Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Павловская Е. В. К вопросу об образовательных системах и развитии личности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1208-1211.

Ключевые слова: образовательная система, личность, социум, социализация, адаптация, саморазвитие, мотивация.

 

Личность представляет совокупность свойств, которые присущи данному человеку и составляют непосредственно его индивидуальность, поскольку человек — это существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены подобными себе людьми и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия.

Именно поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая и его природные особенности.

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования. Только дав характеристику основным силам, оказывающим воздействие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного восприятия, т. е. определив человека как объекта общественного развития, становится возможным осознание внутренних условий его становления как субъекта общественного развития.

Центром внимания в нашей работе становятся

-                   личность учащегося, как феномена социальной зрелости личности;

-                   сущность и проявление таких качеств зрелой личности, как ответственность, автономность, терпимость, потребность в саморазвитии и другие [2;3;4;5].

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации теснейшим образом связан с общением и совместной деятельностью людей. Человек представляет собой не просто объект социальных воздействий, но он, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

Социальная зрелость и ее непосредственная составляющая ответственность способна сформироваться только в адекватной человеческой деятельности. Формирование ответственности теснейшим образом связано с предоставлением личности свободы в принятии решений и осуществляется с непосредственным развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя.

Тем не менее, зачастую, развитию личностной автономности уделяется недостаточно внимания. В семье это может выражаться в таком типе воспитания, как суперопека, или же гиперопека.

В период школьного обучения явной становится та же самая гиперопека, проявляющаяся не только в воспитании, но и. непосредственно, в обучении. Потребность индивидуума в саморазвитии и самоактуализации являются непосредственными составляющими зрелой личности.

Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке.

В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида:

-                   сенсуальная терпимость личности

-                   диспозиционная терпимость личности.

В диспозиционной терпимости личности отчетливо проявляется интегральная образующая — позитивное отношение к миру [3;4;5;8;9].

Говоря об образовательных системах, следует подразумевать все те социальные институты, чьей целью является образование человека. К образовательным системам относятся как начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, так система высшего профессионального образования; различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Образовательные системы, как и любые другие системы в целом имеют собственную, уникальную структуру, состоящую из определенных элементов, теснейшим образом взаимосвязанных друг с другом. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего положительного результата. Этой целью может являться как обучение, так и воспитание и, безусловно, развитие личности [6;7].

Своеобразным инструментом для измерения достижения этой цели является результат, который в, итоге, всегда следует искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса и создания материальной основы, служащей, своего рода, базисом. Отдельные элементы, образующие образовательную систему, в том числе и психологическая служба как подсистема, могут обладать собственными, специфическими целями, но и они являются не чем иным, как конкретизацией и трансформацией общей цели в специальные задачи (психологические, педагогические, методические). Здесь следует отметить, что все структурообразующие элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, но их главной отличительной чертой и особенностью выступает взаимосодействие, направленное на достижение общих целей обучения, воспитания и развития личности [4;8;9].

Развитие обучающегося как личности, как субъекта деятельности являет собой важнейшую цель и задачу абсолютно любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве системообразующего компонента, участвующего в формировании этой системы.

В современной педагогической практике «развитие», тем не менее, далеко не всегда понимается как комплексная задача и таким проблемам, как интеллектуальное и личностное развитие внимание уделяется не в равной степени. Первый аспект оказывается гораздо важнее. Более того, зачастую задача «развития» не ставится как таковая, а проблема развития попросту подменяется передачей знаний обучающимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современном образовательном учреждении, практически реализующейся и берущей свое начало в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании педагогического призвания [9;10].

Рассматривая учебное заведение как среднего, средне-специального и высшего профессионального образования как социальный институт, становится очевидным его предназначение: подготавливать обучающегося к жизни. Жизнь, в свою очередь, не ограничивается одними лишь академическими знаниями, равно как и процесс социализации не сводится, в конечном итоге, исключительно к передаче знаний об основах наук. Развитие индивидуума в образовательном учреждении как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:

1)      интеллектуальное развитие;

2)      эмоциональное развитие;

3)      развитие устойчивости в стрессовых ситуациях;

4)      развитие уверенности в себе и приятие себя;

5)      развитие позитивного отношения к миру и приятие других;

6)      развитие самостоятельности, независимости;

7)      развитие самомотивации и самосовершенствования.

Человек — существо социальное, общественное. С первых дней пребывания в этом мире человек мы окружены себе подобными людьми и с самого начала своей жизни, так или иначе, включен в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще задолго до того момента, как разовьются его умения речевой деятельности. Чем старше становится человек, становимся, тем больше происходит общения с окружающими его людьми, и, как следствие, обогащается собственный жизненный опыт. Каждый индивидуум по-своему усваивает преподнесенные ему уроки жизни, определенный субъективный опыт, являющийся неотъемлемой частью социализации личности [1;3;4;6].

Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом приобретенного им социального опыта. Именно поэтому процесс социализации теснейшим образом связан с коммуникацией и совместной активностью людей. Разные индивидуумы могут приобрести различный социальный опыт из абсолютно идентичных ситуаций.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах (школах, профессиональных учебных заведениях, детских и молодежных организациях), так и в различных неформальных объединениях. Кроме того, важнейшим институтом социализации личности выступает семья. Социализация может быть как регулируемой, так и спонтанной, когда усваиваются не только те знания, правила и нормы поведения, которые являются целью занятия, но и обогащение собственного социальный опыта социального взаимодействия педагогов и обучающихся друг с другом. Опыт может носить как позитивный, так и негативный характер [4;7;8;9].

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация –это больше, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, связанного с разделением труда.

Социализация, вместе с тем, не является противоположностью индивидуализации. В процессе социализации и социальной адаптации человек приобретает собственную индивидуальность. Одни и те же социальные ситуации различно воспринимаются и переживаются различными людьми. Таким образом, социальный опыт, составляющий базисную основу процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником личностной индивидуализации [1;2;4;9].

Процесс социализации не останавливается ни на минуту и в зрелом возрасте, он непрерывен на протяжении всего жизненного пути отдельно взятого человека. А значит, социализация не только никогда не завершается, но и не достигнет своего полного, совершенного состояния, поскольку незавершенность и неполноту развития можно трактовать исключительно как процесс бесконечности и безграничных возможностей самосовершенствования, саморазвития и самореализации личности [6,7,10].

 

Литература:

 

1.                  Битинас Б. П. Введение в философию воспитания. М.: 1996г.

2.                  Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб: Питер, 2001г.

3.                  Гессен С. И. Основы педагогики. М.: Владос, 1995г.

4.                  Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1999г.

5.                  Лишин О. В. Педагогическа психология воспитания. М.: Владос, 1997г.

6.                  Миронова П. В., Тумакова Н. А. About the importance of knowing foreign culture, customs and traditions/ // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1229–1231.

7.                  Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 999–1002

8.                  Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов вузов — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002г

9.                  Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.– Воронеж, 1996г.

10.              Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle