Библиографическое описание:

Прокина Л. П. Лингвометодическая подготовка учителя начальных классов // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1466-1467.

В предлагаемой статье рассматривается содержание лингвистических компетенций и обосновывается необходимость каждой из них в работе будущего учителя начальных классов. Кроме того, подчеркивается, что дисциплины «Русский язык», «Литературное чтение», «Методика преподавания русского языка», «Практикум по каллиграфии» должны изучаться в тесной взаимосвязи, которую проще всего реализовать в едином междисциплинарном курсе «Русский язык с методикой преподавания».

Ключевые слова: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая компетенции, языковая личность, лингвистический цикл.

 

Государственным языком РФ на всей её территории является русский язык, поэтому государство уделяет вопросам развития русского языка в регионах особое внимание, а правительство выделяет необходимые ресурсы на поддержку русского языка для сохранения и развития культурного наследия.

В условиях становления российской государственности возрастает значимость русского языка в формировании личности, духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры. По своей специфике и социальной значимости язык — явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной культуры народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди других предметов.

В подготовке учителя начальных классов лингвистический цикл занимает особое место. Русский язык, являясь не только важным учебным предметом, но и языком обучения, определяет успех по всем учебным дисциплинам, служит основой познания, образования, развития будущих учителей. Это возлагает особую ответственность на преподавателей лингвометодического цикла колледжа, определяет необходимость соблюдения единого языкового режима всеми преподавателями [1].

Широкому лингвистическому образованию, развитию полноценной образной русской речи у будущих учителей начальных классов, реализации важных дидактических принципов преемственности и перспективности обучения должно способствовать также соблюдение внутреннего единства предметов лингвометодического цикла: русский язык, культура речи, методика преподавания русского языка, методика преподавания литературного чтения, практикум по каллиграфии, которые объединяются общим объектом изучения — МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания».

Традиционно тесные межпредметные связи устанавливаются между русским языком и литературным чтением. Однако в учебном процессе в школе эти связи далеко не всегда последовательно реализуются, потому что учителя начальных классов в достаточной степени не владеют методикой функциональных связей этих двух предметов. Для избежания такого положения на школьном отделении «Преподавание в начальных классах» предметы лингвистического цикла должны изучаться в тесной взаимосвязи. На занятиях по русскому языку и культуре речи следует чаще привлекать для лексического, грамматического и стилистического анализа отрывки из программных произведений детской литературы, отрывки из произведений разных стилей. Сравнивая отрывки из сказок, рассказов, повестей, будущие учителя должны увидеть различный отбор и функционирование лексических средств, неодинаковую употребительность отдельных конструкций и грамматических форм, научиться различать стилистическое своеобразие повествований, описаний, рассуждений.

Курс русского языка занимает важное место в профессиональной подготовке учителя начальных классов, так как русский язык является главным учебным предметом в начальной школе; прекрасное владение языком и речью позволяет учителю решать задачи воспитания и обучения учащихся, объяснять явления и факты современного русского языка [3].

Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.

Компетенция в обучении русскому языку включает способность к речевому общению и усвоению совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения, развитие личности студента.

Лингвистическая компетенция

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления студентами речевого опыта. Она включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, предполагает усвоение понятийной базы курса, определённого комплекса понятий (единиц и категорий языка: фонема, графема, словосочетание, предложение, члены предложения, лексические и грамматические языковые единицы т. д.)

Лингвистическая компетенция предполагает не только усвоение охарактеризованных знаний, но и формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

К этим учебно-языковым умениям относятся прежде всего познавательные умения: это умения опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и. д. Вторая группа умений — классификационные умения, умения делить языковые явления на группы. Третья группа — аналитические умения: умение производить анализ слова, словосочетаний, предложений; фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический стилистический разбор [2].

Языковая компетенция

Под языковой компетенцией понимается знание студентами слов, их форм, синтаксических структур, средств языка, употребление их в речи, овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция

Под коммуникативной компетенцией понимается способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Культуроведческая компетенция

Под культуроведческой компетенцией понимается национально-культурный уровень владения языком. Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, культурой межнационального общения.

Курс методики преподавания русского языка должен опираться на прочную лингвистическую базу.Без соблюдения триединства «чему учить», «кого учить», «как учить» не могут быть привиты студентам осознанные методические навыки.

Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах — главный предмет: на изучение языка, как правило, отводится половина учебного времени. Постоянные занятия языком обогащают интеллект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста; соблюдение логических связей и обоснованности речи; это полноценное аудирование и чтение, это мир книг — чтение и перечитывание; это осмысление структуры и механизмов языка; эстетика языка — выразительность речи, красивое, каллиграфическое письмо, первые опыты литературного творчества [4].

Учитель начальных классов должен уметь воспитывать и развивать языковую личность ученика, прививать уважение и любовь к родному языку, формировать языковой вкус, «чутьё языка», высокую культуру речи, развивать «дар слова» — практическое развитие речи — выражение своей мысли и понимание чужой.

 

Литература:

 

  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]/ Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — М., 2013. — 464с.
  2. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе [Текст]/ Е. А. Быстроыва — М.: Дрофа, 2008. — 237с.
  3. Успенский, М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе. [Текст]/ М. Б. Успенский. — М.: МОДЭК, 2004. — 190с.
  4. Рамзаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст]/ Т. Г. Рамзаева — Санкт-Петербург: Специальная литература, 1996. — 166с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle