Библиографическое описание:

Чугунова Н. А., Караханян Л. В. Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 824-826.

Статья посвящена развитию инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: психологическая адаптация, биоэкологические понятия, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья.

 

В последние время в России увеличивается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи разработан ряд Федеральных законов, направленных на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, как в обществе, так и в образовательной среде. В настоящее время приказ № 5/188 «Об утверждении порядка организации индивидуального обучения детей школьного возраста по медицинским и социально-педагогическим показаниям» от 23.05.2002 г. предусматривает реализацию комплексной реабилитации детей и подростков в социуме, где особое место занимает получение доступного инклюзивного образования [5].

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя) образование представляет собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые, несмотря на их физические, интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей (ЮНЕСКО).

В этой связи, на сайте Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в разделе «Нормативные документы — Проекты стандартов» размещен проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяющий необходимые условия, методы и средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, и гарантирующий им право на доступное образование вне зависимости от тяжести нарушения психического и физического развития и способности к усвоению цензового уровня усвоения знаний.

Поэтому неслучайно, в реализации проекта «Национальной образовательной инициативы — «Наша новая школа» отражена модель инклюзивного образования «для всех и для каждого». На территории Самарской губернии работа по изменению системы специального (инклюзивного) образования обучаемых с ограниченными возможностями здоровья ведется с 2000 года в 343 образовательных учреждениях [2].

Образовательный процесс, направленный на реабилитационные мероприятия детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию у них восприятий, ощущений, представлений и понятий образа окружающей действительности [7]. На начальном этапе изучения живой природы восприятие активно опосредовано мышлением обучаемых, их предшествующим познанием, опытом. В своих исследованиях при формировании научного понятия И. Д. Зверев, А. Я. Герд указывали на большую значимость предметно-чувственной опоры на натуральный и естественный материал.

Согласно Александровой Л.А, Селигман М.Е, образовательный процесс направлен на развитие сильных сторон личности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые включают в себя способность быть активным субъектом собственной жизни, способствовать развитию позитивных качеств, являющихся инструментами поддержания здоровья и обеспечения благополучия, психологической и социальной адаптации в окружающей среде [1], [6].

По мнению Т. М. Носовой, Л. А. Колывановой, с социальной жизнью общества неизбежно связанно «инклюзивное биоэкологическое образование» детей с ограниченными возможностями здоровья, представляющее собой процесс развития общего биоэкологического образования, направленного на формирование экологического мышления, сознания и природосообразной деятельности обучающихся-инвалидов. По их утверждению, оно будет эффективным в том случае, если все члены общества будут участвовать в меру своих возможностей, в решении сложных и требующих объединенных усилий задач по взаимоотношению в системе «человек-общество-природа». Реализуя данные направления, инклюзивное биоэкологическое образование должно стать активным инструментом формирования социальной адаптации детей с особыми потребностями [3].

По мнению А. А. Налчаджян, социальная адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую и учебно-познавательную [4].

В этой связи, одной из оптимальных форм обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья выступает индивидуальная форма получения знаний, позволяющая учителю помочь ребенку усвоить общеобразовательную программу с учетом характера течения заболевания и рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме того, индивидуальное обучение способствует осуществлению щадящего режима проведения занятий биологии, который, в свою очередь, обеспечивает благоприятное протекание психологической адаптации и усвоение основных биоэкологических понятий.

По утверждению М. З. Васильевой, биоэкологические понятия — это обобщенный вид знания и форма мышления обучаемых в процессе усвоения учебных дисциплин, которые наиболее емко выражают содержание основ предмета. Мыслительные операции, по мнению Л. С. Выготского, Б. С. Гершунского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубенштейна, включающие анализ свойств объекта, установление взаимосвязей с другими, ведут к образованию понятия, в том числе и биоэкологического.

Все вышеизложенное послужило основанием для проведения исследований взаимосвязи между уровнем формирования биоэкологических понятий и психологической адаптацией учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Наше исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» пгт. Рощинский. В образовательном учреждении наравне со здоровыми детьми обучались дети с отклонениями в психическом развитии (нарушения VII вида). Для них в рамках ФГОС НОО были разработаны адаптированные образовательные программы, в которых учитывались рекомендации педагогов-психологов, логопедов и медиков для обучения каждого ребенка индивидуально. По данным образовательным программам обучалось 15 учащихся с задержкой психического развития разного генеза и 35 детей без отклонений. За каждым обучающимся осуществлялось динамическое наблюдение, а также отслеживался процесс их психологической адаптации и усвоения учебной программы.

Для определения уровня социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья нами были использованы следующие методы: анкетирование (методика В. И. Чиркова, О.Л Соколовой, О. В. Сорокиной «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе; шкала определения эмоционального профиля учащихся; анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой) и беседа с участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами). Для формирования биоэкологических понятий учителям, преподающим предметы «Биология», «Окружающий мир» были даны рекомендации по основным направлениям и формам работы с детьми с задержкой психического развития, направленные на формирование позитивного восприятия окружающей среды и адаптированности в ней.

Оценка эффективности реализации образовательной программы осуществлялась на уроках биологии в ходе промежуточного и итогового контроля обучаемых. «Входной» срез проводился вначале, а «итоговый» — в конце обучения. Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей мало знакомы с основными биоэкологическими понятиями (природа, живой организм, фотосинтез, биосфера), их взаимосвязь вызвали серьезные затруднения у всех обучаемых. Формирующий эксперимент, включал разработку и применение новых технологий, способствующих повышению качества усвоения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основ биоэкологических понятий. Это:

-          развитие зрительного восприятия, памяти, анализа и синтеза (работа с силуэтными, контурными, зашумленными, объемными изображениями; распознавание изображений, находящихся в непривычном ракурсе);

-          совершенствование речевого развития (накопление знаний о предметах и явлениях, осознанность употребления терминов, понятий, названий изучаемых объектов);

-          развитие словесно-логического мышления (развитие умения работать по словесной и письменной инструкции; дидактические задания на выполнение многошаговых инструкций, по памяти и опорным значкам; совершенствование умения планировать свою деятельность; формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции).

Результативность методики развития биоэкологических понятий у обучаемых с особыми потребностями, развитие их интеллектуальных умений и навыков в экспериментальной группе были значительно выше — 63,14 %, чем у обучаемых в контрольной группе — 36,86 %.

По результатам исследования нами был выявлен коэффициент уровня социальной адаптации учащихся Ki принимающий значения от -1 (полное отсутствие адаптации) до +1 (наивысший уровень адаптации):

где А — число обучающихся, с высоким уровнем адаптации; В — число обучающихся, с средним уровнем адаптации; С — число обучающихся, с низким уровнем адаптации; N — общее число обучающихся.

При первичной диагностике было выявлено, что до начала эксперимента (формирования биоэкологических понятий) уровень адаптации экспериментальной группы учащихся характеризовался Ki=0,15, а на контрольном измерении Ki=0,38.

У учащихся с тяжелыми формами задержки психического развития с органическими заболеваниями головного мозга уровень адаптации не изменился и остался на низком уровне и уровень развития биоэкологических понятий также остался неизменным. У детей с задержкой психического развития с энцефалоастеническим синдромом показатель адаптации с низкого уровня поднялся до среднего; уровень развития исследуемых понятий — повысился. У учащихся с задержкой психического развития с языковым барьером также прослеживалась положительная динамика, как в повышении формирования социальной адаптации, так и в развитии биоэкологических понятий.

На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы:

1.      Чем сложнее диагноз ребенка, тем ниже у него уровень психологической адаптации к обучению.

2.      На начальном этапе исследования, уровень социальной адаптации учащихся был ниже, чем на заключительном.

3.      Чем выше уровень сформированности биоэкологических понятий учащихся, тем выше уровень их адаптированности в окружающей среде.

Таким образом, формирование биоэкологических понятий учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе осуществления образовательного процесса способствует их благоприятной психологической адаптации в окружающей среде.

 

Литература:

 

1.                  Александрова Л. А. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования / Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. // Психологическая наука и образование. — 2014. — №. 1. — С. 50–62.

2.                  Колыванова Л. А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа. Казанская наука. 2011. № 4. С. 173–176.

3.                  Колыванова Л. А., Носова Т. М. Адаптация в социальной среде как результат профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения.

4.                  Образование и саморазвитие. 2012. Т. 3. № 31. С. 153–158.

5.                  Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формирование, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян — Ереван: АН Армянской ССР — 2006., 263 с.

6.                  Приказ департамента науки и образования Администрации Самарской области и департамента здравоохранения Администрации Самарской области от 23.05.2002 N 5/188 «Об утверждении порядка организации индивидуального обучения детей школьного возраста по медицинским и социально-педагогическим показаниям». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.samregion.ru/documents/

7.                  Seligman M. E. Scikszentmihalyi M. Positive psychology. An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. p. 5–14

8.                  Kolyvanova L. A. Practice-oriented activities as a basis for creation of safe living of students with deprivation of view at the medical college.

9.                  Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 12. С. 11–13.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle