Библиографическое описание:

Усова Е. В. Тенденции в сфере подготовки юристов в Англии // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1495-1497.

В данной статье рассмотрены глобальные тенденции профессионального юридического образования, характерные как для Англии, так и для России: «американизация» юридического образования, ориентация на практику. На основе анализа публикаций выявлены основные направления предполагаемых изменений в содержании учебных программ, необходимость вовлечения в учебный процесс больше специалистов-практиков, применение различных видов клинических программ.

 

Юридическое образование в настоящее время подвергается критике и изменениям практически во всем мире. Наблюдается избыток юристов на рынке труда, и вместе с тем сохраняется высокая стоимость юридического образования, что снижает его доступность.

Отмечается также, что навыки, которые приобретаются студентами в рамках традиционных учебных программ высшего образования, не удовлетворяют требованиям работодателей. Кроме того, программы ВУЗов не успевают оперативно реагировать на изменения в экономике и политике.

Поэтому глобальной тенденцией стала ориентация юридического образования на практику, чтобы соответствовать запросу рынка юридических услуг.

Указанные проблемы характерны в том числе и для Российского образования. Поэтому представляют интерес тенденции на международном рынке юридического образования, опыт решения подобных проблем в профессиональной подготовке юристов.

Целью статьи является освещение и анализ тенденций английской системы подготовки юристов, которая зарекомендовала себя как одна из самых эффективных в мире.

Так, в рейтинге 100 лучших университетов мира QS 2014–2015–19 университетов Великобритании, из них в топ-3 два университета (в порядке рейтинга): University of Cambridge и Imperial College London.

Юридическое образование в Англии находится на распутье. Это вызвано тем, что степень бакалавра в сочетании с практикой теряет привлекательность в мире. В настоящее время широко экспортируется американская модель, особенно в развивающиеся страны, такие как Китай и Индия.

Есть критические взгляды, которые говорят, что бакалавры являются слишком незрелыми, чтобы понять всю полноту правового образования. Если говорить о Европе, то часть ее находит, что модель юридического образования Великобритании подходит для их рынка юридических услуг, в то время как есть и значительное движение в сторону американского стиля получения степеней.

Поэтому, как отмечают исследователи, Великобритания сама не застрахована от Американизации правового образования. [2, c. 21]

Вместе с тем, согласно данных доклада LETR в профессиональной юридической среде Англии актуальны вопросы о доступности, стоимости и разнообразии юридического образования, а также качества [3, c. 46].

Как отмечается учеными, сформировалось пять показателей, по которым можно судить о слабых и сильных сторонах юридического образования: качество; последовательность уровней; мобильность и карьерный рост; доступность и стоимость и, наконец, эффективность.

Главный показатель, о котором заботятся при проведении реформ — качество юридического образования.

При этом одним из важнейших вопросов является вопрос о влиянии глобализации на юридическую профессию.

Большое внимание уделяется обсуждению вопросов о содержании учебных программ для глобализации юридических знаний, и пока меньшее внимание уделено вопросу, как сами структуры и процессы юридического образования взаимодействуют и изменяются в процессе глобализации.

Несмотря на то, что принципиально признается необходимость пересмотра основных предметов, среди ученых Англии идут дискуссии о содержании такого пересмотра. Подчеркивается, что важно еще больше не перегрузить и без того перегруженное юридическое образование. Кроме того, негативную оценку получает риск ограничения свободы вузов разрабатывать собственные академические интересы за пределами основных предметов, таких как история права, Римское право.

При этом важно чтобы университетские знания прошли через ученичество дополнив друг друга. То есть, и университет и внеуниверситетское юридическое образование должно развивать профессиональные навыки более полно. Имеются виду такие темы, как профессиональная этика, общение с клиентами, бизнес и финансы, понимание того, как работают такие институты, например, как полиция и тюрьмы и как им противостоять.

Таким образом, следующей тенденцией в юридическом образовании Англии является усиление связи между образованием и практикой. Эту связь предлагается усилить, так что идея правового образования как гуманитарного образования перестает быть идеальной (имеется ввиду движение в сторону «ремесла»).

Предлагается уже в университетах разрабатывать практические навыки в рамках учебной программы. Такие навыки потом будут отточены в течение практики LPC и BPTC.

Расширение сотрудничества между наукой и практикой будет способствовать обмену идеями между академическими и практическими аспектами права. В Английских университетах уже действуют различные модификации клинических образовательных программ (в том числе и виртуальных), которые предлагается расширить. Такие программы помогут студентам ознакомиться с практической реальностью судебной системы, процессуального права и встроить навыки ведения переговоров, навыки составления документов и практические навыки решения задач в систему правовых исследовательских навыков.

Важным аспектом университетского образования является развитие учащихся как личности. Предлагается ввести эти вопросы на более ранних сроках обучения как обязательный этап, чтобы научить профессиональной этике и ценностям, которые необходимы в юридической профессии. Обучение этим навыкам через клинические программы, позволит студентам оценить последствия их профессиональных решений и этические проблемы, которые будут возникать на практике, а также даст непосредственное, глубокое понимание общественного значения правовой работы.

Данные исследования LETR показывают, что есть области когнитивной экспертизы, не охватываемые должным образом, в том числе профессиональная этика и ценности. Этика, ценности и профессионализм входит в рейтинг наиболее важных областей знаний, поэтому одной из рекомендаций LETR является необходимость пересмотреть отношение к этике и профессионализму в пределах образовательных программ и практик.

Еще одной тенденцией является озвучивание проблемы разнородности (доступности) юридического образования. В настоящее время юридическое образование доступно более привилегированным социальным слоям населения. Они несоразмерно представлены в университетах, на профессиональных курсах повышения квалификации, на стажировках и в качестве младших барристеров и солиситоров. Поэтому звучат призывы поощрять и принимать менее привилегированные слои. Однако звучит и критика этой позиции из опасения, что это отразится на качестве образования, что недопустимо в условиях жесткой конкуренции и глобализации [1, c. 17]

Наметилась тенденция и в формулировании цели профессионального юридического образования — целью является, в первую очередь, обеспечение уровня производительности труда. Университет должен заверить потребителей в том, что те, к кому они обращаются за юридической помощью, являются грамотными и профессиональными юристами. Таким образом, можно говорить об ориентированности на социальные нужды, публичные интересы.

Имеются и критические замечания о выявлении диссонанса между учебной деятельностью и тем, что происходит на практике. Это уменьшает ценность обучения в глазах профессионалов и студентов. Возможно, это стало следствием упрощения практических заданий для учебных целей. Решением этой проблемы является увеличение количества специалистов-практиков, вовлеченных в обучение, которые привнесут в обучение свой аутентичный опыт.

В рамках статьи я смогла осветить только некоторые публикации английских ученых, которые отражают тенденции развития юридического образования. Можно сказать, что ни одна система юридического образования не является идеальной, ей приходится подстраиваться под меняющиеся условия. Основным фактором изменений в юридическом образовании сегодня является глобализация.

В связи с тем, что этот фактор влияет и на юридическое образование в России, изучение тенденций развития юридического образования в Англии представляет практический интерес. Практико-ориентированный подход, направленность на улучшение качества образования, индивидуальный подход к отбору содержания образовательных программ можно использовать для разработки национальных учебных программ, творчески их переработав.

 

Литература:

 

1.         Lord Neuberger at the Lord Upjohn Lecture, Association of Law Teachers Reforming Legal Education, 15 November 2012 [Электронный ресурс] // URL: https://www.supremecourt.uk/docs/lord-neuberger-121115-speech.pdf (дата обращения: 29.04.2015).

2.         Professor John Flood. The Global Contest for Legal Education, U. of Westminster School of Law. Research Paper No. 14–01. HLS Program on the Legal Profession Research Paper No. 2014–21 [Электронный ресурс] //URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2475758 (дата обращения: 28.04.2015).

3.         The final report of the Legal Education and Training Review independent research team. The future of legal services education and training regulation in England and Wales, June 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://letr.org.uk/wp-content/uploads/LETR-Report.pdf#page=1&zoom=auto,0,843 (дата обращения: 28.04.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle