Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Павловская Е. В. Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1206-1208.

Ключевые слова: социальная адаптация, среднее школьное звено, семейное воспитание, личностное развитие, обучающийся, межличностные отношения.

 

Проблема адаптации школьников среднего звена принадлежит к числу сложнейших психолого-педагогических задач и, как и любой другой вопрос схожей степени сложности, усилиями одних только педагогических коллективов решена быть не может, тем более что влияние семьи на младшего подростка велико и предопределяет формирование особенностей его личности.

Взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще редко являются вполне нормальными, а их действия — согласованными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за лидерскую позицию влияния на детей.

Проблема заключается в том, что потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные изменения, во многом связанные с приспосабливаемостью к новым экономическим условиям в стране и снижением педагогической грамотности родителей [4].

Семья и школа — это те социальные институты, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка и его адаптация к среднему звену основной школы.

Л. И. Новикова, указывая на силу влияния семьи на формирование личности ребенка, задается вопросом о том, что превращает семью во властное средство воспитания, с которым не может конкурировать ни один другой институт общества [6].

Она указывает и на то, что семья — это разновозрастной коллектив, членом которого становится ребенок с первого дня своего существования.

Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и другими межличностными отношениями. Такие отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате у ребенка формируется восприятие мира, людей и себя самого.

В семье ребёнок приобретает

-                   знания;

-                   умения;

-                   навыки

в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. У ребенка складываются

-                   нравственные чувства;

-                   представление о добре и зле;

-                   о чести;

-                   достоинстве;

-                   порядочности;

-                   долге;

-                   ответственности.

То, каким вырастает ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Когда заботятся не только о ребёнке, но и когда ребёнок заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других. И ненормальным, когда отпрыск — баловень семьи, а затем нередко становится деспотом или изгоем, не имеющим никакого дела до семейных проблем [4;5;8].

Содержание и эмоционально-нравственное наполнение отношений в каждой семье уникальны, поскольку находятся в непосредственной зависимости от индивидуальных особенностей ее членов, их нравственной и духовной культуры.

Исследования отечественных ученых показали, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве (по сравнению с авторитарной семьей и семьей переходного типа). Супружеские отношения такого типа способствуют развитию у детей доброты, трудолюбия, дисциплинированности, умения постоять за себя, самостоятельности бескорыстия, скромности, ответственности и самокритичности [2].

Данные исследований свидетельствуют, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями.

В конфликтных семьях у детей формируются, как правило, противоположные качества — безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность [2].

Таким образом, состояние супружеских отношений — один из главных критериев успеха или неудач семейного воспитания и социальной адаптации ребенка.

Не менее важными в плане семейного воспитания и социальной адаптации являются отношения между родителями и детьми.

Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье становится, со временем, пассивным, неуверенным, агрессивным и беспокойным. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, обретающей особую значимость и ценность для подростка в освоении социальной жизни, он усваивает нормы и ценности такой группы, зачастую асоциального свойства [1;7].

Семья призвана играть важную роль в социальной адаптации подростков. Некоторые исследования показывают, что в семьях слабо адаптированных подростков ниже уровень материальной обеспеченности, чаще случаются конфликты, у одного или обоих родителей тяжелый, конфликтный характер в сочетании со злоупотреблением алкогольных напитков [3].

Следует заметить, что взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в период перехода детей из начальной в основную школу.

Педагогическому коллективу среднего школьного звена приходится работать в условиях, трудно сравнимых с условиями работы учителя начальных классов, в течение ряда лет имеющего дело лишь с одним-единственным классом, имеющего уникальную возможность досконально изучить всех своих учеников.

Педагог начальной школы пользуется к тому же постоянной поддержкой родителей, все еще считающих себя обязанными помогать школе и чаще всего, действительно, помогающих ей, пока их дети еще не достаточно взрослые.

Однако при переходе обучающегося из начальной в основную школу, ситуация существенно меняется. В сложный период жизни для детей не наблюдается активного взаимодействия родителей и учителей по вопросу адаптации.

Для того чтобы школа могла осуществить решение проблемы адаптации школьников среднего звена, необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с семьей, между учителями и родителями.

Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми и проблем в период адаптации является низкая педагогическая и психологическая культура родителей.

Родители, как правило, не знают закономерностей возрастного и психологического развития детей, они не всегда умеют зачастую налаживать правильные отношения с детьми в тех или иных ситуациях, теряются, когда у детей возникают сложности или серьезные проблемы в обучении и в общении со сверстниками [9].

Решение проблемы заключается в том, чтобы школа стала центром психолого-педагогического просвещения родителей.

Просвещение родителей можно осуществить в различных формах:

-                   в организации постоянно действующих при школе родительских университетов;

-                   лекториев;

-                   разных конференций;

-                   чтений;

-                   семинаров;

-                   объединений в классе родителей

Если в школе есть школьный психолог или учитель, хорошо знающий проблемы семейного воспитания, то очень полезно открыть при школе консультационный пункт для родителей.

Для того, чтобы связи школы с родителями были дружеские, надо сделать эти отношения в первую очередь взаимно уважительными.

Таким образом, активное взаимодействие педагогов и родителей поможет осуществить более полноценно организацию процесса обучения и психолого-педагогическую поддержку в период адаптации к пятому классу.

 

Литература:

 

1.                  Антонов А. И. Изменение структуры и жизнедеятельности семьи // Молодая семья. — 1977. — № 18. — С. 280.

2.                  Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика, 199. — № 4. — С. 27–35.

3.                  Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков // Социологический журнал. — 1997. — № 1–2. — С.143–145.

4.                  Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 999–1002.

5.                  Мухина В. С. Возрастная психология. — М.: Академия. — 432 с.

6.                  Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков //Общение и формирование личности школьника. — М., 1987.

7.                  Пиаже Ж. Избранные психологические труды./Пер. с англ. и фр. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680с.

8.                  Тумакова Н. А., Ткаченко Ю. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 705–707

9.                  Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle