Библиографическое описание:

Комарова Д. А., Егорова М. С. Анализ производственного потенциала предприятия на примере ОАО «Кемеровская генерация» // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 141-143.

Предприятие — независимый хозяйствующий субъект, созданный согласно с законодательством о предприятиях и предпринимательской деятельности для производства продукции (услуг, работ) для удовлетворения потребностей общества и получения прибыли. Предприятие самостоятельно функционирует, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной чистой прибылью. Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, при условии, если они не запрещены законодательством. Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основе лицензии [2].

ОАО «Кемеровская генерация» — открытое акционерное общество, создано в результате реорганизации ОАО «Кузбассэнерго» и является частью энергохолдинга ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК), который был создан в 2009 году для более эффективного управления ОАО «Кузбассэнерго» и ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)». Поэтому рассмотрим более подробно акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Общество является акционерным, если его уставный капитал разделен на определенное число акций; участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, которые связанны с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Основным учредительным документом акционерного общества является его устав. Главным документом, подтверждающим право собственности участника, является акция. Акция — это ценная бумага, которая свидетельствует о внесении определенной суммы денег в капитал акционерного общества, и дает право ее владельцу получать прибыль. Простая акция дает право голоса на собрании акционеров, а размер получаемого по ней дохода зависит от результатов работы акционерного общества за год. Привилегированная акция гарантирует доход независимо от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества — в этом ее привилегия. Но именно по этой причине владельцев такой акции не интересуют размеры прибыли акционерного общества, поэтому привилегированная акция не дает права голоса на собрании акционеров [1].

ОАО «Кемеровская генерация» — компания, снабжающая потребителей готовой продукцией — тепловой (установленная тепловая мощность 2289 Гкал/ч) и электрической (установленная электрическая мощность — 565 МВт) энергией. Данную продукцию производят два структурных подразделения предприятия — Кемеровская ТЭЦ и Кемеровская ГРЭС. Для производства данной продукции используются такие ресурсы, как органическое топливо (уголь, газ, мазут).

Данное предприятие работает в режиме непрерывного круглогодового производства. Таким образом, ОАО «Кемеровская генерация» круглый год снабжает население горячей водой и вырабатывает электроэнергию в общую городскую электросеть, но не распределяет ее. Однако летом снижается выработка пара, что связанно с прекращением отопительного сезона.

Продукция ОАО «Кемеровская генерация» является специализированной и не инновационной. По применению НТП ОАО «Кемеровская генерация» является производственным предприятием.

Как было сказано выше, продукцию ОАО «Кемеровская генерация» производят два структурных подразделения — Кемеровская ТЭЦ и Кемеровская ГРЭС.

Кемеровская ТЭЦ обеспечивает тепловой энергией полностью Кировский и частично Рудничный районы города Кемерово. Однако данное структурное подразделение работает не на полную мощность, т. е. реализует не весь свой производственный потенциал. Данную проблему можно решить, если обеспечить снабжение тепловой энергией и горячей водой всего Рудничного района от Кемеровской ТЭЦ, однако его оставшуюся часть запитывают две котельные, что для жильцов данной части района экономически не выгодно.

Кемеровская ГРЭС снабжает тепловой энергией 70 % левобережной части города Кемерово [4]. Оставшиеся 30 % снабжает предприятие ОАО «Ново-Кемеровская ТЭЦ», которое также, как и ОАО «Кемеровская генерация» является дочерним предприятием энергохолдинга ООО «Сибирская генерирующая компания».

Таким образом, ОАО «Кемеровская генерация» снабжает тепловой энергией и горячей водой большую часть города Кемерово.

Конкуренты у ОАО «Кемеровская генерация» отсутствуют, так как деятельность подобных компаний и реализацию продукции контролирует органы местного самоуправления города Кемерово, а также большинство теплоэнергетических предприятий в городе являются дочерними предприятиями ООО СГК. Таким образом ООО СГК является практически монополистом в производстве тепловой энергии и горячей воды в городе.

SWOT-анализ — анализ, который позволяет определить причины эффективного или неэффективного функционирования предприятия на рынке. Это сжатый анализ маркетинговой информации на основании которого делается вывод о направлении, в котором организация должна развивать свой бизнес и в конечном счете определяется распределение ресурсов по сегментам.

Классический SWOT-анализ подразумевает выявление сильных и слабых сторон в функционировании предприятия, возможных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно конкурентов [3].

В таблице 1 представлен SWOT-анализ предприятия ОАО «Кемеровская генерация».

Таблица 1

SWOT-анализ ОАО «Кемеровская генерация»

Внешняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности (O)

Угрозы (T)

Расширение на рынке

Экономический спад

Сотрудничество с другими компаниями

Рост цен на ресурсы

Дополнительные услуги

Тенденции спроса

Новые технологии

Внутренняя среда

Преимущества (S)

Недостатки (W)

Большой опыт

Мало дополнительных услуг

Монополист в отрасли

Большие расходы на амортизацию

Большой спрос на продукцию

Высокая себестоимость продукции

Обученный персонал

 

Из данного анализа видно, что угроз и недостатков у предприятия не так много, и данное предприятие вполне может их преодолеть.

Ресурсы — средства для создания благ с целью удовлетворения потребностей. Ресурсами считается только то, что можно использовать для производства с учетом существующей технологии. Схема экономических ресурсов приведена на рисунке 1. Для всех ресурсов характерны свойства редкости или ограниченности.

Ограниченность ресурсов — относительная характеристика дефицита ресурсов. Ресурсы ограниченны здесь и сейчас, но это не обозначает, что их в природе мало.

Редкость ресурсов — абсолютная характеристика дефицита ресурсов — их ровно столько и не больше (нефть, алмазы, почва).

Рис. 1. Экономические ресурсы и факторы производства [1]

 

Из рисунка 1 видно, что такой ресурс, как предпринимательские способности преобразует остальные ресурсы в факторы производства.

Факторы производства — ресурсы, реально использующиеся в производственном процессе.

Кемеровская ТЭЦ нуждается в таких ресурсах, как земля (природные ископаемые такие, как уголь, газ), труд (высококвалифицированные рабочие, выполняющие физическую и умственную работу), капитал (здания, в которых находятся разные цеха предприятия, оборудование, транспорт, уставный капитал), предпринимательские способности. Основными поставщиками ресурсов для ОАО «Кемеровская генерация» являются:

-     Земельных — ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ОАО «СКЭК», ООО «Сибирская деловая компания» (уголь), ООО «Газпром трансгаз Томск» (газ). Способ закупки мазута — открытый запрос предложений, проводимый ООО «Сибирская генерирующая компания».

-     Трудовых — университеты городов Кемерово, Томска, Красноярска и др., смежные предприятия, появившиеся в результате реорганизации ОАО Кузбассэнерго, энергохолдинг ООО СГК, центры занятости населения и др.;

-     Капитальных — уставный капитал компании ОАО Кемеровская генерация, прибыль от производства продукции, а также от вложения в ценные бумаги и др.;

-     Предпринимательских способностей — глава ОАО Кемеровская генерация, глава энергохолдинга ООО СГК.

Устойчивость предприятия — это финансовое состояние предприятия, чья хозяйственная деятельность обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех обязательств перед работниками, организациями, государством, благодаря достаточным доходам предприятия и соответствию между доходами и расходами [2].

 

Литература:

 

1.                  И. П. Воробьева, А. С. Громова, О. С. Селевич. Экономика предприятия. уч. пос. — Т.: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. — 150 с.

2.                  Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс]. — Режим доступаhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/16942

3.                  Центр маркетинговых компетенций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://marketolog.biz/index.php?pid=50

4.                  Энциклопедия теплоснабжения [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.rosteplo.ru/w/ %D0 %9A %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %93 %D0 %A0 %D0 %AD %D0 %A1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle