Библиографическое описание:

Исманова К. Д., Абдуллаева О. С., Шокиров Д. А. Этапы процесса формирования учебных умений у учащихся колледжей // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 753-755.

В статье рассматриваются вопросы по формированию умений и навыков учащихся. Приводится перечень разновидностей умений, которыми должны овладеть учащиеся профессиональных колледжей и академических лицеев, а также показаны этапы процесса формирования учебных умений: введение приема (способа действий), закрепление способа действий, обучение учащихся переносу усвоенных действий.

Ключевые слова: умение, учебное умение, интеллектуальные умения, формирование умений.

 

Сформированность умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний в процессе учебной и трудовой деятельности является одним из показателей эффективности обучения. В данной статье рассматривается процесс формирования умений при изучении учащимися курса «Информатика и ИТ».

В определении толковых словарей, умение — это освоенный способ деятельности. Для того чтобы учащиеся овладели умениями, они должны знать, из каких компонентов они складываются. Поэтому в процессе обучения учитель должен специально обучать учащихся составу действий того или иного приема учебной работы. Для этой цели подбираются вопросы и задания, в ходе выполнения которых отрабатываются отдельные действия или прием в целом. Только после того, как учащийся, выполняя задание самостоятельно, будет безошибочно применять нужные способы действий, можно считать умение сформированным.

Сформированное на основе приема учебной деятельности умение приобретает новое качество: учащиеся, зная состав и последовательность действий, самостоятельно и творчески применяют его в новых условиях. Это повышает качество получаемых знаний [3].

Овладению умением способствует многократное повторение действий, осознание учащимися структуры самого умения (состава действий), упражнение в применении действий по образцу, инструкции, памятке, правилу или самостоятельно. Успех формирования умений определяется следующими условиями:

1.                  Настроем учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе выполнения учебного задания.

2.                  Четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности.

3.                  Полнотой и ясностью представления структуры формируемого умения, показом способов выполнения деятельности.

4.                  Организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы заданий.

Умения, приобретаются в деятельности, путем упражнений. Упражнение — это многократное повторение действий для сознательного совершенствования. При организации учебной деятельности учащихся следует учитывать, что упражнения только тогда выполнят свою функцию, когда будут соблюдены следующие условия: наличие у учащихся ясно осознанной цели выполнения действий и стремление ее достигнуть. Поэтому разъяснение учителем задания должно быть подробным и понятным. Надо показать учащимся последовательность выполнения действий и конечный результат. Необходимо добиваться осознания учащимися результатов, которые они должны получить в процессе выполнения работы, предупреждения ошибок и выявления их причин. Учитель должен помогать учащимся анализировать промежуточные результаты, сопоставлять их с конечной целью.

Основным показателем успешного формирования умений является систематическое выполнение учащимися все более и более сложной деятельности. При выяснении трудности заданий необходимо учитывать, что в их структуру входят два компонента: предлагаемая учащимся деятельность и материал, на котором эта деятельность будет осуществляться.

При формировании умений большое значение имеет осознание учащимися отдельных действий, входящих в состав того или иного умения. Постановка учителем определенных вопросов помогает учащимся осознать свои действия и создает ориентировочную основу при решении задачи. Вопросы могут быть такими: Какие действия надо выполнить, чтобы установить на компьютер операционную систему? Какие действия нужно осуществить при создании и редактировании документов на программе Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Access? Какие действия нужно осуществить, чтобы настроить рабочий стол, установить или удалить программу, создать Web-страницу, составить программу на языке программирования Delphi, способы обработки и создания изображения, используя панель инструментов программы PhotoShop, CorelDraw, использовать глобальную и локальную сеть Интернет, установить антивирусную программу и настроить ее и т. д.?

Чтобы сформировать умения у учащихся, учитель сначала поэтапно показывает определенные действия задачи, при этом использует наглядные средства обучения (с помощью видеопроектора, плакатов, макетов и т. д.). Но простого рассматривания или наблюдения за действиями учителя недостаточно. Необходима практическая деятельность самих учащихся.

В содержание курса «Информатика и ИТ» предусмотрено овладение учащимися следующими умениями. Ниже представлен список умений, который отражается в типовой программе предмета «Информатика и ИТ».

Процесс формирования учебных умений складывается из трех этапов: I. Введение приема (способа действий). II. Закрепление способа действий. III. Обучение учащихся переносу усвоенных действий.

Введение осуществляется по-разному и зависит от содержания изучаемого материала и уровня подготовки учащихся. Если способ деятельности не сложен, то учащиеся могут активно участвовать при его введении. В таком случае состав действия определяется в форме устной инструкции. Например, если создавать программу на языке Delphi, то сначала необходимо произвести анализ и обработку информации. Ведь при создании программы, необходимо предварительно изучить задачу, проанализировать и математически решить её, только потом составлять алгоритм и программу. При создании презентации или Web-страницы также необходимо первоначально произвести анализ и обработку информации, ведь при задании дизайна, фона,    баннера, анимации, оформлении презентации или Web-страницы, необходимо учитывать соответствие по заданной теме. В этом случае учитель может устно объяснить процесс предварительного анализа и обработки информации. При создании же программы, Web-страницы, презентации, текстового документа, таблицы, формул, настройки операционной системы и т. д., у учащихся возникают затруднения, требует от учащихся выполнения более сложного ряда действий, инструкций, в которых разъясняется последовательность выполнения задания. Первый этап (введение приема) заключается в первичном усвоении, способа действий. Работа на первом этапе в основном должна заключаться в выполнении алгоритмических предписаний.

На втором этапе отсутствует повторения, показанного учителем образца последовательности действий по определенной задаче. Для закрепления определенной темы учащимся даются упражнения похожие по показанному учителем образцу. Выполняя упражнения, учащиеся учатся своими силами преобразовывать известные ранее способы. Если упражнение выполнено правильно, то можно считать, что учащимися была закреплена тема. К примеру, на первом этапе учителем был продемонстрировано упражнение: «Найти сумму элементов одномерного массива». Данное упражнение решалось с помощью создания программы на языке Delphi. Учащиеся выполняли последовательность действий показанной учителем программы на свой компьютер и вывели результат. На втором же этапе предлагаются упражнения для учащихся похожие на продемонстрированную программу. К примеру, задания по нахождению отрицательных членов массива, положительных членов массива, максимального и минимального члена массива и т. д. Учащимся, необходимо выполнить индивидуальное задание и вывести результат. Задание нацеливает учащихся на выполнение целого ряда действий: анализ и обработка данных, создание алгоритма, рисование блок-схемы, составление программы, вывод результата программы. Для облегчения учащимся выполнения задания следует разрешить пользоваться образцом. Он служит ориентировочной основой для организации деятельности.

На следующем этапе формирования учебных умений нужно использовать задания, которые должны направлять учащихся на использование имеющихся знаний и умений в решении новых задач. Тренировка учащихся в правильном выполнении заданий, позволяет подвести их к третьему этапу обучения — переносу усвоенных действий. Здесь предлагаются задания самостоятельной работы учащихся. К примеру, создание программы на другом языке программирования. На третьем этапе формирования умений — переносе их на новый объект — учащимся стоит предложить самостоятельно рассмотреть другой язык программирования. В этом случае осуществляется перенос по образцу, т. е. учащиеся выполняют те же самые действия, что и при решении обучающей задачи (только применяют их к новым объектам) [4]. Перенос — это более сложная деятельность и требует введения дополнительных действий.           

Таким образом, от этапа к этапу необходимо увеличивать степень самостоятельности учащихся в выполнении заданий. Это достигается путем упражнения и постепенного уменьшения непосредственного руководства учителя деятельностью учащихся, заменой инструкций вопросами или заданиями разного уровня сложности. Зафиксированные результаты выполнения заданий позволяют контролировать процесс формирования знаний и уровень умений. Уровень сформированности умения определяется правильностью самостоятельно выполненного учащимися задания [5].

В конце каждого этапа обучения контроль за формированием умений осуществляется с помощью вопросов и заданий, исходя из требований рабочей программы.

 

Литература:

 

1.                  Дмитриев С. В. Цель образовательных технологий — передача знания или расширение сознания?/ С. В. Дмитриев//Теория и практика физической культуры.-2011. — № 7.-С. 94–101.

2.                  Кособок М. Технологии обучения на уроке: чего не знают или не хотят знать учителя/ М. Кособок //Первое сентября. Управление школой.-2011.- № 8.-С. 37–40.

3.                  Абдуллаева О. С. Педагогическое проектирование процесса самостоятельного образования студента //Молодой ученый. — 2014. — №. 8. — С. 757–760.

4.                  Абдуллаева О. С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза //Молодой ученый. — 2013. — №. 10. — С. 491–493.

5.                  Абдуллаева О. С. Организация внеучебной воспитательной работы учащихся в профессиональных колледжах и академических лицеях //Молодой ученый. — 2014. — №. 19. — С. 491–493.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle