Библиографическое описание:

Неретин А. А., Егорова М. С. Анализ внешней среды предприятия ОАО «Томскавтотранс» // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 161-164.

Открытое акционерное общество «Томскавтотранс» создано в 2005 году, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Законом Томской области от 16.08.2002 № 64-ОЗ «О приватизации государственного имущества Томской области» путем реорганизации в форме преобразования Областного государственного унитарного предприятия «Томскавтотранс» и является его правопреемником (регистрационное свидетельство № 1057002716033 от 29 декабря 2005 г.).

ОАО «Томскавтотранс» не имеет филиалов и представительств, но имеет одно обособленное подразделение.

ОАО «Томскавтотранс» является учредителем организаций, представленных на таблице № 1.

Таблица 1

Доля участия ОАО «Томскавтотранс» в уставном капитале организаций

Наименование организации

Доля участия в УК

Финансовые вложения, рублей

на 31.12.2010

Количество акций

ООО «АП Межобластное»

25 %

2 500

-

ООО «АП Пригородные № 2»

0,02 %

2 000

-

ООО «АП Пригородные № 3»

20 %

2 000

-

ООО «Транссервис»

1,11 %

10 000

-

ООО «АТП Асиновское»

25 %

1 096 482

-

ООО «Томскавтосервис»

25 %

2 500

-

ОАО «Полигон»

0,21 %

900 997,8

16734

 

Свою деятельность ОАО «Томскавтотранс» осуществляет на основании Устава, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области от 19.12.2005 № 305.

Уставный капитал Общества состоит из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами. Количество размещенных обыкновенных акций на конец 2013 года составило 23 074 шт. Номинальная стоимость 1 акции составляет 1000 рублей. Добавочный капитал Общества составил на конец 2013 года 126 176 476 рублей.

Основным видом хозяйственной деятельности ОАО «Томскавтотранс» в течение 2013 года является:

-        организация транспортного обслуживания населения Томской области по пригородным и междугородным, межрегиональным и международным маршрутам (за исключением внутримуниципальных).

Общество также осуществляет другие виды деятельности, к которым относятся:

-        реализация пассажирам билетов на проезд и провоз багажа в автотранспорте на пригородных, междугородных, межрегиональных и международных маршрутах;

-        диспетчерское управление движением автобусов по маршрутам и контроль за соблюдением графиков движения;

-        диспетчерское навигационное управление пассажирскими перевозками;

-        оказание услуг по предрейсовому и послерейсовому медосмотру водителей;

-        оказание услуг по предрейсовому и послерейсовому контролю технического состояния автотранспортных средств;

-        аренда автотранспортных средств;

-        аренда помещений;

-        реализация автотранспортных средств, ГСМ и ТМЦ;

-        деятельность в области права, бухгалтерского учета, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;

-        предоставление услуг по хранению ручной клади и багажа и услуг комнаты матери и ребенка;

-        прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта.

В 2013 году Общество продолжило работу в направлении обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Приказом Федерального дорожного агентства от 23.06.2011г. № 139 «О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры», автовокзалу ОАО «Томскавтотранс» присвоена третья категория и он внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта.

В 2013 году ОАО «Томскавтотранс» имело организационную структуру, представленную на схеме № 1.

Схема 1.Организационна структура ОАО «Томскавтотранс»

 

Рассматриваемое предприятие выполняет следующие виды работ:

-                   Перевозка пассажиров по городу;

-                   перевозка пассажиров по области;

-                   перевозка пассажиров по регионам;

-                   различная вспомогательная деятельность автотранспорта;

-                   торговля автотранспортными средствами;

-                   техобслуживание и ремонт транспорта.

Данная компания обладает достаточным количество средств и достаточным потенциалом, для выполнения всех поставленных задач.

Покупателями услуг компании является большая часть населения города, и конечно же студенты, потому что это самый дешевый способ передвижения по городу, но не самый удобный. С этим связана проблема конкуренции.

Основными конкурентами являются нелегальные перевозчики, которые исполняют некачественно услуги по перевозке пассажиров и багажа, не соблюдают транспортную безопасность;

Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации, а в частности Томской области состоят в следующем:

-        наличие структурных и территориальных диспропорций в развитии транспорта;

-        усиление негативного влияния транспорта на экологию.

Особенно остро для нашего региона стоит проблема государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров. В условиях отсутствия дотаций из бюджета по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении, в Томской области одни из самых высоких тарифов по сравнению с соседними регионами. Вся разница между растущими расходами по перевозке пассажиров и низкими доходами ложится тяжким бременем на предприятия. В результате такой деятельности растут убытки предприятий, осуществляющих пригородные перевозки.

Для решения поставленных задач на уровне государства была принята новая программа «Развитие пассажирского транспорта на территории Томской области на 2014–2018 годы» (Постановление Администрации Томской области от 30 декабря 2013 года № 598а), которая определяет основные стратегии и цели развития транспортной системы на период до 2018 года. В рамках этой стратегии будет развиваться и ОАО «Томскавтотранс».

Автомобильная база предприятия большая, но включает в себя большое количество старых и изношенных автобусов, которые давно уже пора вывести из эксплуатации. В 2013 году были выведены из эксплуатации несколько автобусов MUDAN MD 6106, которые сдавались в аренду, а так куплены и введены в эксплуатацию автобусы YUTONG ZK 6852 HG, YUTONG ZK 6118 HG, осуществляющих пассажирские перевозки на пригородных маршрутах.

Для представления услуг перевозки людей транспорту требуется топливо(бензин, дизель) и техническое обслуживание транспорта.

http://fed.sibnovosti.ru/pictures/0472/3614/rost_tsen_na_benzin_i_diztoplivo_v_rossii_v_2013_godu_thumb_fed_photo.jpg?1362986674

Рис. 1. Средние цены на бензин и дизель за 2012–2013 годы

 

Из анализа данного графика можно сделать вывод, что цены на топливо по сравнению с 2012 годом повысились на 14–15 %, что привело к повышению цены на перевозку людей. Это никак не повлияло на функционирование предприятия.

 

Литература:

 

1.                  Анализ финансовой отчетности: учебник для бакалавров / З. В. Кирьянова, Е. И. Седова; Государственный университет управления (ГУУ). — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2012.

2.                  Годовая финансовая отчётность ОАО «Автотранс» за 2012–2013 гг [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.tomskavtotrans.ru

3.                  Любушин, Николай Петрович. Экономический анализ: учебное пособие / Н. П. Любушин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ, 2010. — 576 с.

4.                  Экономический справочник ECONTOOL [Электронный ресурс]. Режим доступа http://econtool.com/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle