Библиографическое описание:

Арискин М. В., Медведева Л. М., Немова Е. Ю. Проблемы профессиональной социализации работающих студентов // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1181-1183.

В современных условиях российского общества растет интерес к изучению социально-психологических основ процесса трудоустройства, к деятельности личности по поиску работы. То есть, сегодня наиболее актуальны исследования трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства является крупным образовательным центром по подготовке высококвалифицированных специалистов. При Пензенском государственном университете архитектуры и строительства действует Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников. Основные направления действия Центра включают в себя организация и распределение студентов на практики, содействие в трудоустройстве студентам и выпускникам университета. Студентам дается возможность прочувствовать выбранную специальность еще во время учебы. Специалисты Центра взаимодействуют с потенциальными работодателями, подбирают им подходящих специалистов. В целях решения проблемы трудоустройства выпускников в данном центре заключаются договора между предприятиями и ВУЗом на прохождение студентами практики, с дальнейшим трудоустройством.

Сегодня достаточно много работающих студентов. Для студентов характерна вторичная занятость, когда студенты совмещают учебную деятельность с трудовой. Вторичная занятость студентов постепенно увеличивается также из-за того, что многие студенты перестают учиться.

Образование является основным фактором передачи ценностей, норм, которые позволяют человеку улучшить социальное положение. Процесс профессионального образования и включение в трудовую деятельность является профессиональной социализацией. Социализация выступает необходимым фактором вхождения человека в трудовую среду. Профессиональная социализация осуществляется в процессе воздействия института образования на индивидуальные особенности студентов, путем формирования у них новых социально-психологических качеств, знаний, умений и навыков, связанных с профессиональной деятельностью.

Рассмотрим основные проблемы и общие характерные социальные черты современных работающих студентов. Студенты вечернего и заочного обучения работают практически все. Но сегодня все больше работают студенты дневного обучения, судя по статистическим данным, более половины. Совмещение работы с учебой создает сложности для студента и для работодателя в отношении составления гибкого графика работы. Студент должен обладать хорошими способностями, чтобы преуспеть и в учебе и в работе.

Основными мотивами работы являются желание получить конкурентного преимущества — опыта работы и потребность в заработке. Большинство студентов разделяют позитивную позицию, считают, что обладание высшим образованием обеспечит им гарантированное успешное трудоустройство с высокой заработной платой.

Работающие студенты стремятся к получению новых знаний на работе, привносят новые идеи в производство. А если направление работы не совпадает с направлением обучения, то студенты стремятся найти работу по своему профилю или же стремятся приобрести знания в другой сфере профессиональной деятельности. Работающие студенты отличаются активностью, энергичностью, очень высокой самооценкой, большей мотивацией к труду по сравнению с опытными работниками, меньшими требованиями к содержанию работы. Студентам последнего года обучения легче найти работу, для работодателя они являются практически готовыми специалистами.

Работающий студент по сравнению с опытными сотрудниками, обладает положительными особенностями. Студенты стараются привнести новое в рабочий процесс, обладают целеустремленностью, энергичностью, могут развивать новые направления деятельности, быстро осваивают новую информацию, учатся новым видам профессиональной деятельности, работают за более низкую оплату.

Работодатели выделяют, что работающие студенты обладают рядом недостатков. Студенты непредсказуемы и мобильны, они легко могут менять работу, часто у них завышенная самооценка, переходя в разряд постоянных сотрудников они имеют завышенные требования по размеру заработка, проявляют несерьезное или не соответствующее отношение к работе, требуют повышенного внимания к себе и своей работе, ухудшают показатели эффективности работы во время сессий, непредсказуемость.

Основная часть студентов поиском работы занимаются самостоятельно. Основными источниками информации являются объявления в Интернет. В настоящее время укрепляются партнерские связи системы высшего образования и работодателя, работодатели напрямую сотрудничают со службами трудоустройства ВУЗов в целях трудоустройства студентов и выпускников. Большая часть студентов работает в коммерческой сфере, не по специальности. Но на старших курсах устраиваются по своему профилю.

Таким образом, совмещение учебной и трудовой деятельности позволяет студенту приобрести опыт работы и необходимые практические профессиональные качества и компетенции.

Рассмотрим основные мотивы, побуждающие студентов искать работу. Работа предоставляет студенту возможность заработка, возможность удовлетворить свои потребительские запросы, позволяет приобрести опыт трудовой деятельности, позволяет ускорить процесс формирования личности как специалиста.

Итак, сегодня одной из актуальных проблем является проблема трудоустройства студентов высших учебных заведений. Работа позволяет студентам получить практический опыт, новые знания, сформироваться и развиваться как специалист. А для основной части студентов работа, главным образом, позволяет зарабатывать самостоятельно деньги для удовлетворения собственных потребительских запросов. Студенты еще во время обучения налаживают полезные для себя в будущем деловые связи.

Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников, действующий при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, для достижения цели трудоустройства, реализует целый комплекс мероприятий: организация распределения студентов на прохождение практики [3,5], организация дней карьеры, проведение мастер-классов по написанию резюме и самопрезентации перед работодателем, проведение круглых столов с работодателями на базе вуза и на базе предприятия, обучение эффективным техникам трудоустройства, содействие в трудоустройстве выпускникам [4,6,7,8]. В будущем планируетcя расширять формы сотрудничества с работодателями, осуществлять мониторинг и оптимизировать проблемы трудоустройства студентов и выпускников.

 

Литература:

 

1.      Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 2008. № 11. С.12–15.

2.      Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 2008. № 10. С.40–42.

3.      Болдырев С. А. Инновационный подход к проведению производственных практик/Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М.// Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 7.

4.      Арискин М. В. Адаптация выпускников вузов при выходе на рынок труда. Основные проблемы [Текст] / М. В. Арискин, Л. М. Медведева, Е. Ю. Немова // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1053–1054.

5.      Болдырев С. А. Проблемы организации производственной практики студентов/Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 10.

6.      Арискин М. В. Собеседование как первый этап в карьере //Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М., Дмитриева Н. Е./ Молодой ученый. 2014. № 18. С. 483–485.

7.      Арискин М. В. Проблема занятости молодежи и пути ее решения //Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М., Дмитриева Н. Е./Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 11–12 (45–46). С. 21–23.

8.      Арискин М. В. Cамопрезрезентация выпускника основа успешного трудоустройства//Арискин М. В., Медведева Л. М., Загарина М. С./ Вестник магистратуры. 2014. № 11–1 (38). С. 118–121.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle