Библиографическое описание:

Смирнов Р. С., Егорова М. С. Понятие, структура, состав, динамика и значение себестоимости продукции как экономической категории // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 201-204.

Издержки производства — это затраты, связанные с производством и обращением товаров, т. е. затраты, необходимые для осуществления процесса производства и реализации продукции (выполнение работ, оказания услуг). Они являются важнейшей экономической категорией. После реализации товара денежные затраты производства обязательно должны быть возвращены обратно, с тем чтобы начать новый круговорот процесса производства. Поскольку в любом производственном цикле присутствует необходимость в оплате сырья и материалов от других фирм, необходимо знать какое количество денежных средств нужно отдать. Поэтому всегда присутствует необходимость в пересчете издержек данного производства. Следует отметить, что разницу между выручкой от реализации товара и издержками обеспечивает прибыль. Для достижения максимальной прибыли издержки должны быть минимальны. В масштабе общества, издержки образуют стоимость товара и внешне — это цена получаемой продукции. А вот в масштабе фирмы издержки образуют свою стоимость товара и называются себестоимостью. Многие ученые — экономисты считают, что издержки можно подразделить:

на издержки общества — совокупность общественно необходимых затрат труда на производство одного вида продукции при среднем уровне производства (средней производительности и интенсивности труда, среднем уровне техники и технологии и т. д.)

на издержки предприятия — сумма затрат конкретного предприятия на производство и реализацию определенного товара. [1]

Также издержки бывают внутренние и внешние.

Внешние издержки — это затраты на приобретение отсутствующих на предприятии ресурсов, материалов и сырья, а также затраты в виде заработной платы рабочих и служащих, арендная плата и т д. Их целью является привлечение ограниченных ресурсов именно в данное производство, что тем самым приводит к отвлечению этих ресурсов от других альтернативных вариантов их применения.

Внутренние издержки — это затраты ресурсов, которые являются собственностью предприятия (денежный капитал, оборудование, предпринимательские способности и т. п.). При этом, эти издержки равны выгодам, доходам, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы (денежные средства, помещения, оборудование и т. п.) при наилучшем из возможных способов их применения. Примером может служить помещение владельца фирмы, в котором располагается сама фирма. В итоге, упускается возможность сдать это помещение в аренду и получать арендную плату. И ни смотря на то, что внутренние издержки носят неявный, скрытый характер и не отражаются в бухгалтерской отчетности, их всегда стоит учитываться при принятии экономических решений, т. е. неполученная арендная плата в нашем примере есть ни что иное, как часть экономических издержек производства.

Внутренние издержки включают в себя также так называемую нормальную прибыль. Нормальная прибыль представляет собой минимальную плату, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение на данной фирме, т. е. это минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе. Этот доход должен быть не меньше прибыли, которую предприниматель мог бы иметь в другой, наиболее выгодной для себя сфере деятельности, но «упускается» им. Практически нормальная прибыль определяется самим предпринимателем как оценка альтернативных возможностей приложения своей предприимчивости. [2]

Себестоимость — это денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию единицы продукции конкретного предприятия. Т. е. она показывает, во сколько производство данного товара обошлось самой фирме. Себестоимость включает затраты на сырье и материалы, оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов, прочие расходы. Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта, выполнении того или иного вида работ, услуг. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на данном предприятии организованы нерационально и требуют корректировки. Изменения следует вносить исходя из уровня себестоимости, так как она выступает главным фактором формирования прибыли. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль, следовательно, для ее увеличения необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. [3]

В отечественной теории и практике используется следующая классификация затрат на производство продукции:

1)                 Материальные затраты: сырье и основные материалы; покупные изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы; топливо, энергия со стороны; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; прочие материальные затраты;

2)                 Затраты на оплату труда: заработная плата, премии; стимулирующие и компенсирующие выплаты; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; оплата труда работников по заключенным договорам; прочие выплаты;

3)                 Отчисление на социальные нужды: в пенсионные фонды; фонды социального страхования; фонды занятости населения; фонды обязательного медицинского страхования

4)                 Амортизация основных фондов.

5)                 Прочие затраты: налоги; сборы; платежи по обязательному страхованию имущества; плата за аренду; платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ; затраты на командировки; оплата услуг связи и др.

Такая классификация затрат позволяет определить их производственное назначение и обеспечивает достаточно объективный характер их контроля по месту образования. В каждой отрасли есть свои специфические особенности при калькуляции себестоимости выпускаемой продукции. По способу отнесения на себестоимость различают:

-          Прямые затраты — это издержки, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия и непосредственно (прямо) включаемые в себестоимость продукции. К ним относятся затраты на основные материалы, покупаемые изделия, полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату основных производственных рабочих и т. д.;

-          Косвенные затраты — издержки, которые не могут быть прямо отнесены на единицу продукции, так как касаются работы цеха, предприятия в целом. Это затраты на оплату труда административно-управленческого персонала, на содержание зданий и сооружений, на информационные системы.

В себестоимость они включаются пропорционально основной заработной плате рабочих. [5] В хозяйственной практике выделяются следующие основные виды себестоимости:

1)                 В зависимости от соотношения затрат:

Индивидуальная — определяется индивидуальными затратами конкретного предприятия;

Среднеотраслевая — определяется средними затратами при производстве продукции в данной отрасли;

2)                 В зависимости от способов расчета:

Плановая — определяется на основе плановых затрат производства;

Фактическая — отражает действительные затраты на данном предприятии;

3)                 В зависимости от последовательности формирования затрат на предприятии:

цеховая себестоимость — включает затраты цеха на производство выпущенной продукции. Себестоимость продукции (услуг) может определяться для участка, смены и бригады. Пример расчета цеховой себестоимости для предприятия «Х» приведен ниже (таб. 1).

Фабрично-заводская — это сумма производственных затрат цеха и общезаводских расходов, включающие расходы по управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т. д.). Она включает общезаводские расходы в процентном отношении от цеховой себестоимости. К примеру, пусть цеховая себестоимость составляет 5 %. Тогда фабрично-заводская себестоимость определяется по формуле 1:

ФЗС=СЦЕХ(1+aОЗР), где (1)

СЦЕХ — цеховая себестоимость;

aОЗР — общезаводские расходы в долях единицы.

В итоге, исходя из взятого случая, получаем:

ФЗС= 30,825млн. руб.

Полная себестоимость (себестоимость реализованной продукции) — складывающаяся из затрат на производство и реализацию продукции. Т. е.аэто сумма фабрично-заводской себестоимости и внепроизводственных расходов (стоимость тары, приобретенной на стороне, отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами). Также учитываются и непроизводственные расходы (потери от брака, недостача и порча материалов и готовой продукции). [2] К примеру, пусть расходы, не связанные с производством составляют 3 %. Тогда, учитывая данные по фабрично-заводской себестоимости, полная будет считаться по формуле 2:

СПОЛ=ФЗС(1+0,03), где (2)

СПОЛ =31,75 тыс. руб

Таблица 1

Расчет цеховой себестоимости для предприятия «Х»

Элементы себестоимости

Затраты, млрд., руб.

Основные материалы с учетом возврата отходов

20,000

Заработная плата с начислениями.

1,500

Цеховые расходы, в том числе:

7,500

- заработная плата вспомогательных рабочих, ИТР, служащих, МОП с начислением.

2000

- стоимость всех видов энергии

1,500

- расход инструментов всех видов

2,000

- амортизация оборудования

1,000

- амортизация здания и сооружения

0,500

- ремонт основного капитала

0,500

Прочие расходы по цеху (применяются в процентном отношении от величены цеховых расходов, например, 5 %). Тогда прочие расходы составляют 7,5 млн. руб.*0,05=0,375 млн. руб.

0,375

Итого цеховые расходы

7,875

Цеховая себестоимость

29,375

 

В целях анализа производственной деятельности и разработки рациональной и эффективной концепции развития предприятия в процессе изготовления продукции, выполнения работ, предоставления услуг различают плановую, нормативную и фактическую себестоимость.

Плановая себестоимость — отражает максимально допустимую величину затрат, а также включает только те затраты, являющиеся необходимыми для предприятия при данном уровне техники и организации производства. Расчет идет по прогрессивным плановым нормам использования активной части основного капитала, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.

Расчетная (нормативная) себестоимость — используется при технико-экономических расчетах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса.

Отчетная (фактическая) себестоимость — определяет степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими. Это позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов.

Режим экономии создается при улучшении использования основного капитала, трудовых и материальных ресурсов. Превышение отчетной себестоимости над плановой наблюдается при ухудшении работы предприятия. На величину себестоимости оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Внешние факторы не зависят от качества функционирования предприятия. Влияние этой группы факторов на себестоимость продукции проявляется в уровне цен на сырье, товары, материалы, оборудование, энергоносители, в тарифах на транспортные услуги, водоснабжение, медицинское страхование и т. д. Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия. К ним относятся объем выручки от реализации, формы и системы оплаты труда, уровень производительности труда, эффективность использования основных фондов.

Данная структура является соотношением элементов затрат, составляющих целое: сырье и основные материалы — 65 % стоимости затрат изделия; топливо и энергия со стороны — 5 %; амортизация основных фондов — 4 %; заработная плата работников — 18 %; стоимость покупных изделий и полуфабрикатов; отчисление во внебюджетные фонды — 3 %; проценты за банковский кредит; отчисления в бюджетные фонды — НДС.

Издержки производства и себестоимость являются разными экономическими категориями, потому что себестоимость — практическая категория по учету денежных затрат на производство товара, а издержки — теоретическая категория, позволяющая через разного рода анализы совершенствовать категорию себестоимости практически.

Система затрат на производство и реализацию продукции включает выраженную в денежной форме оценку расходов (затрат), осуществленных для производства, продвижения на рынок и (или) реализации товаров (работ, услуг). К затратам в производстве и при реализации можно отнести материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные затраты основных фондов, прочие затраты. В итоге, можно сделать вывод, что затраты на производство и реализацию — это составные части издержек и себестоимости. [4]

 

Литература:

 

1.                  Бухгалтерский учет: Учебник. / Под ред. П. С. Безруких, 1994–528 с.

2.                  Л. М. Куликов. Экономическая теория: Учебное пособие. — 2-е издание, переработанное и дополненное — Москва: Финансы и статистика, 2008–400 с: ил.

3.                  Понятие себестоимости и задачи учета затрат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m170/7_1.htm

4.                  «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165886/

5.                  Экономика предприятия: Учебник. / Под ред. проф.Н. А. Сафронова, 1998–584 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle