Библиографическое описание:

Кошелева Е. Ю., Подворчан Ю. А., Яруллина А. Р. Адаптация первокурсников к университетской жизни: факторы стресса и механизмы поддержки // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1362-1364.

Исследование социально-психологических и личностных проблем адаптации студентов-первокурсников к высшей школе представляет большой научный интерес как в теоретическом, так и прикладном аспектах.

Для каждого студента-первокурсника учеба в университете знаменует собой определенный жизненный этап и сопряжена с новыми вызовами, к которым он должен приспособиться.

Начало учебы — это, во-первых, начальный этап вхождения личности в новую макро- и микросреду.

Во-вторых, это этап социализации и адаптации личности в новых условиях. Студент — личность, имеющая, как правило, сформированные целевые установки и систему ценностей. Кроме того, каждый студент имеет свои специфические личностные и психофизиологические особенности.

В-третьих, это этап неадекватной психической и физической нагрузки. Студенты, попавшие в новую среду, испытывают естественный дискомфорт, т. к. идет переустройство, изменение психофизиологических процессов личности [4, С.7–8].

К основным факторам стресса относятся информационные и эмоциональные перегрузки (в учебном процессе и во внеаудиторной деятельности); адаптация на бытовом уровне (самостоятельность в распределении бюджета, самообеспечение и самообслуживание) и ряд других.

Целью данного исследования является изучение факторов стресса, влияющих на адаптацию студентов к университетскому формату обучения.

По мнению М. А. Ивановой, эти факторы могут быть сгруппированы следующим образом [4, С.8–9]:

-        адаптационные трудности на различных уровнях: понятийном, информационном, климатическом, бытовом, коммуникативном и т. д.

-        психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности в условиях начальной адаптации и «вхождением» в новую макро- и микросреду;

-        учебно-познавательные трудности, связанные с адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, освоения навыков самостоятельной работы;

-        коммуникативные трудности как по вертикали, т. е. с администрацией факультета, с преподавателями и сотрудниками, так и по горизонтали, т. е. в процессе межличностного общения внутри малой учебной группы, учебного потока, в общежитии, и т. д.;

-        бытовые трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельности, принятия решений и разрешения проблем.

Авторы данной работы провели анкетирование, позволившее выявить наиболее стрессогенные факторы, влияющие на успешность адаптации студентов. Оно было проведено в Национальном исследовательском Томском политехническом университете весной 2014 года. Всего было опрошено 103 студента. Им было предложено ответить на следующий вопрос: «Отметьте самые существенные факторы, являющиеся для вас источником стресса в первый год обучения в университете». Респонденты должны были выбрать не более трех пунктов из следующих вариантов:

1.                  Самоорганизация (режим дня, распределение времени)

2.                  Бытовые проблемы

3.                  Финансовые проблемы

4.                  Учеба (большой объем нового материала и учебная нагрузка)

5.                  Социализация

6.                  Здоровье

Ответы распределились следующим образом:

Пункт анкеты

Количество респондентов, выбравших данный ответ

Процент респондентов, выбравших данный ответ

Самоорганизация

50

22 %

Бытовые проблемы

31

14 %

Финансовые проблемы

28

13 %

Учеба

72

32 %

социализация

28

13 %

Здоровье

14

6 %

 

Результаты исследования показывают, что для студентов самыми стрессовыми факторами являются: проблемы, связанные с учебой (32 % опрошенных), проблемы самоорганизации (22 %) и бытовые проблемы (14 %).

Все эти факторы взаимообусловлены и представляют собой психологический барьер, преодоление которого сопряжено с психическими, личностными, эмоциональными, интеллектуальными, физическими перегрузками.

Создание благоприятных условий для адаптационного периода является первостепенной задачей образовательного процесса высшего учебного заведения, в ходе которого реализуются педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников. Администрацией вузов применяются различные способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; оказывается психологическая помощь, поддержка и сопровождение; осуществляется включение первокурсников в систему студенческого самоуправления [6, С.278].

Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности, исследование степени психологической комфортности процесса обучения, выявление педагогических и психологических условий активизации адаптивных процессов (проведение медицинских обследований, психологическая поддержка и т. д.) являются чрезвычайно важными задачами вуза.

В российских университетах разработаны различные способы поддержки первокурсников, содействующих адаптации, в частности служба психологической поддержки и институт кураторов.

В Томском политехническом университете кураторство имеет более чем вековую историю. Работа кураторов построена на основе педагогики сотрудничества и направлена на решение приоритетной задачи вузовского воспитания — создания оптимальных условий для саморазвития личности студента. Задачи, которые стоят перед кураторами в университете: знакомство студентов с университетом и друг с другом; проведение психологических тренингов на сплочение, выявление групп риска; помощь в правильном распределении своего времени; групповые посещения музеев, театров, экскурсии по городу; помощь в развитии спортивных либо творческих способностей студентов посредством информирования о материально-технической базе университета; контроль за посещаемостью, успеваемостью; при необходимости — работа с родителями; организация и проведение тематических часов куратора. Куратор выступает в роли и наставника, и старшего друга, и связующего звена между администрацией вуза и студентами [5].

Основной целью института кураторов является сокращение длительности процесса адаптации студентов, повышение степени стрессоустойчивости, сохранение контингента студентов.

Успешная социализация и адаптация студентов в университете также зависит от умения преодолевать стресс (владение копинг-стратегиями). Лазарь и Фолкман [3] полагают, что существует два основных способа, с помощью которых индивид справляется со стрессовыми ситуациями. Проблемно-ориентированный способ включает в себя использование позитивных стратегий для управления стрессом и ассоциируется с хорошими адаптивными способностями решения проблем и успешной социализацией [2]. Второй способ, эмоционально-ориентированный, связан с избеганием поиска решений и зацикливанию на эмоциях, он может привести индивида к отрицательным стратегиям борьбы со стрессом, например, злоупотребление психотропными веществами, поведенческим отклонениям, самообвинениям, отказу от поиска решения проблем [1, 2].

На степень адаптации первокурсников влияет значительное число факторов: индивидуально-психологические особенности, ценностные ориентации, академическая успеваемость. На протяжении первого курса обучения складывается студенческий коллектив, вырабатывается оптимальный режим обучения. Первый год обучения в вузе — это фундамент для профессиональной подготовки.

Проведенный нами опрос студентов показал, что самыми стрессогенными факторами для студентов первого года обучения являются проблемы, связанные с учебой, самоорганизацией и бытовые проблемы.

Таким образом, успешная адаптация очень важна для академической и социокультурной комфортности обучения в вузе, она способствует быстрому погружению студента в учебный процесс и влияет на качество профессиональной подготовки.

 

Литература:

 

1                    Carver, C. S. (1997). You want to measure coping but your protocols too long. Consider the Brief COPE. International Journal of Behavioral Medicine,4, pp. 92–100.

2                    Crockett, L. J., Iturbide, M. I., Stone, R. A.T., McGinley, M., Raffaelli, M. & Carlo, G.(2007). Acculturative stress, social support, and coping: Relations to psychological adjustment among Mexican American college students. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 13, pp. 347–355.

3                    Lazarus, R. S. and Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal, and Coping. Springer, New York.

4                    Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: Дис. … д-ра психол. наук. — СПб., 2001. — 353 с.

5                    История кураторской деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://portal.tpu.ru/departments/centre/csr/inst_kur

6                    Савункина А. А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 277–279.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle