Библиографическое описание:

Лавицкая Е. С. Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 600-604.

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экспериментально обосновывается новое содержание и педагогические условия подготовки бакалавров физкультурного профиля в условиях модернизированного ФГОС ВО, а также получено существенное повышение качества подготовки бакалавров физкультурного профиля.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность, профессионально-педагогические умения (ППУ), спортивные игры, волейбол, рейтинг студента.

 

Актуальность исследования. Развитие высшего профессионального образования на данном этапе характеризуется введением многоуровневой системы подготовки специалистов, предполагающей разработку новых механизмов и технологий обучения и воспитания будущих специалистов, формирование личности, владеющей диалектикой мышления, способной выявлять наиболее значимые проблемы обучения и воспитания [2; 3; 5; 6; 8]. Так, федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) и их модификация ФГОС ВО 3+ предполагают построение образовательного процесса на основе компетентностного подхода [5; 6], а как конечный результат — определенный уровень сформированности профессиональных и общекультурных компетенций педагога по физической культуре (ФК).

Поэтому изучение вопросов формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов является составной частью общей проблемы повышения качества подготовки выпускников физкультурных вузов. Высокий уровень профессионализма спортивного педагога является ведущим условием организации образовательного процессам по ФК на высоком организационном, методическом и практическом уровне [3; 4; 8–9; 11].

Профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов по физической культуре и спорту осуществляется в процессе освоения ими комплекса дисциплин и предметной подготовки на протяжении всего периода обучения в вузе. Этим дисциплинам принадлежит основная роль, потому что именно в них находят своё конкретное отражение те знания и умения, которые необходимы для их профессионально-практической деятельности. Однако, в последние десятилетия содержание данных практических дисциплин (Спортивные игры, Легкая атлетика, Плавание, Гимнастика, Лыжный спорт и т. п.) не решают главной задачи — формировать профессиональные компетенции педагога, а в основном направлены на формирование спортивных умений и определённого багажа знаний.

Курс «спортивные игры» на факультетах физической культуры и спорта для студентов не в полной мере обеспечивает необходимое качество их профессиональной подготовки. Только в процессе организованной профессиональной деятельности возможен рост профессионального мастерства как самих студентов, так и их воспитанников. В этой связи возрастает потребность разработки инновационной модели профессиональной подготовки бакалавров по данному виду деятельности.

Необходимость широкого обеспечения качественного процесса воспитания детей и подростков при недостаточном уровне профессиональной подготовки выпускников физкультурных вузов является одним из противоречий, преодоление которого позволит существенно повысить качество процесса физического воспитания в школе. Данные противоречия определили актуальность темы нашего исследования.

Проблема исследования: состоит в несоответствии качества профессиональной подготовки большинства выпускников физкультурного профиля педагогических вузов и их профессиональной компетентности современным требованиям новой школы.

Цель исследования: разработать и обосновать педагогические условия процесса формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на предметной основе спортивных игр.

Объект исследования: образовательный процесс студентов физкультурного профиля по дисциплине «спортивные игры» (раздел «волейбол»).

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм.

Задачи исследования:

1.        Изучить традиционные подходы к организации и содержанию подготовки студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм.

2.        Разработать и теоретически обосновать педагогические условия формирования профессиональной компетентности у студентов физкультурного профиля на предметной основе спортивных игр.

3.        Определить эффективность педагогических условий формирования профессиональной компетентности у студентов физкультурного профиля на предметной основе спортивных игр.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышение качества профессиональной подготовки студентов физкультурного профиля и более эффективное формирование их профессиональной компетентности произойдет при выполнении и соблюдении следующих педагогических условий:

-        будут выявлены основные критерии и уровни развития ППУ студентов физкультурного профиля;

-        будет увеличена практикоориентированность образовательного процесса путем увеличения объемов нагрузки на практические занятия, учебные практике по дисциплине «спортивные и подвижные игры»;

-        будет разработана и внедрена балльно-рейтинговая система оценки качества профессиональной подготовки студентов.

Новизна исследования: заключается в определении принципов организации процесса развития профессиональной компетентности у студентов физкультурного профиля, выявлении и научном обосновании педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего педагога, определении структуры, критериев, показателей и уровней сформированности профессиональной компетентности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы преподавателями при построении и организации образовательного процесса на факультетах физической культуры, физкультурных вузах по дисциплине «Спортивные игры».

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод наблюдения, метод педагогического эксперимента, метод тестирования, методы математико-статистической обработки данных.

Организация исследования. В период с февраля 2014 года по июнь 2015 года на базе ИГПИ им. П. П. Ершова в учебных группах студентов ФФК в количестве 18 человек проводилось исследование. В качестве контрольных групп были выбраны группы студентов, обучавшихся в 2006–2014 г.г. на факультете физической культуры Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова в количестве 123 человек

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам наших предыдущих исследований мы установили [4], что средний рейтинг за 5 лет по дисциплине «Спортивные игры» (раздел «волейбол») колеблется от 64 до 75 баллов, что в целом характеризует качество подготовки студентов как выше среднего [7; 10].

Нами выявлены существенные различия в условиях подготовки студентов специальности 050720.65 Физическая культура по дисциплине «Спортивные и подвижные игры» и по профилю подготовки бакалавров «Физкультурное образование». В первом случае содержание подготовки основано на нормативном подходе: студенты-специалисты изучают теорию и методику спортивных игр, осваивают правила, технику и тактику игр, частично осваивают методику обучения технике и тактике конкретной спортивной игры. Успеваемость студентов основывается на знании теории и правил игры, сдают практические нормативы по двигательной подготовленности студентов по данному виду спорта, проводят урок по ФК из раздела «Спортивные игры». Существенный показатель рейтинга студентов специалитета составляют теоретические знания студентов и их двигательные компетенции, что не дает возможности утверждать о высоком уровне профессиональной готовности студентов к выполнению профессиональных функций педагога по физической культуре.

В подготовке бакалавров образовательный процесс по спортивным играм меняет свое содержание: уменьшены объемы часов на теорию спортивных игр и правила игры, увеличена учебная нагрузка на практические занятия и учебные практики. Кроме освоения техники и тактики игры, студенты-бакалавры, начиная со второго семестра, в большем объеме используют различные форматы учебных практик, т. е. проводят подготовительную часть занятия, часть урока по обучению отдельного техническому приему из раздела спортивных игр, затем проводят учебную практику по подвижным играм, далее проводят полный урок со студентами в своей учебной группе, а в конце курса спортивных игр проводят урок с незнакомым контингентом обучающихся (студентов педагогического вуза нефизкультурного профиля).

Таким образом, поэтапно формируются профессиональные компетенции, связанные с овладением технологиями обучения двигательным действиям в спортивных играх с различным контингентом занимающихся. Такой подход позволит повысить профессиональную готовность студентов-бакалавров к работе с реальным контингентом в общеобразовательной школе к выходу на непрерывную педагогическую практику.

Разработанные нами педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов включали изменение подходов к преподаванию дисциплины «Спортивные и подвижные игры». Вместо традиционного содержания подготовки — обучение технике и тактике игр, правилам, было увеличено количество зачетных единиц на учебную практику и овладение методикой обучения той или иной спортивной игре.

Так, из полного объема аудиторной нагрузки 290 часов, более 140 часов уделено учебной практике по предмету. Студенты с второго семестра привлекались к проведению частей или целого урока по спортивным играм:

-        2 семестр — проведение подготовительной части урока в соответствии с темой занятия (12–15 минут), включающей ходьбу, бег, специальные беговые упражнения, О. Р. У., упражнения из вида спорта;

-        3 семестр — проведение части занятия по обучению технике отдельного технического приема по футболу (3–6 упражнений на 8–20 минут);

-        4 семестр — проведение основной части урока по обучению технике или тактике волейбола (12–16 упражнений на 20–25 минут);

-        5 семестр — проведение заключительной части урока по разделу «спортивные игры»;

-        6 семестр — проведение урока с подвижными играми;

-        7 семестр — проведение полного урока физической культуры по разделу «спортивные игры».

Таким образом, происходит процесс постепенного формирования профессиональной готовности студента к выполнению производственных функций, которые в дальнейшем совершенствуются на педагогических практиках в школе.

В связи с тем, что компетенция является интегральной характеристикой, которая сложно поддается конкретной оценке, то для оценки сформированности компетенций нами выбрана методика оценки профессионально-педагогических умений (ППУ), которые являются составными частями компетенций.

Для оценки ППУ выбрана методика А. Н. Двоеглазова, апробированная многими исследованиями в сфере подготовки педагогических кадров (А. Н. Двоеглазов [3], Г. Д. Бабушкин [1]). В качестве экспертов выступили 2 преподавателя кафедры теории и методики физической культуры филиала ТюмГУ в г. Ишиме, имеющие опыт преподавания дисциплины «спортивные игры» соответственно 15 и 6 лет, а также автор данного исследования (табл.1).

Таблица 1

Результаты экспертной оценки ППУ студентов ЭГ, балл

ППУ

Гностические умения, ±σ

Конструктивные умения, ±σ

Организаторские умения, ±σ

Коммуникативные умения, ±σ

Средний балл

3,1±0,46

3,4±0,6

3,6±0,38

3,4±0,46

 

Анализ результатов экспертной оценки позволил установить, что у бакалавров в большей степени проявлены организаторские умения, т. е. студенты способны организовать деятельность детей и саму спортивную работу с учетом включения в нее каждого ребенка. Гностические умения у студентов проявлены на низком уровне, это говорит о том, что студенты не умеют правильно оценивать состояние учащихся, не полно излагают суть изучаемого материала.

Сравнение полученных результатов уровня развития ППУ бакалавров экспериментальной группы с подобными результатами студентов факультета физической культуры специалитета 2006–2010 годов обучения и их математическая обработка позволяют судить об изменениях в качестве подготовки будущих учителей физической культуры. Данное сравнение представлено в табл.2:

Таблица 2

Сравнение показателей сформированности ППУ студентов ЭГ и КГ (±σ), баллы (по данным А. Г. Поливаева [11])

Курс

n, кол-во испытуемых

Группа

Гностические умения

Организаторские умения

Коммуникативные умения

Конструктивные умения

Среднее значение

2 курс

123

КГ

2,3±0,3

2,5±0,2

3,2±0,6

1,9±0,2

2,5±0,5

18

ЭГ

3,1±0,46

3,4±0,6

3,6±0,38

3,4±0,46

3,37±0,59

 

 

σк

0,3

0,2

0,6

0,2

0,5

 

σэ

0,46

0,6

0,38

0,46

0,59

 

mк

0,09

0,02

0,05

0,02

0,22

 

mэ

0,11

0,14

0,09

0,11

0,14

 

t

5,62

6,36

3,88

13,4

3,33

 

tгр (р=0,01)

2,62

2,62

2,62

2,62

2,62

 

p

P<0,01

P<0,01

P<0,01

P<0,01

P<0,01

 

Математико-статистическая обработка результатов экспертной оценки сформированности ППУ студентов специалитета и бакалавриата (КГ и ЭГ) позволяет утверждать о том, что качество профессиональной подготовки в ЭГ значимо опережает показатели качества в КГ. Так, по всем видам ППУ наблюдается статистически значимое различие между средними арифметическими значениями уровня сформированности умений (при P<0,01).

Особенно стоит отметит существенное различие между показателями КГ и ЭГ по организаторским и конструктивным умениям. Полученные данные свидетельствуют об эффективности предложенного подхода к организации и содержанию образовательного процесса по дисциплине «спортивные игры». Уже ко второму курсу обучения студенты показывают тот уровень сформированности умений, который характерен для студентов 4–5 курсов ФФК [11].

Следовательно, полученные результаты позволяют рекомендовать предложенный инновационный подход к организации и педагогические условия формирования ППУ на предметной основе спортивных игр к применению в процессе обучения студентов физкультурного профиля.

По результатам проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы:

1.        Современные инновации в построении образовательного процесса в вузах основаны на компетентностном подходе, целью которого является формирование профессиональных компетенций студентов. При этом на современном этапе развития высшего образования в России не до конца остаются изученными вопросы обеспечения данного подхода в реальном процессе подготовки студентов. К тому же, не в полной мере разработаны оценочные средства, позволяющие судить о качестве подготовки студентов физкультурного профиля. Большинство ученых в сфере подготовки физкультурных кадров говорят о слабом уровне профессиональной готовности студентов. В связи с этим возникает проблема поиска наиболее эффективных подходов повышения качества подготовки студентов и формирования у них профессиональных компетенций.

2.        Нами предложено инновационное содержание и построение образовательного процесса по спортивным играм на факультете физической культуре, основанное на повышении практикоориентированности образовательного процесса, изменения форматов учебных и педагогических практик, на моделировании профессиональной деятельности в условиях учебных занятий, практикумов и учебных практик. В связи с тем, что компетенция является интегральной характеристикой, то для оценки сформированности компетенций нами выбрана методика оценки профессионально-педагогических умений (ППУ), которые являются составными частями компетенций. Поэтому студентам необходимо формирование организаторских, коммуникативных, гностических умений, перцептивных и дидактических способностей, а также студент должен иметь соответствующую мотивацию и личностные качества.

3.        Проведенный эксперимент, и математико-статистическая обработка результатов показала, что студенты ЭГ значимо опережают студентов КГ по уровню сформированности ППУ, являющихся составной частью профессиональных компетенций, формируемых по дисциплине «спортивные игры»: средний показатель сформированности ППУ в ЭГ составил 3,37±0,59 балла. Данный показатель получен в группе студентов 2 курса, однако, он соответствует такому же уровню ППУ студентов выпускных курсов ФФК, обучавшихся по традиционной методике (3,6±0,6 балла) [11]. Таким образом, формирование профессиональной готовности студентов по экспериментальной методике происходит значимо быстрее и опережает студентов, обучавшихся по традиционной методике.

Следовательно, инновационный подход к организации и педагогические условия формирования профессиональных компетенций можно рекомендовать к применению в образовательном процессе при подготовке физкультурных кадров в педагогических вузах для общеобразовательных школ.

 

Литература:

 

1.                  Научно-исследовательская работа студентов [Текст]. Учебное пособие / Под ред. д.п.н., профессора Г. Д. Бабушкина. — Омск, 2005. — 372 с.

2.                  Гетманова, Т. В. Особенности влияния метода динамических усилий на развитие скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток массовых разрядов с разными типами телосложения [Текст] / Т. В. Гетманова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 637–639.

3.                  Двоеглазов А. Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов ИФК в условиях практической деятельности [Текст]: дис. …канд.пед. наук / А. Н. Двоеглазов. — Омск, 1991. — 201 с.

4.                  Лавицкая, Е. С. Теоретическое обоснование инновационного содержания профессиональной подготовки студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм [Текст] / Е. С. Лавицкая // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 91–94.

5.                  Лившиц, В. Б. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников [Текст] / В. Б. Лившиц //Справочник руководителя образовательного учреждения. -2007.-№ 12.-С.16–23.

6.                  Пасишников, А. А. Профессиональная компетентность как результат внедрения инновационной модели деятельности преподавателя физической культуры высшего учебного заведения [Текст] / А. А. Пасишников // Успехи современного естествознания. — 2008. — № 3. — С. 24–27.

7.                  Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

8.                  Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

9.                  Поливаев, А. Г. Особенности формирования профессионально-педагогических умений студентов на основе учета индивидуально-психологических особенностей личности [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 2. — С. 94–96.

10.     Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

11.     Поливаев, А. Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович, А. А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2011. — № 2. — С. 18–22.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle