Библиографическое описание:

Халтурина О. В., Шувалова М. А. Форум как эффективное средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза на базе электронной платформы Moodle в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1504-1506.

Современные социально-экономические процессы и требования постиндустриального информационного общества задают новые ориентиры развития и модернизации российского высшего профессионального образования, важной особенностью которого сегодня становится «смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы». Введение новых образовательных стандартов, отражающих данную тенденцию, предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки будущих профессионалов, но и поиска инновационных способов организации образовательного процесса и самостоятельной работы студентов. В решении данного вопроса все большая роль, несомненно, отводится электронному обучению и современным информационным технологиям [1, с. 3].

В связи с этим становится актуальной проблема выбора и научного обоснования наиболее эффективных средств, технологий, электронных образовательных платформ, которые не только дополнят традиционные методы обучения, но и будут способствовать повышению качества образования, совершенствованию организации самостоятельной работы студентов.

В последнее время широкое применение находит система электронного обучения на базе электронной платформы Moodle — Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environmemt (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Данная платформа признана наиболее популярной в образовательных учреждениях разных стран мира, в том числе и России за счет таких функциональных характеристик как кастомизация дизайна, модульность, гибкость в управлении учебным процессом, простота размещения материалов, управление группами пользователей, применение сервисов веб 2.0 и возможность интеграции с другими web-приложениями [1, с. 13].

Следует отметить, что она ориентирована на технологии обучения в сотрудничестве и позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Широкие возможности для коммуникации — одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами [3, с. 164].

При разработке курса и проведении занятий преподаватель использует такой набор инструментов курса как лекция, глоссарий, форум, чат, тест и т. д., которые реализуют коммуникативные и учебные цели обучения.

Одним из эффективных средств организации асинхронной самостоятельной работы студентов, на наш взгляд, является форум — асинхронное средство общения участников курса для обсуждения вопросов в ходе дискуссии.

Данный инструмент имеет следующие отличительные особенности, которые необходимо учитывать при организации работы:

-        возможность интеграции сервисов веб 2.0 и предоставления информации в разных формах (текст, изображения, аудио, видео);

-        возможность проведения тематических дискуссий. Стандартный общий форум позволяет не только преподавателю, но и студентам начать дискуссию;

-        возможность изменить (откорректировать) свой комментарий в течение 20 мин.

Анализ работ, посвященных организации самостоятельной работы студентов в электронной среде Moodle (М. В. Плеханова [2], И. Н. Хмелидзе [5]), а так же собственный опыт, позволяет сделать вывод о том, что форум может выступать эффективным средством организации асинхронной групповой работы студентов, так как обладает следующими дидактическими характеристиками:

-        Автономность. Позволяет обучающимся организовывать свой учебный процесс в соответствии со своими личностными способностями, уровнем обученности.

-        Многофункциональность. Дает возможность развивать несколько видов речевой деятельности: умений чтения, аудирования, письменной речи.

-        Многоканальное восприятие. Форум позволяет предоставлять информацию в разных формах (видео, аудио, изображение, текст). Это дает возможность задействовать разные органы восприятия, расширяет рецептивные возможности обучающихся.

-        Интерактивность. Позволяет не только получать информацию в разных формах, а так же взаимодействовать с другими пользователями в сети Интернет.

-        Мультимедийность. Допускает использование не только текстовых и графических материалов, но и аудио- и видеоматериалов.

В качестве примера рассмотрим задания, разработанные для курса Практикум по культуре речевого общения на втором иностранном языке (немецкий язык) для будущих лингвистов-переводчиков, целью которого является развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно совершенствование навыков и умений во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), формирование адекватного представления об основных закономерностях и современных тенденциях развития изучаемого языка, выработку умений эффективно использовать полученные знания в процессе межкультурного взаимодействия.

С помощью инструмента форум в электронной среде Moodle можно разместить задания, которые будут направлены на развитие разных видов речевой деятельности, а так же интегрировать сервисы веб 2.0 (видеоподкасты, Voki).

Задание 1.

Тема: Здоровый образ жизни

Прочитайте правила здорового питания. Соблюдаете ли Вы эти правила? Почему? Почему нет? Напишите 5–7 предложений об этом. Прочитайте сообщения двух участников курса, прокомментируйте их, задайте 2 вопроса по теме «Здоровое питание». Ответьте на поставленные Вам вопросы.

Задание 2.

Тема: Здоровый образ жизни

Напишите сочинение на тему «Как правильно вести здоровый образ жизни?» (20–25 предложений). Прочитайте сочинение одного участника курса, оцените сочинение, используя следующие критерии:

-                   соответствие содержания теме и объему устного дискурса;

-                   связность и логичность организации текста

-                   разнообразие лексико-грамматического материала

-                   правильность текста в соответствии с лексическими, грамматическими, орфографическими нормами языка

В этом задании участники курса выступают не только в роли студентов, но и в роли преподавателей.

Задание 3.

Тема: Профессия

В качестве примера приведем задание, с использованием сервиса Voki. Voki — онлайн — сервис Веб 2.0, предназначенный для создания мультимедийных контентов [4, с. 897]. Для работы с этим сервисов необходимо сначала зарегистрироваться на сайте http://www.voki.com. После этого c помощью данного сервиса можно создавать своего говорящего аватара, которого можно пересылать по электронной почте, вставлять в блог или интегрировать в электронный курс. Для озвучивания Voki можно просто напечатать текст, и аватар будет произносить его, или записать свой собственный голос с помощью микрофона. При организации работы с данным сервиром на платформе Moodle можно предложить различные задания, например:

Прослушайте текст, ответьте на вопросы. Прокоментируйте сообщение двух участников курса и задайте 2 вопроса по теме «Профессия». Ответьте на поставленные вопросы.

Задание 4.

Тема: Телевидение

На платформе можно создать несколько форумов по интересам на различные темы.

По теме «Телевидение» мы, например, создаем три форума по темам: «Исторические фильмы», «Детективы», «Мелодрамы». Студенты выбирают форум, тема которого им больше всего нравится и в рамках этого форума выполняют следующее задание:

Ответьте на вопросы. Почему Вам нравится этот жанр? Какой Ваш любимый фильм? Порекомендуйте участнику форума фильм этого жанра, кратко опишите сюжет. Прочитайте описание сюжета фильма, который Вам порекомендовали и напишите, хотели бы Вы посмотреть этот фильм или нет и почему.

Значимым фактором для успешной организации работы с форумом будет наличие в каждом задании инструкции, сроков выполнения задания, а так же критериев оценивания.

Так же следует отметить, что существуют разные типы обучающихся, которые в зависимости от своих способностей, особенностей, мотивации проявляют себя по-разному, одни очень активны и мотивированы, другие сдержаны и не сразу вступают в взаимодействие, поэтому при организации работы на платформе необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень владения языком и продумывать, что может быть импульсом для менее активных студентов.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что благодаря таким характеристикам как интерактивность, многоканальное восприятие, автономность, многофункциональность, а так же возможности интеграции сервисов веб 2.0 и предоставления информации в разных формах (текст, изображения, аудио, видео) форум обладает большим потенциалом для организации асинхронной самостоятельной работы студентов, поскольку позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, вовлекать обучающихся в различные формы социального взаимодействия в процессе иноязычного общения, осуществлять взаимообмен мнениями и знаниями, повышает ответственность студентов за свое обучение, создает психологически-комфортные условия для развития разных видов речевой деятельности, развивает навыки аргументации и рассуждения, создает условия для саморазвития.

 

Литература:

 

1.                  Михайлова Н. В. Электронная обучающая среда Moodle как средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Оренбург, 2012. — 23 с.

2.                  Плеханова М. В. Особенности организации групповой работы студентов на базе электронной платформы Moodle в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2012 — №. 5 (16) — C. 164–167.

3.                  Рыманова И. Е. Использование среды Moodle для обучения иностранному языку студентов технического вуза. языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013 — №. 11(29): в 2-х ч. Ч II. — C. 164–167.

4.                  Халтурина О. В. Использование сервиса Веб 2.0 Voki в преподавании иностранных языков // Молодой ученый. — 2014 — №. 8(67). — C. 897–898

5.                  Хмелидзе И. Н. Моор Э. И. Потенциал обучающей среды Moodle в формировании автономии студентов вуза (элективный курс немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2013 — №. 6 (24): в 2-х ч. Ч I. — C. 205–207.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle