Библиографическое описание:

Полосин А. А., Егорова М. С. Анализ прибыльности, ликвидности и платежеспособности предприятия ООО «Мерапром +» // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 182-185.

Цель анализа прибыльности – оценить способности предприятия приносить доход на вложенные в текущую деятельность средства. Анализ прибыльности начинается с общей характеристики доходности отдельных направлений деятельности предприятия, а так же с описания динамики изменения доходности в течение анализируемого периода.

Далее необходимо определить, причины изменения объемов получаемой прибыли в течение анализируемого периода. Например это может быть изменение выручки от реализации, изменение уровня переменных или постоянных затрат и т. д.

Изменение выручки от реализации, в свою очередь, может быть связано с изменением номенклатуры реализуемой продукции (различный уровень спроса на рынке для продукции), изменениями в работе маркетинговых служб, колебания цен на реализуемую продукцию и т.д.

Переменные затраты могут меняться вследствие изменений номенклатуры реализуемой продукции (разный уровень издержек на производство различных изделий), изменений цен на закупаемые ресурсы. Постоянные затраты могут варьироваться в результате изменения цен на постоянную составляющую затрат, в результате ввода новых фондов, изменения технологии производства продукции и т.п.

С точки зрения устойчивости предприятия, целесообразно, чтобы основная часть доходов формировалась за счет ее основной деятельности, но не за счет прочих операций. В противном случае необходим подробный анализ и контроль данных процессов.

Несмотря на сезонный режим работы, «Мерапром +» обладает хорошими показателями прибыльности. Основную часть доходов составляет производство продукции, и лишь малая их часть приходится на ремонт и обслуживание. Издержки единичной продукции легко рассчитывать и контролировать, тем самым улучшая производство и максимизируя прибыль. Заказы продукции происходят с переменной интенсивностью, в среднем компания выполняет 3 заказа в год. Стоимость каждого варьируется от 800 до 1500 тыс. рублей.

Проводить временной анализ предприятия сложно из-за высокой стоимости продукции. Разброс по шкале доходности очень большой и это зависит большей частью только от потребности в производимом товаре. Например, в один временной период поступало малое количество заказов, а в другой большое. В итоге разница в прибыли - несколько миллионов, но Общество кардинально не изменялось.

Основными денежными потерями для компании являются упущенные возможности. Если заказчику требуется изготовить весы зимой то предприятие вынуждено ему отказать в своих услугах, что является потерей дохода и клиентской базы. Другая проблема предприятия: спрос покупателей на не производственные весы (максимальный вес меньше 1 т.). Для Общества данные заказы являются невыгодными.

Общее финансовое состояние предприятия в краткосрочной перспективе оценивается показателями ликвидности и платежеспособности. Они характеризуют возможности предприятия в срок и в полной мере произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Ликвидность предприятия отражает возможность предприятия покрыть свои платежные обязательства за счет собственных средств (перевод активов в денежную наличность), а так же за счет привлечения заемных средств со стороны. Ликвидность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, которая отражает обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Большая или меньшая текущая ликвидность обусловлена большей или меньшей степенью обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками.

Основным признаком ликвидности, является формальное превышение оборотных активов над краткосрочными пассивами, в стоимостной оценке. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с данной позиции. Если величина оборотных активов недостаточно велика по отношению к краткосрочным пассивам, текущее положение предприятия неустойчиво. Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда на предприятии не будет иметь нужное количество средств для расчетов по своим финансовым обязательствам.

Объект, рассматриваемый в данном реферате, обладает высоким показателем ликвидности. Предприятие, как уже было сказано, избегает финансовые обязательства, прибавляя к этому высокую стоимость производимой продукции мы делаем вывод: Общество устойчивое и ликвидное в этом плане.

Под ликвидностью какого-либо актива предприятия понимают его способность трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса. Степень ликвидности актива определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.

Оборотные активы «Мерапром +» содержат ресурсы, лицензии, сырье и прочих составляющие. Выручка, полученная вследствие реализации данных активов, эквивалентна собственной продукции компании. Время для реализации занимает от нескольких дней до пары недель. Из всего этого можно сделать заключение активы предприятия обладают высокой степенью ликвидности.

Как было указанно ранее, платежеспособность и ликвидность предприятия являются основными характеристиками финансового состояния организации. Необходимо разграничивать платежеспособность предприятия, т.е. ожидаемую способность в конечном итоге погасить задолженность, и ликвидность предприятия, т.е. достаточность имеющихся денежных и других средств для оплаты долгов в текущий момент. Однако на практике понятия платежеспособность и ликвидность как правило выступают в качестве синонимов.

Основным показателем, характеризующим платежеспособность и ликвидность предприятия, является собственный оборотный капитал. Он определяется как разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Предприятие имеет собственный оборотный капитал до тех пор, пока оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Этот показатель также называется чистыми текущими активами.

В большинстве случаев основной причиной изменения величины собственного оборотного капитала является прибыль или убыток организации. Рост собственного оборотного капитала обычно сопровождается оттоком денежных средств. Уменьшение собственного оборотного капитала обусловливается получением кредитов и займов. Собственный оборотный капитал должен без затруднений трансформироваться в денежные средства. Если же в оборотных активах велик удельный вес труднореализуемых их видов, это снижает платежеспособность предприятия. Необходимо иметь в виду, что текущую платежеспособность предприятия можно выявить по данным баланса только один раз в месяц или квартал.

Анализ платежеспособности «Мерапром +» показывает явную стабильность в будущем. Предприятие ведет себя пассивно на рынке, не предпринимая попыток к сильному или резкому расширению, не проводя изменений и уделяя большое внимание каждому новому заказу. Данная пассивная тактика ведения бизнеса приводит к потере возможной выгоды, но вместо этого получает завидную стабильность во всей экономической структуре предприятия.

Налаженное производство, клиентская база, поставщики ресурсов, а так же высокое качество лицензированной и сертифицированной продукции образуют крепкий фундамент бизнеса. Анализ показал, что такие показатели устойчивости предприятия как ликвидность, платежеспособность и прибыльность имеют отличные значения, достаточные для уверенного дальнейшего функционирования Общества.

Предприятие «Мерапром +» является Обществом с Ограниченной Ответственностью. Оно занимается производством дорогостоящей продукции и ее обслуживанием. Данная организационно правовая форма идеально подходит для компании исходя из анализа объемов производства, рода деятельности и прибыльности предприятия. Весь товар предприятия является лицензированной и сертифицированной продукцией, к обработке заказов предприятие подходит с большим вниманием. Владелец «Мерапром +» стремится получить наибольшую выгоду и удовлетворить требованиям клиента. Исходя из этого, проводятся меры по уменьшению издержек производства.

Общество имеет множество клиентов довольных качеством продукции. Данными клиентами обычно являются предприниматели из Томска, Томской области, а так же из прилежащих городов. Эти предприниматели чаще всего занимаются производственной деятельностью, например: с\х комплексы, бетонные заводы, транспортные компании и т. д. Конкурентами Общества являются различные филиалы крупных компаний, которые занимаются только распространением продукции. «Мерапром +» имеет по сравнению с ними преимущество в индивидуальном подходе к заказу. По требованию клиента может быть изменены составляющие части весов, их отдельные элементы, размеры, форма, габариты и так далее. Имеющиеся конкуренты не способны к такой работе с клиентами, что дает Обществу преимущество.

К другим фактором конкурентоспособности относятся: проработанная клиентская база, проработанная база поставщиков и аккуратность в ведении бизнеса. Все это обеспечивает устойчивость предприятия, высокий спрос на продукцию и как следствие высокую прибыльность компании.

К рискам Общества относятся: рыночные риски, риски возникновения гражданской ответственности, организационные и юридические риски. Но следует заметить, что данные риски присутствуют на любом предприятии и их воздействие можно понизить до минимума соблюдая законодательство, обращая внимание на детали, анализируя рыночную ситуацию и т. д.

«Мерапром +» имеет два вида поставщиков – поставляющих метал и поставляющих комплектующие части для весов. Ранее проработанная база поставщиков ресурсов была отмечена как преимущество, благодаря которому заказы обрабатываются в короткие сроки.

Внутренняя среда предприятия так же представляет собой устойчивую систему. Главная причина устойчивости – правильное обращение с капиталом Общества. Доля заемных средств в нем всегда очень мала, производятся регулярные инвестиции в быстроокупаемые области капитала. Так же важные параметры: контроль издержек и внимание к трудовым ресурсам.

Трудовые ресурсы предприятия создаются непосредственно для каждого отдельного проекта по средствам срочного договора. Данный способ производства является необычным, но тем не менее по конечным расчетам он является самым выгодным из альтернативных. Труд работников оплачивается по сдельной аккордной системе. Такое решение было принято из-за широкого спектра задач необходимых к выполнению работниками, а так же в целях повышения эффективности их труда.

После согласования проекта весов и найма рабочих «Мерапром +» производит закупку материалов из аванса, выплаченного клиентом. Обычно данный аванс составляет 30% от стоимости заказа. Начинаются работы по сборке корпуса весов и последующей установки электроники. Полное строительство занимает несколько дней. Самый большой заказ компании выполнялся три недели, но в среднем необходимо полторы недели.

Как только строительство весов окончено и проходит оплата, товар становится собственностью клиента. Чтобы прибыль от производства была наибольшей необходимо правильно управлять издержками. Общество уделяет внимание всем издержкам и предпринимает меры по их уменьшению, но это отнимает большое количество времени и ресурсов у учредителя компании. Важно присутствовать на всех этапах строительства, просчитывать каждый отдельный проект чтобы сэкономить и не потерять в качестве продукции. Как следствие, человеческий фактор является одним из серьезных рисков для прибыльности предприятия. Ошибка в расчетах, невнимательность к составлению договора и другие мелкие ошибки могут стоить больших финансовых потерь для предприятия.

Внешняя среда предприятия является устойчивой структурой. Единственным предложением о развитии является привлечение новых клиентов. Главным шагом является создание Web сайта Общества. Так как большую часть информации в наше время люди получают через компьютер и интернет, отсутствие собственной страницы в интернете является большим минусом для компании. Потенциальные клиенты могут просто не знать о существовании «Мерапром +» и со временем старая клиентская база себя исчерпает.

На основе анализа в предыдущих главах было сделано заключение, что предприятие является устойчивым и мероприятия по повышению данной устойчивости не нужны. Изменения выгодно проводить только в стороны расширения Общества, о чем и пойдет речь. Основным фактором, который резко улучшит инфраструктуру предприятия, является постройка производственного ангара. Наличие данной постройки позволит обрабатывать заказы на продукцию Общества вне зависимости от времени года и погодных условий. Как было указанно ранее, у «Мерапром +» отсутствует помещение для создания продукции, поэтому все работы проводятся на улице под влагозащитным тентом. Безусловно данное расширение требует большого количества финансов и времени. Более того, во время данного строительства будет приостановлена работа предприятия, что так же повлечет за собой убытки. На основе этого вопрос о данном расширении предприятия остается спорным в плане выгодности.

Другим предложением о развитии является рыночное расширение. Общество имеет различные инструменты, станки, а так же навыки для строительства производственных весов. Это дает возможности к созданию другой продукции, отличающейся от весов, но использующей тот же набор ресурсов. Например, это может быть создание каркасных теплиц с автоматической системой проветривания. Для данного примера имеется ряд преимуществ: существует спрос на данный товар; возможно использование тех же рабочих, ресурсов и инструментов; существует заинтересованная часть из уже существующей клиентской базы (с/х комплексы и колхозы). Главным преимуществом является то что спрос на новый товар никак не зависит от спроса на старый. Данный факт уменьшит вероятность простаивания предприятия без работы.

Но данное расширение требует изучение новой технологии, новой сферы рынка и поиск поставщиков новых ресурсов. Так же сложности возникнут с появлениями новых конкурентов и созданием клиентской базы с нуля.

 

Литература:

 

1.    Антонова, З.Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Антонова З.Г. – Томск: Изд-во Томского Политехнического университета, 2011 - 187с.

2.    Быстров, В.А. Экономика предприятия: учебное пособие / Быстров В.А. Новиков Н. И. -Томск: Изд-во Томского Политехнического университета, 2013 – 372с.

3.    Туровец, О.Г. Организация производства на предприятии: учебное пособие / Туровец О.Г. Родионова В.Н.  –Москва: Риот, 2010 – 128с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle