Библиографическое описание:

Абдуллаева О. С. Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии» // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 687-690.

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке,так и в процессе самостоятельной работы, а также в процессе организации внеучебной воспитательной работы.

Ключевые слова:педагогическая деятельность, подготовка к педагогической деятельности, межпредметные связи, внеучебная работа, учебно-воспитательный процесс.

 

Реформирование и усовершенствование непрерывной системы образования, поднятие ее на новый более качественный уровень, внедрение прогрессивных педагогических и информационных технологий, являются одними из основных задач государственной политики. Уточнив цели и задачи, значение и важность осуществляемых на сегодняшний день коренных реформ, особое место среди них занимает задача по повышению эффективности процесса подготовки выпускников в образовательных учреждениях.

Цель обучения учащихся колледжей и лицеев предмету «Информатика и ИТ», заключается в овладении ими информатики и информационных технологий согласно профессиональной направленности, дать знания о практических сторонах применения информационных технологий, приобрести опыт в области современных компьютерных программных обеспечениях, в частности, работа с практическими и служебными программами, формирование умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

Эффективно ли обучается на сегодняшний день предмет «Информатика и ИТ», необходимый во всех отраслях нашей жизни? Обладают ли учащиеся, прежде всего умениями работать с информационными технологиями, которые так необходимы в профессиональной деятельности? Правильно ли на сегодняшний день учителя проектируют учебные занятия? Использует ли в образовательном процессе прогрессивные педагогические и информационно-коммуникационные технологии? К сожалению, всегда на эти вопросы мы не можем дать положительного ответа.

Перед образовательными учреждениями возрастают требования к уроку как основной форме организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной работе. Ведь во взаимосвязи урока и внеурочной деятельности решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Отсюда вытекает важное требование к уроку и внеурочной деятельности — четкое определение целей и задач, которые должны решаться на уроке и внеурочной деятельности.

Важно не ограничиваться постановкой перед уроком только образовательных задач, следует тщательно продумывать возможности решения задач воспитания, также необходимо большее внимание уделять внеурочной работе.

При определении задач урока необходимо исходить из требований Государственного образовательного стандарта и учебной программы по предмету «Информатика и ИТ», в которой раскрываются цели и задачи среднего образования, определено основное содержание, разработаны требования к знаниям и умениям.

С учетом поставленных задач проводится отбор содержания, определяется система основных знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся на данном уроке, возможности использования их для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся. Следует иметь в виду, что не всегда отобранное для урока содержание учебного материала позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи во взаимосвязи. В зависимости от содержания на уроке может в наибольшей степени решаться какая-либо одна из задач. Однако в практике обучения предмета «Информатика и ИТ» содержание учебного материала не всегда полноценно используется для решения задач по подготовки младших специалистов и их развития. Например, знания о поколении ЭВМ, не всегда используются для подведения учащихся к выводу о причинах развития информационных технологий; при изучении программных обеспечений компьютера, таких как, к примеру, операционная система, учащиеся не имеют достаточно умений самостоятельно установить её на другой компьютер; знания о вирусах, приносящих огромный вред компьютеру, а также антивирусах, учащиеся не всегда приходят к выводу осознание опасности и угроз, порождаемых этим процессом, выполнять требования информационной безопасности; знания о языках программирования не всегда приводят учащегося к самостоятельному созданию Web-страницы, используя HTML-код и т. д.

Все еще мало внимания уделяется формированию учебных умений разного характера, в результате познавательная деятельность учащихся на уроке оказывается недостаточно эффективной. При отборе содержания необходимо учитывать основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся на уроке, не перегружать его второстепенными сведениями, деталями. В то же время нельзя забывать о включении в урок занимательного материала, новейших информационных достижений, открытий, чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету информатики. При этом необходимо соблюдать меру, не перенасыщать содержание занимательными фактами в ущерб основным понятиям.

Поэтому на современном этапе развития колледжей, лицеев главным требованием к уроку выступает отбор содержания учебного материала.

Предмет «Информатика и ИТ» обучается в первом и во втором курсах. Раздел 1 курса, 1 семестра предмета «Информатика и ИТ» содержит лекционные, практические, самостоятельные занятия на темы «Информация и общество», «Информационные технологии и системы. Их важность и роль в обществе», «Современный персональный компьютер и их программное обеспечение», «Офисные программы и их новые возможности», «База данных и их система управления», «Работа с графическими объектами на компьютере». В разделе 1 курса 2 семестра проводятся темы: «Работа с графическими объектами», «Практические программы в профессиональной деятельности и их использование», «Современные языки программирования».

Раздел 2 курса 3 семестра содержит такие темы как: «Архивация файлов и защита от компьютерных вирусов», «Безопасность компьютера», «Компьютерные услуги», «Модели и основы моделирования», «Компьютерные сети и работа с ними», «Основы Web-дизайна». Раздел 2 курса 4 семестра продолжает тему «Основы Web-дизайна».

В вышеуказанных разделах при составлении текста лекций необходимо учитывать ведущие идеи и основные понятия. Важно использовать выделенные в программе ведущие идеи для интеграции знаний в каждом разделе и для установления преемственных связей между разделами, придания целостности предмету «Информатика и ИТ». При подготовке к уроку также важно проанализировать содержание изучаемой темы в рабочей программе, отметить выделенные в ней понятия, определить глубину их раскрытия, изыскать возможности для использования их в целях воспитания и развития учащихся. В целях наиболее прочного усвоения учащимися основных понятий, овладения ведущими идеями предмета организуется их познавательная деятельность на уроке. Она направленна не только на овладение знаниями, но и на формирование умений, позитивного отношения к изучаемому предмету.

Одним их основных требований при организации урока — сформировать у учащихся практические, интеллектуальные и общие учебные умения. К практическим умениям следует отнести:

-          умения пользоваться персональным компьютером;

-          работать с программными обеспечениями персонального компьютера и их видами, драйверами, утилитами, с практическими программными обеспечениями;

-          работать с панелями инструментов технологии программирования;

-          работать с системным программным обеспечением;

-          работать с операционной системой;

-          работать с офисными программами Microsoft;

-          работать с графическими объектами и способами изображения их на компьютере, с инженерно графическими программами AvtoCad, MathCAD;

-          работать с языками программирования, с Web-дизайном и его программным обеспечением, с Интернет и др.

Для формирования вышеуказанных умений необходимо не только знакомить их с составом приемов, из которых складываются умения, но и предусмотреть на уроках многократные упражнения, обучение переносу умений, т. е. применению сформированного умения в других разделах. С этой целью необходимо отрабатывать умения на разных этапах урока. На уроках следует планировать проверку сформированности умений.

Для формирования интеллектуальных умений важно систематически ориентировать учащихся на оперирование различными интеллектуальными умениями. Вначале следует обучать учащихся выполнению той или иной операции, тех или иных действий, из которых складывается умение. В дальнейшем важно систематически применять формируемое умение, использовать его сначала в знакомых ситуациях, а затем в новых условиях, применять к новым объектам.

В настоящее время при изучении информатики применяют лекция, лабораторные и практические занятия, самостоятельные занятия, консультации. Эффективность применения того или иного вида учебной деятельности зависит от индивидуальных качеств учителя и технологий обучения, включения учащихся в активную познавательную деятельность с помощью различных технологий, направлять их усилия на овладение основными знаниями и умениями [1].

На практике во время урока часто учащиеся ведет деятельность, которая способствует тому, что они становятся в роли пользователя персонального компьютера. Необходимо, чтобы учитель больше внимания уделял организации учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроке, направлял их на самостоятельное приобретение знаний в процессе работы с различными программными обеспечениями. На уроке желательно использовать наглядные учебные материалы, электронную информацию [2].

Успех решения учебно-воспитательных задач во многом зависит от организации самостоятельной работы учащихся, раскрытия способов его выполнения. Четкость этапа организации выполнения самостоятельной работы способствует овладению учащимися основным содержанием изучаемой темы.

Важно при проектированию и организации самостоятельной работы останавливаться на наиболее сложных вопросах и давать рекомендации по самостоятельной работе; четко разъяснять ее выполнение; отмечать, на какие вопросы следует обратить особое внимание, как работать самостоятельно с компьютером, с учебников, с литературой; использовать записи, которые были записаны на уроке. Задания по самостоятельной работе не всегда формулируются четко, не нацеливают учащихся на овладение основным содержанием, на формирование учебных умений. Важно учитывать эти факты и тщательно продумывать задания для организации познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний. Задания не должны быть перегруженными, чрезмерно сложными, малоэффективными для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач [3].

Большое внимание в решении воспитательных задач играет внеучебная работа учащихся. Внеучебная работа — это организация со стороны учителя разных видов деятельности учащихся во внеучебное время. Внеучебная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на учащихся. Поскольку внеучебная работа является, составной частью воспитательной работы в учебных заведениях, она направлена на достижение общей цели воспитания — усвоения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Однако большинство учителей, имеют недостаточного опыта проведения внеучебных воспитательных работ с учащимися в средних специальных профессиональных образовательных учреждениях. Анализ за деятельностью учителей во внеучебное время показывает недостаточные их владение знаниями и умениями в организации кружков, проведения родительских собраний, проведения различных мероприятий колледжа, организация кураторской деятельности и т. д. Они слабо учитывают конкретные условия, время и место проведения внеучебной воспитательной работы. Это происходит потому что, молодые учителя имитируют опыт по организации внеучебной воспитательной работе относительно своих коллег, или просто самостоятельно приходят к представлению о ней. Однако они не учитывают того, что при проведении любого вида внеучебной работы необходимо следовать определенным правилам. На наш взгляд, и учебный процесс, и внеклассная воспитательная работа должна взаимодополнять и усиливать друг друга, решая единую комплексную задачу — подготовку компетентного младшего специалиста [4]. Но, в отличие от учебной деятельности, проблема организации внеклассной воспитательной работы изучена, к сожалению, недостаточно. Тем не менее, у молодого преподавателя, который приступает к работе, уже должно быть сформировано и развита компетентность как в организации учебным процессом, так при организации внеучебной воспитательной работы.

Таким образом, эффективность учебно-воспитательного процесса в большой степени зависит от организации учебной деятельности учащихся как на уроке и при организации их самостоятельной работы, так и при успешной организации внеучебной воспитательной работы [5].

 

Литература:

 

1.                  Абдуллаева О. С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза //Молодой ученый. — 2013. — №. 10. — С. 491–493.

2.                  Абдуллаева О. С., Исманова К. Д., Мирзаев Ж. И. Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий //Молодой ученый»: Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий Журнал «Молодой ученый». — 2014. — №. 19. — С. 487–490.

3.                  Абдуллаева О. С. Педагогическое проектирование процесса самостоятельного образования студента //Молодой ученый. — 2014. — №. 8. — С. 757–760.

4.                  Абдуллаева О. С. Организация внеучебной воспитательной работы учащихся в профессиональных колледжах и академических лицеях //Молодой ученый. — 2014. — №. 19. — С. 491–493.

5.                  Абдуллаева О. С. Знания, умения и навыки необходимые в организации педагогических процессов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle