Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Павловская Е. В. К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1211-1213.

Ключевые слова: адаптация, личностное развитие, среднее звено школы, основная школа, индивидуальные особенности, педагогическое взаимодействие, обучающийся, дезадаптация.

 

Переход учащегося младших классов в среднее школьное звено школу означает смену условий обучения и влечет за собой изменение старых поведенческих стереотипов и взаимоотношений с окружающими его людьми. У обучающегося возникает необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителями основной школы. Именно в этот период и протекает активный процесс адаптации личности ребёнка. В практической деятельности педагогов наблюдаются определенного рода сложности при организации детей в процессе обучения. Не все дети легко адаптируются в новых условиях, что может быть обусловлено изменившимися условиями обучения (переход на кабинетную систему организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, их личностным особенностям). Кроме того имеет место быть и феноменом наличия индивидуальных особенностей ребёнка и организации психических процессов. Ситуация может заметно усложниться тогда, когда учащийся приходит в среднее звено школы из своего прежнего учебного заведения в новую и определяется в уже существующую группу, в которой сложился характерный исключительно для этой группы стиль взаимоотношений. Низкая успеваемость или отставание от других детей в какой-либо области знания поставит школьника далеко в невыгодное положение по сравнению со сверстниками, а переживания в связи с этим могут привести к нервному перенапряжению, срыву, и, иногда даже депрессивному состоянию.

Следовательно, возникает необходимость изучения специфики вхождения ребенка в новый этап обучения для обеспечения наименее травматично-возможного перехода учащихся из начальной в основную школу. Этот процесс носит название адаптация.

Понятие адаптация является общенаучным понятием, использующимся во многих отраслях знаний. Как основное понятие биологической науки понятие адаптации давно вышло за границы этой науки и широко используется в физиологии, психологии, социологии, социальная психологии и педагогике.

По мнению Ж. Пиаже, взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции, протекающее на фоне активности человека, являются основой психической адаптации индивида [7].

А. Маслоу акцентирует внимание на том, что отсутствие согласия между ''Я-концепцией'' и представлением об ''идеальном Я'', может вызывать нарушение психологической адаптации человека в мире [5].

В работах Л. С. Выготского показано, что процесс адаптации человека имеет тесную связь с культурно-историческими условиями его жизни; психические функции развиваются на основе социальных отношений, постепенно становясь личностными [1].

В трудах А. Н. Леонтьева процесс успешной адаптации в мире рассматривается через призму освоения ведущего вида деятельности человека в том или ином возрасте [4].

Работы А. В. Петровского отмечают, что явление адаптации это не что иное, как этап самореализации личности, направленный на ''присвоение индивидом социальных норм и ценностей'', однако сложности периода адаптации могут подавлять индивидуализацию, формируя у личности зависимость, безынициативность, робость, неуверенность в себе [8].

А. Н. Вазин, А. П. Сорокин, Г. В. Стрельникова выявили влияние факторов среды и их значение в адаптационном процессе, И. Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации [3;11].

В последние годы все чаще интерес исследователей привлекает проблема школьной адаптации.

Н. А. Соколова исследовала социально-педагогическую адаптацию старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования и разработала педагогические технологии процесса социально-педагогической адаптации старших подростков [10].

Т. С. Сарычевой проведено исследовании адаптационного процесса школьников начального этапа обучения к учебной деятельности в условиях школы-лицея [9].

Рассмотрение вопроса адаптационного характера необходимо в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в стране, изменением статуса педагога на современном этапе (уменьшение его авторитета у учеников) и снижением психолого-педагогической грамотности родителей.

В силу индивидуальных особенностей развития учеников и наличия у каждого собственного социального опыта процесс адаптации происходит неодинаково.

Так Д. Журавлевым определяет следующие характеристики параметров приспособления ребенка к школе:

-                   высокий — дети с высоким уровнем развития мотивации и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке;

-                   средний — дети с высоким уровнем развития произвольности, недостаточной мотивацией (индифферентное отношение к школе) при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке;

-                   низкий — при внешней сформированности учебной деятельности, хорошей, удовлетворительной успеваемости, отсутствие интереса к школе, недостаточный уровень регуляции собственного поведения (произвольности), высокий уровень тревожности, связанный с неудовлетворенностью своим образом-Я, неадекватной самооценке, трудности в общении с окружающими;

-                   дезадаптированность — дети с явными признаками сформированности школьной дезадаптации, с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации при наличии удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с неадекватной самооценкой [2;6].

Относясь положительно к указанным параметрам, характеризующим адаптацию младших школьников к среднему звену обучения и характеристике уровней, возможно расширить эти показатели хода адаптации, обратив особое внимание на показатели эмоционально-волевых личностных качеств, к которым можно отнести: интерес к школе, целеустремлённость, выдержка, настойчивость, инициативность.

Интерес к школе — положительное эмоциональное отношение к школе.

-                   Целеустремлённость — стремление к достижению поставленной цели.

-                   Выдержка — умение контролировать собственные чувства.

-                   Настойчивость — способность преодолеть возникающие препятствия на пути к достижению цели.

-                   Инициативность — добровольное принятие на себя решения каких-либо задач, выдвижение новых идей.

-                   Смелость — способность преодолеть чувства страха и собственной неуверенности.

-                   Уверенность — отсутствие сомнений, основанных на знании.

Кроме показателей эмоционально-волевых качеств обучающегося необходимо ввести показатели навыков учебной деятельности, поскольку эмоционально-волевые качества и навыки учебной деятельности теснейшим образом связаны между собой и обусловливают друг друга. Среди характеристик навыков учебной деятельности следует отметить: самостоятельность при выполнении учебного задания, активность в учебной деятельности, творческое отношение к учебному заданию, организованность в учебной деятельности.

-                   Самостоятельность при выполнении учебного задания — способность к самостоятельной учебной деятельности без посторонней помощи.

-                   Активность в учебной деятельности — потребность отзываться на учебное задание для достижения поставленной цели.

-                   Творческое отношение к учебному заданию — способность выполнять учебное задание нестандартно, находить его оригинальное решение.

-                   Организованность в учебной деятельности — собранность, самодисциплинированность, способность соблюдать порядок на своем рабочем месте.

Обучающиеся в период перехода из начальной в основную школу находятся на разных уровнях адаптации. Важно заметить, что дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это ведет к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребенка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения [9;10;11].

Личностные качеств учеников влияют на уровень их адаптации. Личностные качества, обеспечивающие успешную адаптацию в среднем школьном звене, можно условно разделить на эмоционально-волевые и нравственные [6]. Ученики с низким уровнем адаптации имеют слаборазвитую целеустремленность, выдержку, настойчивость, инициативу, уверенность. У учеников со средним уровнем адаптации такие качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость развиты достаточно хорошо, а интерес к школе, инициатива, смелость, уверенность слабее. Ученики с высоким уровнем адаптации характеризуются высоким развитием целеустремленности, выдержки, интереса к школе и уверенности, а также достаточно хорошим развитием настойчивости, инициативы и смелости.

Таким образом, следует отметить, что лучше всего адаптируются дети, у которых развиты такие качества, как целеустремленность, выдержка, настойчивость, инициатива, уверенность, а слабое развитие перечисленных качеств осложняет адаптацию [6;12].

Что касается навыков учебной деятельности, то они также находятся в зависимости от уровня адаптации: школьники с высоким уровнем адаптации обладают самостоятельностью при выполнении учебного задания, активностью в учебной деятельности, творческим отношением к учебному заданию, организованностью в учебной деятельности. У учеников со средним уровнем адаптации перечисленные качества развиты на достаточном уровне. У группы детей с низким уровнем адаптации слабо развиты самостоятельность, активность и организованность в учебной деятельности.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что чем выше уровень развития эмоционально-волевых качеств у учеников, тем выше сформированность у них навыков учебной деятельности и тем проще и быстрее адаптируются обучающиеся к новому образовательному этапу.

 

Литература:

 

1.                  Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти томах — Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 432с.

2.                  Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. — 2002. — № 8.- С. 99–104.

3.                  Калайков И. Цивилизация и адаптация / Пер. с болгарского А. М. Бредихина, М. А. Бредихина. — М.: Прогресс, 1984. — 239с.

4.                  Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304с.

5.                  Маслоу А. Г. Мотивация и личность /Пер. с англ. И. Мухиной. — СПб.: Питер, 2003. — 351с.3.

6.                  Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 999–1002.

7.                  Пиаже Ж. Избранные психологические труды./Пер. с англ. и фр. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680с.

8.                  Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1987. — 420с.

9.                  Сарычева Т. С. Адаптация младших школьников к учебной деятельности в условиях школы-лицея: Дисс. канд. псих. наук 19.00.07.– Ижевск, 2005. — 156с.

10.              Соколова Н. А. Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей: Дисс. канд. пед. наук 13.00.01.- Челябинск, 2000. — 171с.

11.              Сорокин А. П., Стрельников Г. В., Вазин А. Н. Адаптация и управление свойствами организма. — М.: Медицина, 1977. — 259с.

12.              Сперанская Н. И. Учебная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу: Дисс. канд. пед. наук 13.00.01. — Тюмень, 2001. — 133 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle