Библиографическое описание:

Конюхов М. И., Конюхова В. М. Организационные аспекты деятельности инженера // Молодой ученый. — 2015. — №12.1. — С. 36-37.

Важное место в структуре деятельности инженера является руководство повседневной деятельностью подразделения. Как показывает анализ данных, деятельность инженера направлена на поддержание высокой постоянной готовности подразделения, эффективного руководства им в ходе подготовки и выполнения задач по обеспечению эксплуатации объекта, организацию и руководство службой эксплуатации.

При решении задач руководства повседневной деятельностью подразделения преобладает организаторский тип деятельности инженера. При этом основными функциями инженера является: оценка состояния дел (обстановки), принятие решений, планирование мероприятий, постановка задач подчиненным, контроль над результатами деятельности подчиненных, оказание им помощи в ходе выполнения задач.

Функции инженера в этом виде деятельности строго регламентированы руководствами, инструкциями, приказами и т. д. Однако знание выпускником своих функциональных обязанностей, следование их предписаниям не может обеспечить требуемых результатов без творческого подхода к выбору методов и способов выполнения поставленных задач.

Как показывают результаты исследования деятельности инженера, основными его функциями являются: оценка состояния готовности объекта; планирование мероприятий в руководимом подразделении по поддержанию готовности объекта на требуемом уровне; организация и проведение подготовительных мероприятий по переводу объекта к тому или иному сезону; организация и проведение тренировок по отработке аварийных ситуаций; руководство подчиненными в ходе проведения плановых работ.

Исходя из этого, специальная подготовка студентов должна включать раздел (дисциплину), обеспечивающую формирование у будущих инженеров знаний, умений, навыков и качеств личности, обеспечивающих успешность выполнения перечисленных выше функций, Следует отметить, что в качестве фундамента для деятельности по обеспечению постоянной готовности подразделения выпускник использует знания, навыки и умения, полученные в ходе специальной операторской и инженерно-технологической деятельности.

Деятельность инженера по руководству подразделением в ходе подготовки и выполнения различных задач включает полный перечень функций инженера по принятию решений, планированию, организации и проведению подготовительных мероприятий к выполнению задач, постановке задач подчиненным, организацию всех видов обеспечения повседневной деятельности, управлению подчиненными в ходе выполнения различных задач по развертыванию аппаратных средств, элементов различных систем, организацию и выполнение мероприятий по способности подразделения к ликвидации последствий различных нестандартных ситуаций.

Базовые знания для этой деятельности закладываются в ходе учебно- воспитательной деятельности по ВСП к операторской, инженерно-технологической деятельности и деятельности по обучению и воспитанию подчиненных. Непосредственная подготовка будущих инженеров к этой деятельности должна осуществляться в ходе изучения специальных дисциплин (разделов), включенных в структуру учебно-воспитательного процесса по специальной подготовке инженеров в институте.

Исходя из анализа функционального состава деятельности инженера-выпускника, в системе учебно-воспитательной работы института по специальной подготовке инженеров должны функционировать следующие учебные дисциплины (курсы): «Основы управления эксплуатационными подразделениями»; «Безопасность жизнедеятельности».

Функции инженера при решении задач по организации и руководству службы обеспечения в подразделении достаточно подробно описаны в инструкциях и руководствах. Как показывают исследования деятельности инженеров-выпускников, главную проблему в руководстве эксплуатационными подразделениями для них составляют вопросы, связанные с осуществлением ликвидации последствий нестандартных ситуаций, организацией службы эксплуатации.

Сущность первой проблемы состоит в том, что выпускники не умеют эффективно использовать свою власть, слабо владеют методами активизации служебной деятельности подчиненных. Вторая проблема заключается в том, что инженеры-специалисты имеют недостаточные навыки в ликвидации последствий нестандартных ситуаций, организации своего подразделения, организации противопожарной охраны и т. д.

 

Литература:

1.       Дружилов С. А. Защита профессиональной деятельности инженеров (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 2 — С. 95–97

2.       Суслина, Л. А. Научные основы инженерной деятельности [Электронный ресурс]: материалы к лекционному курсу для студентов очной и заочной формы обучения специальности 130405 «Обогащение полезных ископаемых» / ГОУ ВПО «Кузбас. гос. техн. ун-т», Каф. обогащения полезн. ископаемых. — Кемерово, 2010. — 14 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). http://library.kuzstu.ru/meto.php?n=4632

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle