К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Мальцева, В. Р. К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы / В. Р. Мальцева, Н. А. Тумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1416-1418. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19820/ (дата обращения: 18.04.2024).

Ключевые слова: иностранный язык, диалогическая речь, старший этап обучения, знания, умения, навыки, подход, коммуникативный акт, коммуникативная задача.

 

С точки зрения специалистов в области методики преподавания иностранных языков на старшем этапе обучения в школе должны быть достигнуты конечные цели преподавания иностранного языка, которые предусмотрены в школьной программе.

По мнению И. Л. Бим и А. А. Миролюбова основные задачи курса обучения иностранному языку в средней школе сводятся к тому, чтобы уровень иностранного языка, достигнутыми школьниками на среднем этапе обучения не только бы оставался на достигнутом ими уровне и поддерживался, но и повышался.

Данный процесс может быть обеспечен за счет следующих действий:

-                   создания условий для дополнительной речевой практики как рецептивного, так и продуктивного характера;

-                   систематизации и актуализации языковых, речевых и социокультурных знаний, навыков и умений;

-                   обеспечения как повторения и выполнения пробелов в базовой подготовке школьников, так и некоторого углубления и расширения уже имеющихся знаний, умений и навыков посредством привлечения новых аутентичных материалов, соответствующих не только возрастным особенностям, но и интересам старшеклассников;

-                   увеличения большего количества изучаемых на данном этапе тем, предметов речи, видов и типов текстов, что должно способствовать аккумулированию и своего рода приросту в развитии знаний, навыков и умений как в рецептивных, так и в экспрессивных видах речевой деятельности;

-                   более сознательного выбора стратегии учения и компенсаторных умений [1].

Всё это будет способствовать совершенствованию коммуникативной компетенции. Авторы полагают, что соответствующая постановка задач обеспечивает возможность обозначить обучение иностранному языку на заключительном этапе школьного обучения как надбазовое, которое может быть отождествлено с пороговым уровнем обученности в школах за рубежом.

В качестве основных задач в области обучения говорению в средней школе следует обозначить следующие: развитие умений обучающихся удовлетворять индивидуальные коммуникативные потребности в ситуациях социально-бытовой и социокультурной сфер общения не только для передачи и получения информации разного плана (это может быть информация о себе, окружающей обучающегося действительности, о приобретениях, отдыхе, погодных явлениях, самочувствии) [6], но и для установки социальных контактов (знакомство, выражение определенных эмоций и чувств).

Для реализации потребностей коммуникативного характера обучающиеся должны быть способны произвести отбор необходимой языковой формы и применить определенную речеповеденческую тактику, соответствующую условиям общения, коммуникативной задаче и характеру взаимоотношений между участниками коммуникативного акта [3].

В области обучения диалогической речи на школьном этапе обучения необходимо обратить внимание в образовательном процессе на обучение учащихся следующим видам диалогов:

1)      диалогу, носящему этикетный характер;

2)      диалогу-расспросу;

3)      диалогу-побуждению к действию;

4)      диалогу-обмену мнениями или информацией [1].

Акцентирование внимания сосредоточено на комбинировании и переходе к более свободной беседе с вполне закономерной сменой коммуникативных тем.

При этом важно заметить, что перед обучающимися на старшем этапе в средней школе ставятся схожие коммуникативные задачи, что и перед школьниками, обучающимися в среднем звене.

Говоря о коммуникативных задачах при ведении диалогов этикетного характера, предполагается совершенствование следующих умений речевой деятельности:

-                   умение учащихся приветствовать и ответить соответствующим образом на приветствие;

-                   познакомиться, представиться и отреагировать должным образом на представление участника по коммуникативному процессу;

-                   осведомиться о насущных делах, самочувствии собеседника; уметь попрощаться;

-                   поздравить, выразить пожелание и отреагировать на реплики собеседника, используя соответствующие коммуникативные средства этикета;

-                   инициировать, поддержать и завершить коммуникативное действие;

-                   извиниться.

Для ведения диалога — расспроса предполагается совершенствование умений следующего плана:

-                   инициативно и целенаправленно запрашивать фактическую информацию (что, кто, где, когда, как зачем и почему) и отвечать на полученную информацию соответствующим образом.

Чтобы осуществлять ведение диалога побудительного характера, необходимо уметь выполнять следующие действия:

-                   обратиться к собеседнику с просьбой и выразить готовность или же отказ выполнить эту просьбу;

-                   дать рекомендацию и принять или не принять её;

-                   пригласить участника коммуникативного акта к действию или взаимодействию;

-                   согласиться или же не согласиться принять участие в предложенном ранее собеседнику действии;

-                   высказать предложение и выразить согласие или несогласие с ним.

При ведении диалога-обмена невозможно обойтись без следующих умений:

-                   обмениваться информацией и адекватно реагировать на неё, изменяя роль спрашивающего на роль отвечающего;

-                   выразить собственную точку зрения и согласиться или же не согласиться с ней;

-                   высказать одобрение участнику коммуникативного акта;

-                   выразить сомнение и отреагировать на него;

-                   выразить эмоциональную оценку сказанному собеседником в процессе диалогического общения (радость, огорчение, желание, неделание) и отреагировать надлежащим образом на эту оценку [1;2].

Принимая во внимание ранее обозначенные нами задачи обучения диалогической форме общения, стоит обратить внимание на то, что для организации диалогизированных упражнений, формирующих у обучающихся диалогические речевые умения, необходимо выбрать правильный подход [2; 4; 5; 7].

С. Ф. Шатиловым отмечаются следующие подходы в методике обучения диалогической речи:

1)      Традиционный (дедуктивный);

2)      Нетрадиционный (индуктивный);

3)      Комплексный подход [7].

Традиционный подход представляет собой «путь сверху», в котором единица обучения представлена готовым диалогом, носящим, преимущественно, письменный характер.

В таком типе диалога широко применяется прослушивание с опорой на наглядность, чтение, осмысление, проговаривание за педагогом (диктором), ролевое чтение, драматизация; чтение по ролям с подстановочными элементами; драматизация уже другого диалога; выход на составление собственного диалога как с опорой, так и без нее.

Традиционный подход органично сочетает в себе как преимущества, так и недостатки. Среди преимуществ традиционного подхода можно отметить то, что обучающиеся быстрее овладевают речью в ее диалогической форме, поскольку у них имеются опоры (ситуации).

В качестве основного недостатка специалистами в области методики обучения иностранным языкам обозначается тот факт, что обучающиеся не развивают умения свободного владения диалогической речью, поскольку готовый диалог редко употребляется в естественном общении.

Нетрадиционный подход является «путём снизу» — это путь от обучения отдельно-взятым репликам до продуцирования как диалогических единств, так и готового, так называемого, свободного диалога.

Основное преимущество данного подхода состоит в том, что именно он представляет собой самый короткий путь к овладению свободной и непринужденной, естественной формой общения.

Однако стоит упомянуть и о недостатке нетрадиционного подхода: огромные усилия и большое количество времени затрачивается педагогом на обучение учащихся диалогической форме общения и учащиеся, зачастую, заучивают большое количество несвязанных реплик.

Наиболее оптимальным вариантом здесь представляется комплексный подход, поскольку он сочетает в себе два вышерассмотренных подхода. Основной особенностью данного подхода является то, что на определенном этапе развития речевых умений диалогической формы общения широко применяются готовые диалоги в качестве иллюстраций функционального диалога [7].

Кроме данных трех подходов в методике обучения устной речи специалисты в области обучения иностранным языкам отмечают еще два основных подхода.

Один из них заключается в переходе от монолога к диалогу, а второй, наоборот, в переходе от монологического речевого высказывания к его диалогической форме.

 

Литература:

 

1.         Бим И. Л., Миролюбов А. А. К проблеме уровня обученности выпускников полной средней школы // ИЯШ, 1998, № 4.

2.         Лобанова Е. Ю., Тумакова Н. А. Аутентичность текста на занятии по иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1201–1203.

3.         Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. -4-е издание, стереотипное. — Минск, «Вышейшая школа», 1998. — 522 с.

4.         Мурзаева В. В., Тумакова Н. А. К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1233–1235.

5.         Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.

6.         Сенцов А. Э. Моделирование политического будущего в партийных программах // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. — 2014. — № 3 (27). — С. 19–25.

7.         Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе М: «Просвещение», 1986.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, диалогическая речь, коммуникативный акт, диалогическая форма общения, традиционный подход, умение, готовый диалог, диалогическая форма, коммуникативная задача, комплексный подход.


Похожие статьи

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка. В предлагаемой статье диалогическая речь рассматривается как необходимый компонент для формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции...

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной...

Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, инициативность, коммуникативная направленность, спонтанность, иностранный язык. Жизнь современного человека невозможно представить без активного процесса общения.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

Диалогическая речь или диалогическая форма общения

диалогическая речь, иностранный язык, лингвистические особенности, коммуникативный процесс.

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке – одна из самых острых проблем современной педагогической науки.

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам...

Ключевые слова: диалогическая речь, коммуникативный процесс, умения, навыки, педагогическая деятельность, речевой материал, учащийся, индивидуальные особенности. При обучении иностранному языку важнейшей задачей является формирование у обучающихся...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык...

диалогическая речь, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, иностранный язык, акт коммуникации, действие, единство, процесс коммуникации, собственное речевое высказывание.

Обучение диалогической речи в контексте...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Аннотация: Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей...

Основные психологические аспекты обучения диалогической речи

Диалогическая речь как одна из форм речевого общения представляется более логичной для изучения на начальном этапе, так как через неё отрабатываются основные речевые образцы, запоминаются целые структуры...

Похожие статьи

Диалогическая речь в обучении иностранному языку

Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка. В предлагаемой статье диалогическая речь рассматривается как необходимый компонент для формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции...

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной...

Ключевые слова: речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, инициативность, коммуникативная направленность, спонтанность, иностранный язык. Жизнь современного человека невозможно представить без активного процесса общения.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

Диалогическая речь или диалогическая форма общения

диалогическая речь, иностранный язык, лингвистические особенности, коммуникативный процесс.

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы.

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке – одна из самых острых проблем современной педагогической науки.

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам...

Ключевые слова: диалогическая речь, коммуникативный процесс, умения, навыки, педагогическая деятельность, речевой материал, учащийся, индивидуальные особенности. При обучении иностранному языку важнейшей задачей является формирование у обучающихся...

Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык...

диалогическая речь, диалогическая форма общения, коммуникативный процесс, иностранный язык, акт коммуникации, действие, единство, процесс коммуникации, собственное речевое высказывание.

Обучение диалогической речи в контексте...

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Аннотация: Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей...

Основные психологические аспекты обучения диалогической речи

Диалогическая речь как одна из форм речевого общения представляется более логичной для изучения на начальном этапе, так как через неё отрабатываются основные речевые образцы, запоминаются целые структуры...

Задать вопрос