Библиографическое описание:

Каратаев А. А. Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 851-854.

Применение информационных технологий в сфере дополнительного образования детей, социокультурная деятельность в сети интернет, специфика дистанционных форм обучения в сфере хореографии.

Ключевые слова: танец, хореография, дополнительное образование детей, удаленное обучение.

 

Компьютерные технологии и интернет в наши дни являются неотъемлемой частью быта современного человека. Их влияние на формирование личности (на ее интеллектуальное и нравственное развитие) вызывает вполне обоснованную озабоченность у родителей и педагогов. Наиболее популярные в подростковой и молодежной среде интернет-ресурсы, как правило, содержат информацию, оказывающую негативное влияние на нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности. При этом интернет-ресурсов, направленных на формирование позитивных личностных качеств, крайне мало, а ориентированных на детей и подростков — практически нет.

Важным институтом формирования личности являются культурно-досуговая сфера и сфера дополнительного образования детей, которые были достаточно развиты в стране до «лихих 90-х». В условиях занятости родителей досуг детей был организованным. Они посещали всевозможные творческие и спортивные кружки и секции, что способствовало формированию разносторонне развитой и социально адаптированной личности. В наше время число детей, посещающих кружки и секции, заметно сократилось (в особенности в малых городах и сельской местности). С одной стороны — в малых городах немногие родители имеют возможность оплачивать услуги ДОД, а с другой — органы местной власти не могут обеспечить достойную заработную плату достаточному количеству специалистов в области ДОД. В итоге воспитанием детей занялись не профессиональные педагоги, а сомнительные интернет-ресурсы. Скрытая и видимая пропаганда алкоголя, табака и других наркотических веществ, пропаганда безнравственности, асоциального образа жизни, демонстрация жестокости и насилия, призывы к межнациональной, религиозной и идеологической розни — все это, так или иначе, воздействует на подрастающее поколение.

В связи со всем вышеперечисленным, очевидна необходимость развития социально-культурной деятельности и народно-художественного творчества в сети Интернет. Современный уровень развития информационных технологий, а также уровень доступа к ним различных категорий населения позволяют осуществлять культурно-просветительскую и образовательную деятельность через глобальную сеть. На данный момент в сети достаточно много ресурсов, посвященных обучению творчеству. Обучающие сайты можно найти практически по любому виду творчества: декоративно-прикладному, фото-видео творчеству, музыкальному, хореографическому, техническому и т. п. Формы обучения также предлагаются различные: вебинары, видеоуроки, аудиоуроки, учебная литература, статьи с иллюстрациями, онлайн-консультации, электронные учебники. Общей проблемой для удаленного обучения творчеству является отсутствие поэтапно выстроенной системы подачи материала. Например: учащийся среднего школьного возраста желает заняться резьбой по дереву. Он заходит на соответствующий ресурс и начинает изучать ремесло с достаточно сложной техники, такой как рельефная резьба, тогда изучать резьбу по дереву следует с освоения простейших техник, таких как выпиливание фигур с помощью лобзика и выжигание изображения на плоскости. Освоение сложной техники заканчивается, как правило, без желаемого успеха, что приводит к потере интереса обучающегося к данному виду творчества.

Применение методов удаленного обучения хореографическому творчеству является наиболее сложным. Все вышеперечисленные формы обучения не могут являться основными, а лишь дополняющими основную форму обучения — работу в хореографическом классе. Это обусловлено спецификой хореографического творчества. Для получения и закрепления навыка исполнения того или иного движения обучающийся должен неоднократно исполнить это движение «в полную ногу», т. е. максимально выполняя все данные методические рекомендации и достигая наибольшей амплитуды движения. И, самое главное, обязателен контроль педагога за выполнением его методических рекомендаций.

Тем не менее, современные информационные технологии позволяют осуществлять удаленное обучение в классно-урочной форме. В наши дни практически каждому доступна двусторонняя видео связь. Педагог, находясь в одной части страны может проводить урок в другой.

Но, опять же, исходя из специфики хореографического творчества, мы не можем использовать данную форму обучения в том виде, в котором она представлена: зачастую объяснения и показа движения бывает недостаточно для того, чтобы обучающийся понял методику исполнения движения. Педагогу приходиться «вручную» поправлять позы, положения рук, головы, корпуса, ног и ракурсы для активизации мышечной памяти учащихся. Кроме того, поддержание порядка и дисциплине практически невозможно осуществить, не присутствуя лично в классе. Поэтому в классе должен присутствовать ассистент — либо наиболее подготовленный учащийся, пользующийся у группы авторитетом, либо не имеющий достаточной квалификации для самостоятельного проведения занятий педагог (к примеру, студент или преподаватель другой дисциплины). Появляется другой вид удаленного обучения хореографии в классно-урочной форме: педагог — ассистент — учащиеся.

Для апробирования данной формы работы необходимо провести эксперимент — проведение удаленного занятия в любительском хореографическом коллективе.

Цель эксперимента — практический мониторинг эффективности удаленного обучения в любительском хореографическом творчестве.

Задачи:

1.                  установка и проверка связи между педагогом и учащимися и ассистентом;

2.                  проведение занятия с учащимися согласно плану урока (приложение 1);

3.                  подведение итогов эксперимента и их анализ.

Время и место проведения эксперимента: 23 мая 2015 года, 1330–1530 по местному времени; Алтайский край, г. Барнаул, ул. Гущина 211б; г. Камень-на-Оби, ул. Мамонтова 20.

База проведения эксперимента — Образцовый самодеятельный коллектив Алтая, хореографический ансамбль «Ровесник» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 2» города Камень-на- Оби Алтайского края.

Материально-техническое обеспечение эксперимента:

Удаленный педагог:

Помещение площадью 15м2, ноутбук со встроенной веб-камерой, USB-модем МТС, со средней скоростью передачи данных 1–2 Мбит/с, приложение skype.

Учащиеся и ассистент:

Помещение площадью 50м2, оборудованное для занятий хореографией, ноутбук, веб-камера, USB-модем МТС, со средней скоростью передачи данных 1–2 Мбит/с, приложение skype, музыкальный центр, акустические колонки.

Участники эксперимента: Каратаев Алексей Антонович — руководитель эксперимента, педагог; Пигарева Надежда Кирилловна — педагог-ассистент, художественный руководитель ансамбля «Ровесник»; Каратаева Марина Викторовна — технический ассистент, оператор ПК; участники старшей группы ансамбля «Ровесник».

Описание и ход эксперимента

1.                  Подготовительный этап — размещение оборудования в помещениях, установка и проверка связи. Помещение, в котором работает педагог, не позволяет отобразить его в полный рост. В свою очередь, веб-камера в хореографическом классе не охватывает все помещение.

2.                  Основной этап, занятие

2.1.            Классический тренаж (экзерсис у станка) — участники размещены у станка в зависимости от обзора веб-камеры. Качество изображения позволяет увидеть недостатки при исполнении demi и grand plie, battement tendu. Счет вести в данном случае целесообразнее педагогу ассистенту. Довольно затруднительно распознать нюансы работы кистей и стоп у учащихся, стоящих на заднем плане. Практически невозможно следить за правильностью исполнения battement tendu jete и battement frappe ввиду низкой частоты смены кадров. Из-за низкого качества звукопередачи, замечания, произносимые педагогом, не всегда были услышаны и передавались учащимся педагогом-ассистентом. Работу над остальными движениями экзерсиса можно оценить как удовлетворетельную.

2.2.            Работа над ранее проученным материалом. Были сделаны важные замечания по методике исполнения ранее проученной комбинации. Возникали проблемы при высказывании замечений, связанные со слышимостью замечаний.

2.3.            Изучение нового материала — проучивание танцевальной комбинации. Ввиду того, что по техническим причинам полноценный показ (а показ является одним из основных методов хореографической педагогики) комбинации педагогом был невозможен, разучиваемая комбинация была ранее записана на видео в приемлемом качестве и отправленна по электронной почте педагогу-ассистенту. Участники разучивали комбинацию по видео, а педагог пояснил нюансы и непонятые элементы. Все необходимые методические замечания были высказаны и восприняты участниками.

2.4.            Задание для самостоятельной творческой работы. Участникам было дано задание: используя прием варьирования, изменить разученную комбинацию в соответствии с выбранным ими сценическим образом. Менять разрешено было все: темпоритм комбинации, порядок движений в комбинации, уровни, характер исполнения движений, положения рук и корпуса, направления и ракурсы движений и поз. Затем повторенная в начале занятия комбинация, и то, что получилось у участников в результате варьирования, было собрано в один этюд. Проблемы возникли при исполнении комбинаций и этюда под музыкальное сопровождение: замечания и рекомендации, высказываемые педагогом, не были услышаны, так как громкость музыкального центра была в несколько раз выше, нежели громкость используемых для связи акустических колонок.

3.                  Подведение итогов, анализ результатов эксперимента. В целом, поставленные педагогические задачи занятия были выполнены. Однако занятие могло пройти на порядок продуктивнее, если бы не возникавшие технические проблемы. Для дальнейшего эффективного использования данной формы работы необходимы:

-                   видеокамеры, способные снимать в HD-качестве, и охватывать всю используемую для занятия площадку;

-                   более мощное звуковое оборудование;

-                   подключение к интернету со скоростью передачи данных не менее 5 Мбит/с;

-                   Монитор или экран с диагональю не менее 52 см.

Создание комплексного веб-ресурса по хореографическому творчеству

Другая форма применения информационных технологий в сфере хореографической педагогики — тематические веб-сайты. В рамках исследовательской работы был разработан проект по созданию комплексного многоцелевого ресурса, включающего в себя: литературу, учебно-методические материалы, статьи о хореографическом искусстве и творчестве; видеозаписи лучших хореографических произведений (номеров, балетных спектаклей, танцевальных клипов) вне зависимости от жанра, фильмов о танцевальном искусстве; видеоуроки танцев; танцевальную музыку и нотные материалы; полезные советы для хореографов, необходимое программное обеспечение; форум для общения и обмена опытом; последовательно выстроенные программы для дистанционного обучения; площадку для интерактивного обучения, описанного выше.

1. Основная цель проекта

Организация культурно-досуговой деятельности с использованием сети Интернет. Расширение доступа к услугам дополнительного образования.

2. Задачи проекта

-                   Предоставление услуг дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности проживающим в районах с неразвитой или отсутствующей сетью учреждений

-                   Содействие трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений культуры, искусства и образования

-                   Расширение возможностей дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусств (мастер-классы, семинары, курсы повышения квалификации)

3. Методы реализации проекта

1. Организация онлайн-уроков. Проведение онлайн-консультаций онлайн-уроков (через skype, видеосвязь Вконтакте и пр.) Индивидуальные и групповые занятия. Проводить занятие педагог может, находясь в любом месте, где возможно подключение к интернету. Задача обучающихся — самостоятельно организовать и подготовить место для обучения. Наиболее подготовленные обучающиеся могут выступать в роли ассистентов для педагога.

2. Вебинары. Онлайн-семинары. Применимы в основном для повышения квалификации специалистов. Могут быть как специально разработанными для сети, так и семинарами, проходящими в очной форме и одновременно транслируемыми в сети.

3. Создание онлайн-школы танца. Данный метод применим для людей, занимающихся хореографическим творчеством в коллективе или индивидуально с педагогом, и служит дополнением к традиционной форме обучения. Последовательно, по этапам обучения распределяются видеоматериалы, книги, статьи, вебинары. Пользователи заводят учетные записи, в которых указаны те программы, по которым они желают обучаться. В конце каждого этапа обучения предусмотрен контроль полученных знаний. Не прошедшие контроль не допускаются к следующему этапу обучения. Продолжительность и темп обучения определяется самими учащимися в зависимости от их индивидуальных особенностей.

4.Создание единого информационного портала. Создание ресурса, целью которого является обмен ценной и актуальной информацией среди работников культуры, искусства и образования (Постановления органов власти, анонсы проводимых мероприятий, объявления по поиску работы и работников, и т. д.).

 

Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: использование возможностей информационных технологий по удаленному обучению хореографическому творчеству имеет свои специфические отличия от обучения другим видам творчества и может развиваться по трем вариативным направлениям: обучение танцевальным движениям, процесс постановки танца, проведение тематического или мастер-класса; для более эффективного обучения необходимо разработать способы и модели связи «педагог-ассистент-учащиеся»; такие формы удаленного обучения, как видеоуроки, вебинары, учебные пособия и статьи, могут дополнять как онлайн-обучение, так и традиционную форму с присутствием реального педагога в классе; для более эффективного обучения в удаленной форме все используемые материалы должны быть систематизированы в порядке последовательного их усвоения в соответствии с учетом хореографической логики подачи учебных и творческих заданий; обязательным условием для эффективного удаленного обучения в любой из представленных форм является осознанный подход учащихся к образованию и самообразованию; эффективность применения форм удаленного обучения напрямую зависит от качества технических средств — скорости передачи данных, освещенности помещений, разрешении устройств видеосъемки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle