Библиографическое описание:

Иргашева И. А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 595-598.

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников.

Ключевые слова:младший школьный возраст, познавательная деятельность, здоровьесберегающие технологии, технологии, здоровьесбережение.

 

В стране не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию об этом в семье, в школе, и наконец, в лечебном учреждении. Информация отрывочная, случайная не носит системного характера, зачастую весьма противоречивая. Отсюда возникает проблема разработки таких здоровьесберегающих технологий, которые в образовательном процессе младших школьников могли вооружить растущего человека методологией здоровья и средствами его формирования [5].

Мы подходим к тому, что одни традиционные технологии уже не могут в полной мере максимально реализовать поставленные цели и задачи на уроке. И поэтому необходимо обращаться к современным образовательным технологиям на уроках физической культуры [4].

Таким образом, в настоящее время в образовательном процессе младших школьников должно активно использоваться возможность применения современных технологий. Актуальность использования современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества и так же отдельно ученика в частности [2].

Под здоровьесберегающими технологиями (ЗТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идут на пользу здоровья учащихся. Если же здоровьесберегающие технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи; то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии [1, с. 62].

Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

Если рассматривать использование здоровьесберегающих технологий учителем на уроке как выполнение задачи минимум, т. е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирования соответствующих навыков и это не тождественно учебному курсу «основы анатомии, физиологии и медицинских знаний» [4, с. 13]. Поэтому выделяется понятие «здоровьеформироующие образовательные технологии» (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Здоровьесберегающие технологии идут в ногу с социально-личностной ориентацией образования, которая требует, чтобы человек включался в социальные процессы, а именно в познавательную деятельность.

Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. В. Краевского и др. убедительно доказывают, что целенаправленная организация познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры способствует выработке способов физического самосовершенствования, поддержанию оптимального состояния здоровья, воспитанию творческой социально-активной личности [4].

В младшем школьном возрасте (учащиеся младших классов) дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии познавательной деятельности.

На основе результатов анализа научно-методической литературы мы узнали, что на современном этапе в практике физической культуры также как и в психолого-педагогической, проблема познавательной деятельности до сих пор является одной из самых значимых. Приоритетным направлением является выявление средств и методов, которые будут влиять на развитие познавательной деятельности и формирование здорового образа жизни.

Познавательная деятельность является одной из форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе которой формируется не только познавательный интерес, но и через познание нового к укреплению и сохранению своего здоровья решение той или иной проблемы на уроках физической культуры способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности, бережному отношению к своему здоровью.

В процессе деятельности нами была выдвинута гипотеза исследования: мы предполагаем, что познавательная деятельность на уроках физической культуры в школе может осуществляться за счёт:

-        использования таких методов и приёмов, как поисковые методы, беседа-диалог, диалог-дискуссия, метод творческих заданий [3;4;6];

-        создания проблемной ситуации в процессе обучения двигательным действиям [6;7;11];

-        активизации детей на основе применения балльно-рейтингового контроля и его электронного наглядного сопровождения [8;9].

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методика физической культуры информацией об условиях эффективного использования методических приемов развивающего обучения, способствующих развитию познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей физической культуры в процессе работы с детьми младшего школьного возраста.

В начале нашего исследования мы определили уровень развития познавательной деятельности и физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 1

Результаты развития физических качеств контрольной группы и экспериментальной группы в начале эксперимента

Тесты

Показатели развития физических качеств

Контрольная группа

Экспериментальная группа

М.

Д.

М.

Д.

Прыжок в длину с места, см

105,5

105,5

110,5

118.6

Наклон туловища из положения сидя, см

3,2

6,1

7.2

9.4

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

9

13,2

9.8

12.3

Поднимание туловища за 30 с, кол-во раз

14,5

15.4

13,4

16.3

Бег 30м. (сек)

6.3

6.5

6.1

6.7

 

Таблица 2

Средний балл результатов познавательной деятельности в начале эксперимента

№ теста

Группы

Баллы

1

Контрольная группа

2,21

Экспериментальная группа

1,46

2

Контрольная группа

1,33

Экспериментальная группа

1,65

3

Контрольная группа

1,49

Экспериментальная группа

1,41

 

Таблица 3

Результаты сформированности познавательной деятельности детей 7–8 лет контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента

Группы

Уровень познавательной активности, балл

Контрольная группа

1,67

Экспериментальная группа

1,50

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что процесс физического развития младших школьников находится на низком уровне, что свидетельствует о необходимости дальнейшего поиска приемов организации познавательной деятельности.

Результаты показали, что в контрольной группе уровень познавательной активности составляет 1,67 балла, а в экспериментальной 1,50. Это говорит о том, что у учащихся низкий уровень развития познавательной деятельности.

На основе полученных данных мы видим, что уровень познавательной деятельности учащихся контрольной и экспериментальной группы находится на низком уровне, следовательно, существуют резервы повышения познавательной деятельности путем полного включения учащихся в учебную деятельность.

Таким образом, эффективная организация познавательной деятельности на уроках физической культуры в школе может осуществляться за счет использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе младших школьников.

 

Литература:

 

1.                  Бабанский, Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст]/ Ю. К. Бабанский.- М.: Знание, 1978. — 48с.

2.                  Балабанова, Л. И. Развивающее обучение: условия эффективности / Л. И. Балабанова // Профессиональное образование.-2002. -№ 3. — с.33–34.

3.                  Иргашева, И. А. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках физической культуры [Текст] / И. А. Иргашева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2014. -№ 25. — С.62–65.

4.                  Короткова, Е. А. Педагогические технологии в учебном процессе по физического воспитанию [Текст]: Учебное пособие / Е. А. Короткова, Л. А. Архипова, Н. В. Фомичева. — Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2007. — 100с.

5.                  Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.

6.                  Короткова, Е. А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям [Текст] / Теория и практика физической культуры // Е. А. Короткова, Н. В. Фомичева. — 2005. — № 8.-с.12.-14.

7.                  Концептуальные основы развивающего обучения в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Международный научно-исследовательский журнал =Research Journal of International Studies/ Н. В. Фомичева. — 2012. — № 5–3(5). — С.57–58.

8.                  Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

9.                  Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

10.              Фомичева Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической     культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н. В. Фомичева [и др.] // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С. 61–64.

11.              Фомичева, Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. — 124 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle