Библиографическое описание:

Гаврилова Н. Г. Необходимость обязательной видеофиксации в ходе процесса сбора доказательств и доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1067-1069.

Предмет исследования составляют существующие реалии и перспективы необходимости введения в административное законодательство положений об обязательной видео фиксации в ходе процесса сбора доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. В процессе исследования был использован диалектический метод научного познания, отражающий взаимосвязь теории и практики; общетеоретические методы: дедукции, анализа, синтеза, аналогии. Применен сравнительно-правовой метод познания [9]. Вопросы, связанные с введением в административном процессе обязательной видео фиксации сбора доказательств и процесса доказывания по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, до настоящего времени не являлись предметом самостоятельного исследования.

Выводы: приведена необходимость совершенствования административного законодательства в области таможенного дела; особенностью процесса доказывания и доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, является глубокая заинтересованность государства в предотвращении данного вида административных правонарушений, наносящих серьезный вред экономики страны и всему обществу в целом [7].

Предлагается внести в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения, обязать должностных лиц, занимающихся сбором доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела производить сбор доказательств с обязательной видеофиксацией.

Ключевые слова:процесс доказывания, доказательства, сбор доказательств, анализ доказательств, нарушение таможенных правил, таможенное дело, административные правонарушения, таможенный контроль, таможенные органы.

 

Subject of research constitute realities and prospects of the need for maintenance in administrative law provisions on mandatory video fixation in the process of gathering evidence and proof in proceedings before courts concerning administrative offenses in the field of customs. The study was used by the dialectical method of scientific knowledge that reflects the relationship of theory and practice; Theoretical methods: deduction, analysis, synthesis, analogy. Applied comparative legal method of knowledge. Issues related to the introduction of a mandatory administrative proceeding in the video fixation process of gathering evidence and proof in cases of administrative offenses within the competence of the customs authorities has not yet been the subject of a separate study. Conclusions: shows the need to improve the administrative legislation in the field of customs; feature of the process of proof and evidence in proceedings before courts concerning administrative offenses in the field of customs, is the deep state's interest in preventing this type of administrative offenses, causing serious damage to the economy, hence our society as a whole. We propose that the Code of Administrative Offences the following changes to oblige officials involved in the collection of evidence in proceedings before courts concerning administrative offenses in the field of customs not collect evidence without mandatory video fixation.

Keywords:the process of proof, evidence, evidence collection, analysis of evidence, violation of customs regulations, customs, administrative offenses, customs control, customs authorities.

 

Сбор доказательств и процесс доказывания при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела процесс сложный и весьма важный как для государства, так и для общества в целом [10].

Если анализировать особенности процесса доказывания и доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, то можно прийти к выводу, что законодатель уделяет повышенное внимание, данному виду административных правонарушений, так как штрафы за данные административные правонарушения являются повышенными, как и срок давности привлечения к административной ответственности. В связи с чем, можно прийти к выводу о том, что совершение административных правонарушений в области таможенного дела имеет повышенную общественную и административную опасность. Поэтому вопрос расследования административных правонарушений в области таможенного дела, центральное место в котором занимает процесс доказывания, играет важную роль.

Рассматривая подробнее правоприменительную практику в области таможенного дела, можно сделать вывод, что количество протестов на постановление по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, увеличивается с каждым годом. Причиной являются отсутствие события или состава преступления, а также не доказанность совершенного административного правонарушения, что делает изучение данной темы актуальным [12], таким образом, следует предложить практические меры, по улучшению процесса доказывания и сбора доказательств в области таможенного дела.

Расследование в административном процессе, состоит в основном из доказывания, и соответственно сбора, изучения и оценки доказательств. Сбором и изучением доказательств в производстве по административным делам в области таможенного дела, занимается уполномоченное на то лицо таможенного органа. Оценкой доказательств, при административных правонарушениях, предусмотренных главой 16 КоАП РФ так же занимается уполномоченное лицо таможенного органа.

Уполномоченное лицо таможенного органа, на которое процессуальным законодательством, возлагается обязанность по ведению административного расследования, для установления обстоятельств дела, собирает доказательства и принимает решение, исходя из внутреннего убеждения.

В литературе встречается мнение, что представитель таможенного органа, на которого законом возложена обязанность собирать доказательства в производстве по делам об административные правонарушения в области таможенного дела, является заинтересованным лицом. Такая точка зрения имеет право на существование. В этой связи предлагается принять меры для создания процесса получения доказательств по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела более прозрачным.

Для этого возможно ввести обязательную фиксацию сбора доказательств в ходе административного расследования. Это можно сделать, путем аудио, а лучше всего путем видео фиксации, что позволит частично упростить и процесс оценки доказательств.

Какие именно доказательство следует фиксировать путем видеосъемки в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Протокол об административном правонарушении, так же, как и объяснение лица, в отношении которого ведется производство по административному делу в области таможенного дела, безусловно, являются доказательствами, кроме того, у лиц, которые будут давать оценку доказательствам на всех этапах производства по делу, появится возможность ознакомится с процессом получения данных доказательств, тем более, что не всегда данные лица присутствуют при их сборе. Видео фиксация позволит отбросить какие-либо домыслы, попытки уйти от ответственности лица, в отношении которого ведется производство, а также позволит повысить дисциплинировать и должностных лиц таможенных органов [8].

Учитывая, что в отдельных случаях лицо, в отношении которого ведется производство, считает, что его права нарушены, фиксация самого процесса доказывания от начала до конца позволит опровергнуть подобные факты [11].

Кроме того, для совершенствования процесса сбора доказательств в части 2 статьи 27.8 и 27.9 КоАП РФ предлагается ввести нормы об обязательной видео фиксации процесса сбора доказательств вместо присутствия понятых. За частую понятые по тем или иным причинам не являются независимыми лицами, а более того в силу ряда причин, зависят от должностных лиц таможенных органов. Нововведение позволит сделать процесс сбора доказательств более независимым.

Так как не всегда сотрудники таможенных органов обладают достаточными научными и практическими знаниями, в ходе сбора доказательств следует привлекать специалистов. Таким образом, еще одним обязательным практическим нововведением может стать обязательное присутствие на ряду с сотрудниками таможенных органов в процессе сбора доказательств в рамках производства по административным делам в области таможенного дела, специалистов самого широкого круга, таких как специалисты по старине и антиквариату и т. п.

Учитывая, что одной из особенностей производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является глубокая заинтересованность государства в пресечении и профилактике данного вида административных правонарушений, наносящих серьезный вред экономики страны и обществу в целом, предлагается внести в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения: обязать должностных лиц, занимающихся сбором и фиксацией доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, не производить сбор доказательств без обязательной видео фиксации. Таким образом, процесс доказывания станет более прозрачным и не двусмысленным, возможность для каких-либо процессуальных нарушений со стороны сотрудников таможенных органов в ходе процесса доказывания будет минимальна, так как процесс сбора доказательств будет фиксироваться.

 

Литература:

 

1.                  «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2015)

2.                  Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3.                  Распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. N 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 109.

4.                  Приказ ФТС России от 1 марта 2012 г. N 368 «О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Российская газета. 2012. 20 апр.

5.                  Бабаян К. А. Принципы доказывания в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. М.: Статут. 2013 г.

6.                  Гарифуллин Вадим Ренатович Административное правонарушение. М.: Норма. 2012 г;

7.                  Жилякова Людмила Владимировна Административная ответственность и производство по делам об административной ответственности М.: Норма. 2012 г;

8.                  Исянбаева Луиза Хайдаровна Административная ответственность и производство по делам об административных правонарушениях М.: Норма. 2012 г;

9.                  Ильиных Владимир Юрьевич Субъект преступления и личность преступника М.: Норма. 2012 г;

10.              Мировская Екатерина Владимировна Производство по делам об административных правонарушениях М.: Норма. 2012 г;

11.              Сидоров Е. И. Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. М.: Норма. 2012 г.

12.              Стригунова Н. Ю. Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. М.: Юрист. 2014 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle