Библиографическое описание:

Павлюченко А. В. Обеспечение гарантий качества образования в вузе с привлечением студенчества // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1443-1446.

Сегодня, категория «качество» является системным, фундаментальным определением стратегии развития экономики страны, ее социальной системы и социальной политики в целом.

Интенсивное развитие и изменение образовательных технологий, модернизация в системе профессионального образования приводит к тому, что российским учебным заведениям приходится уделять больше внимания вопросам качества и эффективности своей деятельности. На уровне государства данные задачи постановлены в таких государственных документах, как «Концепция развития образования РФ до 2020 г»., «Приоритеты развития образования в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

Внедрение в образовательную деятельность внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов позволило ввести понятие качество как «совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей». Сегодня мы рассматриваем образование как услугу, следовательно, потребителями в первую очередь становятся студенты, помимо их родителей и государства.

Авторы многих концепций профессионального образования (Т. Ю. Ломакина, О. Г. Прикот и др.) считают, что качественное образования возможно лишь в случае удовлетворения запросов студентов, как главного действующего лица. Соответственно, назрела необходимость изменения идеологии управления качеством образования в вузе и включения в данную деятельность студентов.

Необходимость создания внутренних систем оценки удовлетворённости студентов условиями и результатами обучения подчеркивает и Президент РФ В. В. Путин (Поручение президента 1148 п.2 от 22 мая 2014 года). Результаты этой оценки в дальнейшем будут учитываться в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего профессионального образования. Это указание президента опирается на закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым, студенты становятся полноправными участниками управления образовательной организацией (273 — ФЗ, статья 26) и имеют право на участие в формировании содержания своего профессионального образования (273-ФЗ, статья 34).

Несмотря на содержательность нормативной базы, достаточно солидный научный и технологический задел в разработке систем управления качеством образования, следует отметить, что, во-первых, действующие системы менеджмента качества, будучи перенесенными из производственной сферы, отличаются высокой формализованностью и административным характером, противоречащими гуманитарной природе образования; во-вторых, в системах менеджмента качества не предусмотрены механизмы мотивации преподавателей и студентов к участию в управлении качеством образования, несмотря на то, что провозглашается принцип вовлеченности персонала.

Таким образом, с целью построение системы гарантий качества образования на основании запроса студента как потребителя услуги, а также модернизации образовательной среды на основе стандартов и инструментов менеджмента качества за счет увеличения инициативности студентов в участии повышения качества образования в вузе, на наш взгляд, необходимо:

1.                  Обеспечить развитие студенческой инициативы в реализации системы управления качеством образования.

Болонский процесс придал особое значение вовлечению студентов в процессы гарантии качества высшего образования. Управление качеством образования невозможно без заинтересованного участия студентов, для которых освоение профессиональных образовательных программ является серьезным жизненным проектом.

Как выяснилось из опросов, студенты не готовы управлять качеством своего образования. Анкетирование показало, во-первых, студенты не имеют достаточного уровня знаний о качестве и роли участия студентов в нем. Во-вторых, студенты не мотивированы для участия в управлении качеством образования. В-третьих, считают, что не имеют необходимых личностных качеств и управленческих навыков: организаторских способностей, умения вести диалог с руководством и преподавательским составом, отстаивать свою точку зрения.

Для решения данной задачи необходимо провести обучение по программе «Развитие студенческой инициативы». Главный принцип образовательной программы, включающей студентов в оценку качества образования, — «начинай с себя!». На занятиях студенты на себе испытывают инструмент оценки (самооценку) как способ управления позитивными изменениями и развитием. Определяют собственные образовательные цели, мотивацию к обучению, формат ожидаемых результатов для себя и для окружающей среды. Идет развитие потребности, способности, решимости к управлению качество образования. Когда студенты понимают смысл оценки, осуществляется переход к обучению инструментам оценки. Студенты изучают нормативно-правовую базу по вопросам качества образования, методологию участия обучающихся в оценке условий и результатов обучения, мировой опыт и успешные отечественные практики.

Необходимо отметить, что процесс обучения в области качества должен являться непрерывным процессом, сопровождающим все этапы создания и дальнейшего совершенствования системы обеспечения гарантий качества образования в вузе с привлечением студенчества.

2.                  Включить в процесс обеспечения выполнения гарантий качества образования студента как участника и эксперта по мониторингу образования на основе стандартов и инструментов менеджмента качества.

С этой целью в университете создается внутривузовский студенческий совет по качеству, задачами которого являются: мониторинг качества подготовки специалистов; анализ обеспечения качества образовательной деятельности; анализ состояния процессов образовательной деятельности в вузе, определение направлений их развития и совершенствования; оптимизация учебного процесса.

Деятельность студенческого совета по качеству разворачивается в едином культурно-образовательном пространстве. Взаимодействие студентов, педагогов и администрации вуза развивают такие организационно-управленческих отношений, которые основаны на принципах добровольности и партнерства путем соединения субъекта и объекта управления на основе добровольного делегирования полномочий. В такой образовательной среде разрушаются устойчивые стереотипы высшего образования — стереотип об автономности администрации, преподавателя и о пассивной позиции студента в образовательном процессе.

Работа студенческого совета по качеству ведется по плану, утверждаемому на учебный год и составляемому с учетом основных мероприятий, установленных в Плане разработки, внедрения, поддержания и совершенствования СМК и Программы развития. Заседания студенческого совета по качеству протоколируются.

Проведение мониторинга студентами и сопровождение его в качестве экспертов обладает значительным развивающим потенциалом, так как обеспечивает: понимание значения качества образования для развития человека, общества и государства; установление партнерских отношений между студентами и преподавателями; формирование осознанного отношения к стандартам осваиваемой профессии; самостоятельное прогнозирование образовательной и впоследствии карьерной траектории.

Данный подход ориентирован на создание системы управления качеством образования, которая предусматривает регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально разработанным студентами критериям качества на основе стандартов и инструментов СМК для всех компонентов самого процесса.

3.                  Внедрить сбалансированную систему показателей (ССП) качества образования (разработанную студентами на основе стандартов и инструментов менеджмента качества)

Процессы обеспечения качества образования в обязательном порядке должны включать в себя политику, миссию, утверждение и оценку программ, в разработке которых должны принимать участие студенты. Студенты должны иметь возможность высказывать свое мнение о качестве преподавательского состава, о предоставляемых им услугах и удовлетворенности качеством образования.

Риски привлечения студентов к оценочным процедурам снимаются, если, во-первых, реализованы первых два этапа — обучающиеся уже знают современные проблемы формирования содержания образования, требования к образовательным программам, во-вторых, для анкетирования обучающихся используются правильно подобранные вопросы, направленные не столько на оценку преподавателя, сколько на оценку содержания обучения, условий его усвоения, удовлетворенности учебным процессом.

Для реализации данной задачи по управлению качеством образования необходимо создать комплексную систему оценки качества образования и удовлетворенности студентов, построить логически обоснованную систему экспертно-аналитических моделей, позволяющих учесть требования всех субъектов. Модели должны определять наиболее целесообразный сценарий развития вуза, реализуя принцип постоянного улучшения.

4.                  Организовать реализацию процессного подхода в обеспечении гарантий качества и распределение ответственности в процессах управлении качеством образования с использованием информационно-технологической поддержки.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

Систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в образовательной организации, и их взаимосвязей понимаются в международной системе качества как процессо-ориентированный подход. При этом каждый процесс рассматривается как система, следовательно необходимо четко определить и измерить входные данные и результаты процесса; определить потребителей процесса, изучить их удовлетворенность результатами процесса; установить взаимодействие данного процесса с остальными процессами вуза; определить полномочия, права и ответственность сторон, участвующих в управлении; при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.

Данный процесс документируется, устанавливаются владельцы из числа инициативных студентов. Таким образом, при назначении владельцев процессов реализуется такой принцип менеджмента качества, как лидерство. Все разработанные документы СМК: Положение о студенческом совете по качеству, документированные процедуры, касающиеся деятельности повышения качества образования должны быть утверждены ректором и введены в действие.

Для эффективного управления владелец процесса должен четко определять его входные и выходные данные. Имея дело с различными процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информационной продукции. В информационном плане как потребитель он формирует собственные требования к продукции, а как поставщик оценивает требования заказчика и документирует свою деятельность так, чтобы эти требования были удовлетворены. Задача состоит в том, чтобы в документации СМК риск проявления несоответствия продукции требованиям качества был сведен к минимуму. С этой целью необходимо использовать информационные средства: разработать и поддерживать информационный корпоративный портал студенческого совета по качеству образования; разработать и поддерживать инфо-сервисы обработки инцидентов; развернуть корпоративную версию BusinessStudio.

Привлечение студенчества в процесс создания и внедрения внутривузовской системы менеджмента качества, построенной на основе стандартов и инструментов СМК путем организации взаимодействия между основными субъектами образовательного процесса (преподавателями, студентами, руководством вуза) способствует с одной стороны стимулированию обучения, и с другой стороны противодействия учащихся к своему обучению и личностному развитию.

Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования. А участие студентов в обеспечении гарантий качества образования, целенаправленном управлении процессом своего профессионального развития, формировании содержания профессионального образования ведет к удовлетворенности условиями и результатами обучения, и является эффективным средством повышения качества подготовки специалистов и, следовательно, качества образования в вузе в целом.

 

Литература:

 

1.         Аналитический отчет по результатам мониторингового исследования участия российских вузов в Болонском процессе — http://www — Study_Cirkon_2006.pdf.

2.         Дрейзис Ю. И., Коваленко В. В., Макарова И. Л., Сидоров В. Н. Управление качеством (Всеобщий менеджмент качества и его применения в образовательных учреждениях). Учебное пособие. Изд-во РИЦ СГУ, г. Сочи, 2013 г.

3.         Отчет о проведения исследования «Болонья глазами студентов и аспирантов»/Национальный фонд подготовки кадров. Государственный университет — Высшая школа экономики. — М.: 2007 г.

4.         Сайт Президента РФ http://www.kremlin.ru/assignments/21112

5.         Соболев В. С., Степанов С. А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования. — Университетское управление, 2004. — N 2(31).

6.         Трайнев В.А. Менеджмент и маркетинг в образовании, науке и производстве и его информационное обеспечение: (методология и практика) / В. А. Трайнев, С. А. Дмитриев, И. И. Пинчук. — М.: «Дашков и К», 2008

7.         Факторович А. А. Роль студентов в управлении качеством образования в вузе \\ Известия Южного федерального университета. Серия Педагогические науки. — 2010 — № 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle