Библиографическое описание:

Подкаменная К. А. Анализ целесообразности использования транспортных телематических систем // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 273-275.

В статье исследуются методологические основы транспортной телематики, основные принципы транспортной телематической системы

Ключевые слова:телематика, транспортная телематическая система, безопасность дорожного движения, пассажирский транспорт

 

Kеywоrds: tеlеmаtiсs, trаnspоrttеlеmаtiсssystеm, trаffiс sаfеty, pаssеngеrtrаnspоrt

 

На сегодняшний день массовая автомобилизация влечет за собой перенасыщение городских магистралей транспортом, в связи с этим задача совершенствования и оптимизации методов и средств оперативного управления перевозочным процессом становится наиболее актуальной. Полное удовлетворение требований к работе автомобильного транспорта обеспечивается созданием современных транспортно-телематических систем. В России данные системы внедряются при поддержке Правительства РФ в рамках Федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения» и «Глобальные навигационные системы». [1]

Россия, хотя и приблизилась по уровню обеспеченности населения легковыми автомобилями к развитым странам, все же пока отстает от них более чем в 2 раза. Если сохранятся существующие тенденции роста парка автомобилей, то через 10 лет интенсивность движения на магистральных дорогах может практически удвоиться [2].

В связи с чем вопрос о целесообразности использования транспортных телематических систем на сегодняшний день как никогда актуален. Проблему использования транспортных телематических систем рассматривали многие авторы. Так, Сысоева С. [6], Мироненко С. [3], Комаров В. [1] в своих статьях были схожи во мнениях, что применение телематических систем обеспечит надлежащий уровень безопасности и экономичности перевозок как в России, так и за рубежом. Кроме того, постоянно растущее количество транспорта и возрастающая интенсивность дорожного движения являются серьезной проблемой –особенно в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург и др. Пути ее решения комплексны и многовариантны. Однозначно можно утверждать лишь то, что решение данной проблемы невозможно без коренного совершенствования транспортной инфраструктуры через внедрение телематических систем в государстве в целом и крупных «узловых» в городах и подъездов к ним в частности [7].

В городах и регионах России существуют автоматизированные системы диспетчерского управления пассажирским транспортом на базе спутниковых навигационных технологий, однако это только разрозненные технические решения в области транспортной телематики, которые необходимо интегрировать в единый комплекс для взаимодействия друг с другом. [1]

Вопросы, которые решают транспортные телематические системы:

-                   взимание платы за проезд транспортных средств по дорогам, на которых установлена такая плата;

-                   дистанционный контроль и надзор в осуществлении перевозок опасных и ценных грузов;

-                   контроль времени работы отдыха водителей и пресечение нарушений установленного режима;

-                   обеспечение безопасности транспортного средства;

-                   формирование оптимальных маршрутов движения транспортных систем, прогнозирование продолжительности поездки;

-                   оптимальное управление дорожным движением;

-                   информирование пользователей ТТС (водителей и пассажиров);

-                   экстренное реагирование на аварийные ситуации;

-                   розыск угнанных транспортных средств;

-                   использование поступающих в ТТС данных о транспортных средствах для решения задач правоохранительных органов. [2]

Анализ показывает, что внедрение таких систем способствует повышению эффективности автотранспортного комплекса в целом, что влечет за собой повышение эффективности экономики. На сегодняшний день актуальными проблемами являются:

-                   Перенасыщение городских магистралей транспортом, низкая пропускная способность дорог;

-                   Низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние производственной базы транспортной системы, недостаточное развитие дорожной сети;

-                   Минимальные инновации в структуре паркингов или их отсутствие;

-                   Несовершенство нормативной и регламентирующей базы;

-                   Некомпетентность транспортных служб, обеспечивающих безопасность водителей и комфортабельность езды.

Внедрение транспортных телематических систем позволит:

-                   Обеспечить социальное и экономическое развитие региона, благодаря развитой транспортной инфраструктуре;

-                   Повысить эффективность и безопасность транспортного процесса;

-                   Сократить затраты на ликвидацию последствий ДТП и лечение пострадавших;

-                   Увеличить популярность городского пассажирского транспорта, сделав его более удобным, чтобы скорость перемещения на общественном транспорте была как минимум не меньше, чем на индивидуальном;

-                   Обеспечить условия для бесперебойного движения общественного транспорта.

Анализ показывает, что на сегодняшний день транспортные телематические системы позволяют решить следующие проблемы:

-                   Предоставление пользователям общественного транспорта достаточной безопасности не только путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий, но и обеспечение личной безопасности во время пользования транспортом. Применяется видеоконтроль, автоматическая регистрация нахождения транспортного средства на маршруте и различные виды связи с городским центром управления.

-                   Управление работой систем обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта на перекрестках, оборудованных светофорами, для обеспечения условий соблюдения заданных графиков движения транспортных средств и для их контроля в системах городского общественного транспорта.

-                   Реализация проекта ЭРА ГЛОНАСС — системы экстренного реагирования при авариях, по которой можно определить характер ДТП, положение транспортного средства до и после аварии, скорость и направление удара. Эти данные позволяют предсказать тяжесть ДТП и осуществить немедленное реагирования машин скорой помощи. [6]

Для реализации мер по внедрению транспортных телематических систем необходимо:

1.                  Организовать взаимодействие между Минтрансом России и регионами по реализации «Модернизации транспортной системы России»;

2.                  Создание и развитие системы оперативного взаимодействия, планирования и диспетчерского регулирования в транспортных узлах и законодательное обеспечение функционирования такой системы на региональном уровне;

3.                  Повышение качества и доступности услуг городского пассажирского транспорта и повышение его способности оперативно реагировать на изменения транспортных потребностей населения;

4.                  Регулирование использования автомобилей при решении проблемы ликвидации заторов с помощью средств транспортной телематики;

5.                  Создание системы транспортного обслуживания населения «от двери до двери», используя транспортную сеть как единую систему.

Анализ проведенной работы доказывает целесообразность использования транспортных телематических систем с целью мониторинга транспортных процессов, оптимизации маршрутов, контроля соблюдения графиков движения и обеспечения максимума безопасности. Так как основной задачей является обеспечение безопасности, удобства и экономичности перевозок с наименьшим воздействием в окружающую среду, то проведенная оценка позволяет сделать вывод, что выполнение этих требований возможно только на основе широкого применения на транспорте современных систем телематики. [3]

 

Литература:

 

1.                  Комаров, В. В. Архитектура и стандартизация телематических и интеллектуальных транспортных систем. Зарубежная и отечественная телематика [Текст]/ В. В. Комаров, С. А. Гагаран. — Москва: НТБ «Энергия», 2012. — 352 с.

2.                  Лазарев Ю. Г. Современное состояние проблемы совершенствования транспортной инфраструктуры [Текст]/ Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына// Технико- технологические проблемы сервиса. — 2013. — № 4 (26). — с.71–74.

3.                  Мироненко, С. В. Опыт работы с телематическими системами за рубежом и перспективы использования на Украине [Текст]/ С. В. Мироненко, С. А. Лавренчук// Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. — 2013. — № 60. — с.154–158.

4.                  Плющ, А. А. Обоснование применения систем телематики в автотранспортном комплексе [Текст]/ А. А. Плющ, С. В. Филимонов// Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». — 2010. — с.1. — 1т.

5.                  Пржибыл П. Телематика на транспорте. Перевод с чешского Бузека О. и Бузковой В. Под редакцией проф. Сильянова В. В. [Текст]/ П. Пржибыл, М.Свитек. — Москва: МАДИ (ГТУ), 2003. — 540с.

6.                  Сысоева С. Максимум безопасности и надежности беспроводных сервисных услуг [Текст]// Компоненты и технологии. — 2007. — № 9. — с.29–38.

7.                  Лазарев Ю. Г. Основы совершенствования транспортной инфраструктуры [Текст]/ Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына// Технико- технологические проблемы сервиса. — 2013. — № 2 (24). — с.92–93.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle