывает интерес к предмету,

-        Способствует формированию пространственного мышления,

-        Повышает прикладное значение географии,

-        Способсетвует легкому усвоению учебного материала,

-        Увеличивает желание исследования предмета,

-        Дает возможность самостоятельно преобретать географическую информацию и обрабатывать с помощью компьютерных технологий,

-        У учеников формирует умение четко и ясно выражать собственную точку зрения.

Это решение подразумевает методологочиские вопросы новых руководящих принципов и целей, которые обеспечат у учеников от переход репродуктивный мышления к творчеству, формируя при этом конструктивное мышление и способность его оценивать.

 

Литература:

 

1.      Минасян А., «Методы и средства преподавания географии», Ереван 2011г., стр. 53–55.

2.      Галстян С., «Беседа с компютером» Microsoft Office 2010, Ереван 2010г., стр. 12–16.

3.      Баранов А. С., Суслов В. Г.,Шейнис А. И. Компьютерные технологии в школьной географии. М.: Издательский Дом «Гептер», 2004г., стр 80.

4.      Берляит A. M. Геоизображения в науках о Земле // Лицейское и гимназическое образование. 2002г. — № 7. — стр. 19–24.

5.      Таможняя Е. А., Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004г., стр. 46.

6.      Новенко Д. В.,Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г., стр. 48.

7.      Заславская О. Ю., Левченко И. В. Информатика и ипформационно-коммуникационные технологии. М., АПК и ППРО, 2005г., стр. 80.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle