Библиографическое описание:

Болатов А. Н. Особенности применения спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 580-584.

В статье рассматривается проблема применения спортивных и подвижных игр на уроках физической культуры для развития различных физических качеств. Особое внимание автор уделяет вопросам развития быстроты и выносливости учащихся.

Ключевые слова:спортивные игры, подвижные игры, физические качества, физическое развитие.

 

В настоящее время методики по развитию быстроты и выносливости на учебных занятиях с элементами спортивных и подвижных игр в системе школьного образования недостаточно используются. Хотя некоторые исследователи [6], опираясь на свои исследования, разработал методики с использованием спортивных и подвижных игр в легкой атлетике.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил (либо усложнять, либо упрощать правила). Его применение обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных задач [1]. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования и мышления. Все это предопределяет эффективность игрового метода для совершенствования различных сторон учащихся.

Путь, пройденный выдающимися спортсменами, говорит о том, что для развития быстроты и выносливости следует широко применять спортивные и подвижные игры — в учебном процессе, в начальный период занятий спортом и в последующей тренировке [2–5].

Использование игрового метода позволяет проводить учебные занятия эмоционально, дает возможность значительно повысить плотность занятий. Поэтому при применении игр, учащиеся быстрее достигают высокого уровня всестороннего физического развития.

Обычно спортивные и подвижные игры применяются в уроке один раз — либо в разминке, либо в начале или конце основной части. Игры, включенные в разминку не должны быть напряженными, так как занимающиеся могут устать к основной части занятия. Подвижные игры, состоящие из бега, прыжков и метаний, упрощенные спортивные игры рекомендуется проводить в конце основной части занятия.

Для достижения высокого всестороннего развития, занятий, ограниченных одним предметом в одной четверти учебного плана, недостаточно: во-первых, они не позволят одинаково хорошо развить все физические качества; во-вторых, такие занятия однообразны, а, следовательно, скучны и утомительны. Ученик, чтобы развить свои природные способности — быстроту и выносливость, а возможно и добиться успехов в соревнованиях, должен: либо систематически тренироваться; либо разнообразить свои занятия по физической культуре, применяя в них различные средства общей физической подготовки. Среди этих средств особое место должны занимать спортивные и подвижные игры.

Замена традиционных легкоатлетических и гимнастических упражнений на спортивные и подвижные игры обусловлено тем, что игровые средства и методы являются сильнейшими стимуляторами двигательной деятельности детей. В современных условиях поиска методов повышения интереса и мотивов к занятиям физической культурой (балльно-рейтинговая оценка [7–8], нетрадиционные системы упражнений и видов спорта [9] и т. д.) такая замена видится нами наиболее простым способом решения данной проблемы.

Таким образом, нами выявлено противоречие между теоретическим обоснованием эффективности программы по ФК в школе в аспекте развития быстроты и выносливости и несоответствием уровня развития этих качеств у учащихся требованиям программы.

Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования, которая заключается в определении и поиске наиболее эффективных игровых заданий из спортивных игр и подвижных игр, которые позволят повысить уровень быстроты и выносливости учащихся 12–13 лет на занятиях физической культурой.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методику развития быстроты и выносливости на основе спортивных и подвижных игр в рамках учебного процесса учащихся 12–13 лет.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры учащихся 12–13 лет.

Предмет исследования: средства спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости на занятиях физической культуры.

Задачи исследования:

1.       Изучить и проанализировать традиционные методики развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры.

2.       Определить исходные показатели быстроты и выносливости учащихся 12–13 лет.

3.       Разработать и теоретически обосновать методику развития быстроты и выносливости на основе спортивных и подвижных игр в рамках учебного процесса по физической культуре для учащихся 12–13 лет.

4.       Экспериментально проверить эффективность методики применения спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение элементов спортивных и подвижных игр во всех разделах программы по физической культуре будет способствовать развитию быстроты и выносливости учащихся 12–13 лет в учебном процессе.

Новизна исследования: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по теме развития быстроты и выносливости у школьников на уроках физической культуры с применением спортивных и подвижных игр.

Разработана методика развития физических качеств у учащихся 12–13 лет, включающая целенаправленное использование системы спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости, позволяющая расширить объемспортивных и подвижных игр по сравнению с традиционным подходом.

Практическая значимость исследования заключается в дополнении теории физической культуры сведениями об использовании элементов спортивных и подвижных игр в учебном процессе учащихся 12–13 лет по физической культуре.

База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 5 г.Ишима с 10 марта по 27 апреля 2015г., в котором приняли участие учащиеся 6бкласса — контрольная группа, 6в класса — экспериментальная группа.

Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистический метод обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе эксперимента нами проведено тестирование физической подготовленности школьников контрольной группы (КГ) — 6б класс и экспериментальной группы (ЭГ) — 6в класс, которое включало в себя 4 теста: бег 6м. с высокого старта; тейпинг-тест в течении 10 сек.; тест 3×10 м.; бег 6 мин.(табл.1–2). Результаты исходных показателей контрольной и экспериментальной групп у мальчиков и девочек представлены в табл. 1–2.

Таблица 1

Результаты исходных показателей мальчиков КГ и ЭГ

Тест

Группы

n

±σ

Бег 6м. с высокого старта, с

КГ

10

1,67±0,07

ЭГ

10

1,63±0,05

Теппинг-тест за 10 с, кол-во шагов

КГ

10

48±2,60

ЭГ

10

47±3,25

Тест 3×10 м, с

КГ

10

8,55±0,11

ЭГ

10

8,49±0,14

Бег 6 мин, м

КГ

10

847±32,47

ЭГ

10

837±45,45

 

Результаты исходных показателей мальчиков КГ и ЭГ: в беге на 6 м. с высокого старта практически не отличаются 1,67 и 1,63 сек., соответственно. В тейпинг-тесте в течении 10 сек., так же, отличия не большие КГ — 48, ЭГ — 47. В тесте 3×10 м у КГ и ЭГ отличия минимальны 8,55 и 8,49 соответственно. В 6-ти минутном беге значения таковы КГ — 847, ЭГ — 837, что так же свидетельствует о равенстве групп до эксперимента.

Результаты исходных показателей девочек контрольной и экспериментальной групп представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исходных показателей девочек КГ и ЭГ

Тест

Группы

n

±σ

Бег 6м. с высокого старта, с

КГ

5

1,72±0,05

ЭГ

5

1,67±0,02

Теппинг-тест за 10 с, кол-во шагов

КГ

5

43±3,43

ЭГ

5

43±3,43

Тест 3×10 м, с

КГ

5

8,81±0,14

ЭГ

5

8,68±0,07

Бег 6 мин, м

КГ

5

834±38,63

ЭГ

5

828±38,63

 

Результаты исходных показателей девочек КГ и ЭГ: в беге на 6 м. с высокого старта практически равны, разность 0,05 сек. В теппинг-тестев теч., 10 сек., результаты равны — 43 шага. В тест 3×10 м. у КГ и ЭГ отличия минимальны 8,81 и 8,68 соответственно. В 6-ти минутном беге значения таковы КГ — 834, ЭГ — 828, что так же свидетельствует о равенстве групп до эксперимента.

Затем в учебный процесс по физической культуре нами были введены упражнения из спортивных игр и комплекс подвижных игр для развития быстроты и выносливости обучающихся. Данные средства были организованы вместо легкоатлетических и гимнастических упражнений, запланированных в традиционной программе по ФК в общеобразовательной школе.

Игры, влияние которых было направлено на развитие быстроты, проводились в начале основной части урока, 2–3 раза в неделю. Игры, направленные на развитие выносливости, проводились в конце основной части урока, так же 2–3 раза в неделю.

В каждом занятии на неделе проводились игры или для развития быстроты, или для развития выносливости. Проходили и такие занятия, в которых применялись игры с одной и другой направленностью.

Ниже приведен перечень игр, которые использовались на уроках физической культуры в экспериментальном классе.

1.                  Вдогонку.

2.                  Челночный бег.

3.                  Командный бег

4.                  Конь — огонь.

5.                  Вызов номеров.

6.                  Цепочка.

7.                  День — ночь.

8.                  Гонка с выбыванием.

9.                  Наперегонки с мячом

На втором этапе эксперимента нами проведено повторное тестирование физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп.

Результаты показателей эффективности применения методики так же были распределены на две группы, для определения достоверности различий среди мальчиков и девочек. Результаты показателей эффективности методики мальчиков и девочек представлены в табл. 3–4.

Таблица 3

Результаты показателей эффективности методики у мальчиков КГ и ЭГ

Тест

Группы

n

K

m

t

p=0,05

Бег 6 м с высокого старта, с

КГ

10

1,60

3,08

0,09

0,03

1,94

2,10

ЭГ

10

1,53

3,08

0,06

0,02

Тейпинг-тест за 10 с, кол-во шагов

КГ

10

47,8

3,08

2,60

0,86

0,99

2,10

ЭГ

10

49

3,08

2,60

0,86

Тест 3×10 м, с

КГ

10

8,55

3,08

0,09

0,03

2,63

2,10

ЭГ

10

8,35

3,08

0,21

0,07

Бег 6 мин, м

КГ

10

846

3,08

22,73

7,58

0,89

2,10

ЭГ

10

861

3,08

45,45

15,15

 

Математико-статистическая обработка результатов эксперимента свидетельствует о том, что в 3-х из 4-х показателях (бег 6м. с высокого старта; тейпинг-тест за 10 сек.; бег 6 мин.) различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, нельзя утверждать, что экспериментальная методика оказалась эффективнее традиционной в данных тестах.

В тесте 3×10 м различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными у мальчиков контрольной и экспериментальной групп. А значит, можно считать, что экспериментальная методика оказалась эффективнее традиционной для данного теста.

Результаты показателей эффективности методики девочек представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты показателей эффективности методики у девочек КГ и ЭГ

Тест

Группы

n

K

m

t

p=0,05

Бег 6 м с высокого старта, с

КГ

5

1,65

2,33

0,05

0,025

2,09

2,31

ЭГ

5

1,56

2,33

0,07

0,035

Тейпинг-тест за 10 с, кол-во шагов

КГ

5

43,2

2,33

2,58

1,29

1,09

2,31

ЭГ

5

45,2

2,33

2,58

1,29

Тест 3×10 м, с

КГ

5

8,77

2,33

0,11

0,055

4,4

2,31

ЭГ

5

8,43

2,33

0,11

0,055

Бег 6 мин, м

КГ

5

830

2,33

30,04

15,02

0,65

2,31

ЭГ

5

842

2,33

21,46

10,73

 

У девочек 12–13 лет различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, нельзя утверждать, что экспериментальная методика оказалась эффективнее традиционной в данных тестах.

Лишь в тесте 3×10 м различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными у девочек контрольной и экспериментальной групп. А значит, можно считать, что экспериментальная методика оказалась эффективнее традиционной для данного теста.

Выводы. В ходе исследования нами получен прирост показателей развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет средствами спортивных и подвижных игр. Однако, математико-статистическая обработка результатов выявила достоверные различия только в одном тесте из 4 (бег 3 по 10 м), что объясняется спецификой спортивных и подвижных игр, содержание которых способствует совершенствованию перемещений с изменением направлений и резкими остановками.

Несмотря на отсутствие достоверных различий по остальным показателям можно считать методику развития быстроты и выносливости эффективной, т. к. она применялась короткое время в период педагогической практики (8 недель). Считаем, что более продолжительное воздействие методики приведет к значимому приросту данных показателей. Исследование продолжается.

 

Литература:

 

1.                  Былеева, Л. В. Подвижные игры [Текст] / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. — М.:«ФиС», 2002. — С. 14–35.

2.                  Валик, Б. В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б. В. Валик. — М.: ФиС, 1974. — 244 с.

3.                  Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 310–331.

4.                  Волков, В. М. К проблеме развития двигательных способностей [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 5–6. — С. 33–41.

5.                  Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для вузов физ. культуры и факультетов воспитания вузов [Текст]/ Л. В. Волков. — Киев: Олимпийская литература, 2002. — С. 276–311.

6.                  Пивоваров, Б. Н. Игры в тренировке легкоатлетов [Текст] / Б. Н. Пивоваров. — М.: Физкультура и спорт, 1959. — 74 с.

7.                  Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

8.                  Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

9.                  Фомичева Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н. В. Фомичева [и др.] // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С. 61–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle