Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В. О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников к средней ступени обучения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1736-1738.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, адаптированность, дезадаптированность, защитный механизм, мотивация, социометрический статус, малая группа, индивидуальные особенности, средняя ступень обучения, младший школьник.

 

Завершив обучение на начальном этапе школы, ребёнок переходит на следующий её этап, средний. Данный переход характеризуется ещё и как переход детей из младшего школьного возраста в подростковый, а также как период адаптации к новым условиям образовательного процесса на средней ступени обучения и развития ребёнка [7].

Исследования вопросов адаптации получили статус ''проблемы века'', поскольку актуальность данной проблемы в современном социуме обусловлена интенсификацией взаимодействия человека с факторами окружающего мира.

Социально-психологическая адаптация индивида, ее влияние на развитие человека все чаще становится предметом дискуссий и научного анализа.

Понятие «адаптация» возникло в XIX веке и первоначально использовалось, главным образом в биологии, но давно вышло за ее пределы и достаточно широко используется такими науками, как

-                   физиология;

-                   медицина;

-                   психология;

-                   социология;

-                   педагогика.

Однако наряду с таким понятием, как адаптация, вполне логично и закономерно будет обозначить и термин дезадаптация.

В психолого-педагогической литературе под дезадаптацией понимается такой социально — психический процесс, который при благоприятных условиях не приводит личность к состоянию адаптированности, то есть приводит человека к состоянию дезадаптированности.

Данное состояние лишено тех положительных психологических особенностей, которыми можно охарактеризовать процесс успешного взаимодействия человека с факторами окружающего мира и достижения состояния адаптированности [1].

Некоторые исследователи в области психологии и педагогики считают, что школьную дезадаптацию следует рассматривать как одну из форм более широкого явления — дезадаптации социальной.

Говоря другими словами, это невозможность соответствовать не только требованиям ситуации обучения в общеобразовательной школе, но и ''адекватного взаимодействия ребенка с окружающими его людьми и миром в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой этот ребёнок существует [5].

Социально-психическая дезадаптированность личности, прежде всего, проявляется в неспособности ее адаптироваться к собственным, индивидуальным потребностям и притязаниям. Это характеризуется тем, что личность оказывается, элементарно, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, предъявляемым к этой личности как социальной средой, так и собственной социальной ролью [4].

Одним из очевидных признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание этой личностью длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, способных разрешить личностные проблемы адаптационного характера.

Явление дезадаптации достаточно многогранно и может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в разнообразных вариантах и быть вызвано различными причинами. Суть данного явления заключается во внутренней или внешней дегармонизации личности ребёнка и подростка с самим собой и социумом, и проявляется в деятельности этой личности, во взаимоотношениях и поведении [3].

Процесс дезадаптации протекает в основных видах человеческой жизнедеятельности, среди которых можно выделить

-                   познавательную;

-                   преобразовательную;

-                   ценностно-ориентированную;

-                   коммуникативную [8].

Основу социальной дезадаптации личности зачастую составляет

-                   эмоциональная неустойчивость;

-                   слабая мотивация;

-                   определенные поведенческие реакции, которые проявляются в низком уровне самоконтроля поведения, наличии реакций ухода от конфликта [6].

Эмоционально-волевые характеристики личности школьника определяются несдержанностью, слабостью эмоционального и волевого контроля, недостаточной эмоциональной зрелостью ребенка и высокой нервно-психической напряженностью.

Довольно часто неадекватное поведение учеников вызвано тем, что не все они успешно адаптируются в новых для них условиях обучения, т. е. находятся в состоянии дезадаптации.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что в практической деятельности педагогов наблюдаются определенного рода затруднения в организации образовательного процесса. Это вызвано тем, что некоторые учащиеся среднего школьного звена испытывают определенные сложности [9]. Новые требования школьного обучения часто могут превосходить возможности ребенка, у которого, ко всему прочему, изменяется состояние и эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма ребенка.

Случается так, что нередко сами педагоги не могут своевременно распознать проблему и причины проявления дезадаптированности у обучающихся.

Наиболее типичными проявлениями школьной дезадаптированности у учащихся средней ступени обучения являются затруднения в учебе и дисциплинарные нарушения.

Важно отметить, что эти явления не имеют под собой ничего общего с плохой обучаемостью, низким интеллектуальным уровнем или развитием социальных навыков, считающихся упущениями работы начальной школы.

В школьной практике нередки случаи, когда о ребенке, получающем на начальном этапе школьного обучения ''четвёрки' и ''пятёрки'', и не имеющем проблем с дисциплиной, на среднем этапе школьного обучения педагоги говорили как о ребёнке, имеющем проблемы с дисциплиной и успеваемостью [4].

Преодолеть состояние дезадаптированности школьников в переходный период возможно при соблюдении следующих условий:

-                   реализации преемственности связей между начальным общим и основным общим звеном;

-                   при совместном взаимодействие основных участников педагогического процесса;

-                   при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и специфики переходного периода.

Для реализации намеченной траектории педагогического процесса, необходимо учитывать факторы, лежащие в основе социальной дезадаптации личности, а именно:

-        индивидуальные факторы: состояние здоровья, тяжелые или хронические соматические заболевания;

-        психолого-педагогические факторы, проявляющиеся в недоработках семейного, школьного и других видов воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к ребенку в воспитывающей среде, неадекватности предпринимаемых педагогом воспитательных мер по отношению к ученику, несправедливом, грубом, иногда даже оскорбительном отношении педагога, занижении оценок, отказе от своевременной помощи при непосещении занятий, в непонимании внутреннего состояния ребенка. Кроме того к данной категории факторов относится и тяжелый эмоциональный климат в семье, настроенность семьи против школы;

-        социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия обучающегося со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

-        личностные факторы, проявляющиеся в избирательном отношении личности к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям собственного окружения, к педагогическому влиянию семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и собственной способности саморегулирования личного поведения [2].

Решая вопросы дезадаптации школьников среднего звена обучения, следует учитывать факт существования разновидности дезадаптированности личности.

В психолого-педагогической литературе выделяются три основные обоснованные разновидности социально-психической дезадаптированности личности:

1.                  Устойчивая ситуативная дезадаптированность, имеющая место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях при предпринимаемых попытках адаптационного характера (например, в составе тех или иных малых групп). В такой ситуации находится большинство в социометрическом отношении изолированных или отвергаемых членов малых групп.

В качестве реакции на хроническую ситуацию дезадаптированности такие личности, в итоге, приобретают специфический защитный комплекс, одним из признаков которого является неверное, искаженное восприятие и осознание своего социометрического статуса.

2.                  Временная дезадаптированность, устраняемая с помощью адекватных адаптивных, предметных, социальных и внутрипсихических действий.

3.                  Общая устойчивая дезадаптированность характеризуется появлением психических комплексов — синдромов психозов и неврозов, то есть появлением патологических защитных механизмов [1].

Таким образом, рассмотрение причин дезадаптации личности школьников в психолого-педагогической практике имеет принципиальное значение, поскольку позволяет выявить особенности адаптации для каждого обучающегося индивидуально и разработать необходимые рекомендации их практического применения и успешного преодоления возможных негативных проявлений дезадаптационного характера.

 

Литература:

 

1.      Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоцианальные и стрессовые растройства у детей и подростков.- М., 1995. — С.8–11.

2.      Глозман Ж. М., Самойлова В. М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психологическая наука и образование. — 1999. — № 2.

3.      Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. — М., 1993.

4.      Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. — 2002. — № 8. — С.99–104.

5.      Иовчук Н. М., Северный А. А. Что такое школьная дезадаптация? // Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление.- М., 1995.

6.      Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. — 2002. — № 1.

7.      Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 999–1002

8.      Семенюк М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. — М. — Воронеж, 1996.

9.      Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle