Библиографическое описание:

Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 208-211.

Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.

Разнообразие целей является первичным свойством, которое образует качественную особенность общества. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими первоочередного решения. В качестве главных задач социальной политики выделяют:

1.                  Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;

2.                  Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;

3.                  Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

4.                  Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:

1)                 оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;

2)                 регулирование доходов населения;

3)                 демография, семья, материнство и детство, молодежь;

4)                 социальная защита;

5)                 пенсионное обеспечение;

6)                 социальное обслуживание;

7)                 социальное страхование;

8)                 образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;

9)                 наука;

10)             здравоохранение;

11)             обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

12)             культура;

13)             физическая культура, спорт, туризм;

14)             экологическая безопасность;

15)             защита социальных прав всех категорий граждан.

Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:

-                   повышение уровня жизни населения;

-                   формирование эффективной системы социальной защиты;

-                   регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;

-                   совершенствование пенсионной системы;

-                   совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.

Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. Выделяют следующие принципы социальной политики:

-                    социальной справедливости;

-                    социальной ответственности;

-                    социального партнерства;

-                    социальных гарантий;

-                    преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

1.                  стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;

2.                  усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;

3.                  обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;

4.                  сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:

1.                  Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной

безопасности общества;

2.                  Обеспечение политической устойчивости власти;

3.                  Обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;

4.                  Налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;

5.                  Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

6.                  Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.

Социальные функции государства имеют масштабный характер и являются главными в результате длительного периода развития человечества. Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества. Модели социального государства: социально-патерналистское; либеральное.

Социально-патерналистская модель дает полную ответственность государственных структур в отраслях социальной сферы, также исключает участия граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики. Власть рассматривается как всемогущий субъект социальной политики, а общество является её объектом.

Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:

1.                  Собственно либеральной — ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Основными объектами являются личность и различные негосударственные организации. Финансовая основа социальных программ — частные сбережения и частное страхование.

-                   Плюсы: Экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

-                   Минусы: существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан.

2.                  Корпоративной — основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Другие вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Финансовая основа данной модели — страховые взносы корпораций. Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.

3.                  Социал-демократической — главным принципом этой модели, которую часто называют скандинавской, является универсализм. Здесь социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное в основном государственным сектором. Финансовое содержание этой модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, сильных объединениях работодателей и профсоюзов и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Главный финансовый механизм перераспределения — государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды. Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики — не главный фактор степени социальности государства.

Больший вес имеют такие факторы как:

— первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства,

— присутствие сильных демократических политических институтов,

— наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования,

— экономическая эффективность субъектов хозяйствования.

Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет. Социальная политика — это многоаспектный процесс и структурно сложное явление. Давать оценку по одному — двум показателям проблематично. В связи с этим при оценке показателей эффективности реализации социальной политики, как правило используют:

-                   Показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики;

-                   Интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных и субъективных индикаторов.

Анализ показателей, характеризующих фактическое состояние экономики страны, проводится в соответствии с целевыми ориентирами. Он реализуется с помощью мониторинга статистической отчетности и результатов ситуативного исследования процессов социально — экономической системы. Для этого в процедуру анализа включают первичные и производные показатели, допускающие количественную оценку: ВВП в текущих и сопоставимых ценах; его структура по направлениям использования; соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары; капитальные вложения и их структура; объем продукции и уровень ее реализации; индексы цен; удельный вес убыточных предприятий; налоги; прожиточный минимум; объем денежных доходов; задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная; среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего; численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации; численность безработных; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; численность трудовых ресурсов, занятых в экономике и др. Вторая группа показателей, позволяющая оценить эффективность реализации социальной политики, оформляется в рамках общественных отношений и включает следующее:

-                   Демографические показатели;

-                   Уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения;

-                   Качество жизни как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения;

-                   Уровень девиации и преступности;

-                   Индекс нравственного состояния общества;

-                   Индекс развития человеческого потенциала;

-                   Уровень социального расслоения и поляризации в обществе;

-                   Уровень социальной конфликтогенности в обществе;

-                   Уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе;

-                   Уровень стабильности институциональной системы;

-                   Уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ.

 

Литература:

 

1.                  Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.

2.                  Студопедия [электронный ресурс] // Формирование государственной социальной политики и ее реализация. — 2015. URL: http://studopedia.org/8–166156.html

Основные термины (генерируются автоматически): социальной политики, реализации социальной политики, социальной сферы, цели социальной политики, функции социальной политики, субъект социальной политики, социальной политики государства, задачи социальной политики, задач социальной политики, принципов социальной политики, направление социальной политики, социальной защиты населения, в отраслях социальной сферы, и в социальной политике, государством социальной политики —, эффективность реализации социальной, социальной сферы страны, эффективности реализации социальной, фактическое состояние экономики, состояние экономики страны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle