Библиографическое описание:

Смирнова А. А., Егорова М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 208-211.

Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.

Разнообразие целей является первичным свойством, которое образует качественную особенность общества. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими первоочередного решения. В качестве главных задач социальной политики выделяют:

1.                  Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;

2.                  Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;

3.                  Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

4.                  Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:

1)                 оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;

2)                 регулирование доходов населения;

3)                 демография, семья, материнство и детство, молодежь;

4)                 социальная защита;

5)                 пенсионное обеспечение;

6)                 социальное обслуживание;

7)                 социальное страхование;

8)                 образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;

9)                 наука;

10)             здравоохранение;

11)             обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

12)             культура;

13)             физическая культура, спорт, туризм;

14)             экологическая безопасность;

15)             защита социальных прав всех категорий граждан.

Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:

-                   повышение уровня жизни населения;

-                   формирование эффективной системы социальной защиты;

-                   регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;

-                   совершенствование пенсионной системы;

-                   совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.

Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. Выделяют следующие принципы социальной политики:

-                    социальной справедливости;

-                    социальной ответственности;

-                    социального партнерства;

-                    социальных гарантий;

-                    преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

1.                  стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;

2.                  усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;

3.                  обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;

4.                  сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:

1.                  Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной

безопасности общества;

2.                  Обеспечение политической устойчивости власти;

3.                  Обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;

4.                  Налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;

5.                  Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

6.                  Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.

Социальные функции государства имеют масштабный характер и являются главными в результате длительного периода развития человечества. Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества. Модели социального государства: социально-патерналистское; либеральное.

Социально-патерналистская модель дает полную ответственность государственных структур в отраслях социальной сферы, также исключает участия граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики. Власть рассматривается как всемогущий субъект социальной политики, а общество является её объектом.

Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:

1.                  Собственно либеральной — ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Основными объектами являются личность и различные негосударственные организации. Финансовая основа социальных программ — частные сбережения и частное страхование.

-                   Плюсы: Экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

-                   Минусы: существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан.

2.                  Корпоративной — основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Другие вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Финансовая основа данной модели — страховые взносы корпораций. Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.

3.                  Социал-демократической — главным принципом этой модели, которую часто называют скандинавской, является универсализм. Здесь социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное в основном государственным сектором. Финансовое содержание этой модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, сильных объединениях работодателей и профсоюзов и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Главный финансовый механизм перераспределения — государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды. Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики — не главный фактор степени социальности государства.

Больший вес имеют такие факторы как:

— первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства,

— присутствие сильных демократических политических институтов,

— наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования,

— экономическая эффективность субъектов хозяйствования.

Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет. Социальная политика — это многоаспектный процесс и структурно сложное явление. Давать оценку по одному — двум показателям проблематично. В связи с этим при оценке показателей эффективности реализации социальной политики, как правило используют:

-                   Показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики;

-                   Интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных и субъективных индикаторов.

Анализ показателей, характеризующих фактическое состояние экономики страны, проводится в соответствии с целевыми ориентирами. Он реализуется с помощью мониторинга статистической отчетности и результатов ситуативного исследования процессов социально — экономической системы. Для этого в процедуру анализа включают первичные и производные показатели, допускающие количественную оценку: ВВП в текущих и сопоставимых ценах; его структура по направлениям использования; соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары; капитальные вложения и их структура; объем продукции и уровень ее реализации; индексы цен; удельный вес убыточных предприятий; налоги; прожиточный минимум; объем денежных доходов; задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная; среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего; численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации; численность безработных; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; численность трудовых ресурсов, занятых в экономике и др. Вторая группа показателей, позволяющая оценить эффективность реализации социальной политики, оформляется в рамках общественных отношений и включает следующее:

-                   Демографические показатели;

-                   Уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения;

-                   Качество жизни как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения;

-                   Уровень девиации и преступности;

-                   Индекс нравственного состояния общества;

-                   Индекс развития человеческого потенциала;

-                   Уровень социального расслоения и поляризации в обществе;

-                   Уровень социальной конфликтогенности в обществе;

-                   Уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе;

-                   Уровень стабильности институциональной системы;

-                   Уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ.

 

Литература:

 

1.                  Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.

2.                  Студопедия [электронный ресурс] // Формирование государственной социальной политики и ее реализация. — 2015. URL: http://studopedia.org/8–166156.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle