Библиографическое описание:

Пальчевская Е. С., Куимова М. В. О гигиене умственного труда // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 701-703.

Ускорение темпа жизни, развитие научно-технического прогресса влекут за собой увеличение числа людей, занимающихся умственным трудом. Умственный труд — это самый сложный вид человеческой деятельности, который происходит невидно, неслышно и неосязаемо. В отличие от физического труда, умственный труд не всегда дает результат, так как можно думать, но ничего не придумать [6].

Умственный труд связан с:

-        высоким нервно-эмоциональным напряжением;

-        напряжением памяти, внимания, мыслительных процессов;

-        повышением тонуса сосудов мозга;

-        сужением периферических сосудов конечностей и расширением сосудов внутренних органов;

-        усилением расхода энергии;

-        угнетением частоты пульса (при длительной работе) [1].

Более того, умственный труд сопряжен с нахождением в помещении, сидячим образом жизни, небольшой подвижностью.

Длительный умственный труд может отрицательно сказаться на работе организма и привести к:

-        снижению тонуса ЦНС;

-        ухудшению функций внимания, памяти, восприятия;

-        развитию тормозных процессов в коре головного мозга;

-        появлению тахикардии, гипертонии, изменению ЭКГ;

-        ослаблению функций внутренних органов и вялым обменным процессам;

-        снижению тонуса мышц всего тела;

-        ослаблению точности и координированности движений [7].

Неправильно организованный умственный труд способен вызвать ряд серьезных заболеваний:

-        неврозы;

-        появление и обострение сердечно-сосудистых заболеваний;

-        язвенная болезнь;

-        ослабление памяти и внимания;

-        периодические головные боли;

-        расстройства сна;

-        раздражительность или апатия;

-        ухудшение аппетита;

-        понижение сопротивляемости организма к воздействию факторов окружающей среды;

-        общая слабость, ощущение «разбитости» [4].

Улучшению продуктивности умственного труда и поддержанию высокой работоспособности способствует ряд факторов:

-        оптимальная температура воздуха в помещении (18–22 градусов, относительная влажность 50–70 %);

-        удобный индивидуальный ритм работы;

-        постепенное вхождение в работу;

-        последовательность и систематичность работы;

-        оптимальные нагрузки;

-        регламентированные перерывы на отдых;

-        соблюдение порядка (на рабочем месте, в помещении и т. д.);

-        устойчивые режимы сна и бодрствования;

-        разнообразная, богатая белковыми веществами и витаминами пища;

-        занятия спортом (гимнастика, оздоровительный бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание и т. д.) [2, 3, 5].

Таким образом, для предотвращения переутомляемости и продления эффективности умственной работы следует соблюдать рациональный режим работы, оптимизировать умственную и эмоциональную активность, чередовать умственную работу с двигательной активностью, повышать физическую тренированность организма.

 

Литература:

 

1.       Гора Е. П. Экология человека М.: Дрофа, 2007. 544 с.

2.       Козлова Н. С. Организация самостоятельной учебной деятельности и гигиена умственного труда студентов // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 389–392.

3.       Матюхин В. В., Юшкова О. И., Порошенко А. С., Капустина А. В., Калинина С. А., Ониани Х. Т. Профилактика нервно-эмоционального перенаприжения при умственном труде // Казанский медицинский журнал. 2009. Т. 90. № 4. С. 526–528.

4.       Мероприятия по рационализации труда и отдыха. http://medlec.org/lek-30700.html (дата обращения: 15.05.2015).

5.       Нюдюрмагомедов А. Н. Культура умственного труда студента // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. № 4. С. 151–154.

6.       Соловейчик С. Л. Умственный труд // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 114–119.

7.       Умственная работоспособность и повышение ее эффективности средствами физической культуры и спорта. http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture/lecture3.php (дата обращения: 15.05.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle