Библиографическое описание:

Фисунов А. В. Автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 610-615.

Актуальность исследования определяется необходимостью разработки комплексной оценки показателей соревновательной деятельности мини-футболистов для ее анализа и последующей корректировки. В игровых видах спорта используются различные подходы к оценке показателей соревновательной деятельности, но в практике мини-футбола такая оценка отсутствует. В данной статье автор рассматривает и дает обоснование автоматизированной системе комплексной оценки соревновательной деятельности для практики мини-футбола.

Ключевые слова: оценка, соревновательная деятельность, спортивные игры, рейтинг, мини-футбол.

 

Современный этап отечественного спорта характеризуется переходом на профессиональную основу. Это предъявляет определенные требования к управлению и качеству подготовкой спортсменов, условием которого является объективная оценка уровня мастерства. Такую оценку составляют контроль за результатами соревновательной деятельностью, так как только в условиях острого противостояния с соперников проявляются как положительные, так и отрицательные показатели подготовки спортсмена [1, с. 350].

Подготовка высококвалифицированных игроков в большей мере зависит от достоверности информации, которая поступает в результате контроля за соревновательной деятельностью футболистов.

Основными критериями оценки соревновательной деятельности и уровня спортивного мастерства футболистов, используются показатели эффективности и результативности [2, с. 136].

Контроль и оценка соревновательной деятельности игроков привлекло внимание большое число специалистов. Однако каждый специалист решал только отдельные задачи, которые стоят перед ним [3, с. 44].

Актуальность состоит в том, что мини-футбол очень быстро развивается, поэтому появился общий интерес в новых технологиях и подготовки мини-футбольных команд [9].

Одним из актуальных и активно развивающихся направлений исследований в спорте является разработка автоматизированных систем оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе [4–8; 10].

Наблюдается противоречие между потребностями тренеров-практиков мини -футбола в автоматизированной системы оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе и отсутствием этих теоретически и экспериментально обоснованных технологий для практики мини-футбола.

Выявленное нами противоречие определило проблему нашего исследования: поиск эффективных систем контроля за соревновательной деятельностью (СД) мини-футболистов.

Цель исследования: Разработать автоматизированную систему оценки показателей мини-футболистов и апробировать ее в условиях соревновательной деятельности.

Объект исследования:соревновательная деятельность в мини-футболе.

Предмет исследования:контроль СД студентов-мини-футболистов с использованием автоматизированной системы оценки.

Для достижения цели исследования можно выделить следующие задачи:

1.       Изучить теоретические подходы к оценке показателей соревновательной деятельности в различных видах спорта и их автоматизированному сопровождению.

2.       Обосновать систему оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе.

3.       Разработать автоматизированное сопровождение системы оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе.

4.       Проверить эффективность автоматизированной системы учета в условиях соревновательной деятельности

Гипотеза исследования:мы предполагаем, что контроль за показателями СД в мини-футболе будет эффективным, если:

-        будут определены и изучены факторы эффективности СД в мини-футболе;

-        разработана комплексная оценка показателей СД мини-футболистов;

-        разработана и внедрена автоматизированное сопровождение системы оценки показателей соревновательной деятельности студентов-мини-футболистов.

Новизна исследования:Разработка автоматизированной системы оценки показателей СД мини-футболистов может дать новый веток в развитии мини-футбола в целом. С внедрением этой разработки можно будет вести статистические данные не только команды, а каждого игрока по отдельности, что может повысить интерес со стороны экспертов, зрителей.

В работе применялись следующие методы исследовании: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью мини-футболистов; педагогический эксперимент; математико-статистические методы обработки результатов.

Нами была разработана автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности в мини футболе. С целью разработки автоматизированной системы оценки показателей соревновательной деятельности, мы проанализировали различные программы и остановили свой выбор на программе Microsoft Office Excel, которая популярна среди пользователей и проста в использовании.

Данная система показала себя эффективным способом определения уровня мастерства команды во время соревновательной деятельности.

Для разработки автоматизированной системы оценки показателей соревновательной деятельности мы использовали следующую формулу:

КПИ=,

где КПИ — коэффициент полезности игрока; Уд — удары; УдвСТ — удары в створ ворот; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; ОТ — отборы; Пот — потери; ВрИ — время игрока на площадке.

Для проверки эффективности данной системы, мы внедрили ее в соревновательный процесс.

Рис.1. Электронный протокол расчета КПИ в мини-футболе

 

Автоматизированная система представляет собой поля с показателями технико-тактических действий игроков, куда заносятся данные во время игры. Программа имеет удобный интерфейс, которым очень легко пользоваться. С помощью нажатий «+» или «-» будет вестись подсчет ТТД игрока на площадке. Время игрока на площадке регулировалось с помощью заранее введенных макросов и включением таймера. В программе имеются кнопки «старт» и «стоп», с помощью которых запускалось и останавливалось время игроков. Если игрок с первых минут появлялся на площадке, то при нажатии кнопки «старт» запускалось время, после того как игрок садился на замену, при нажатии кнопки «стоп» время останавливалось. Каждому полю был присвоен свой «весовой» коэффициент. Коэффициент определялся путем важности того или иного ТТД в игре и как оно влияло на исход игры, а так же использовался однофакторный дисперсионный анализ показателей соревновательной деятельности.

По завершению игры, когда таймер был остановлен, программа выдавала нам конечный результат КПИ за матч, а также рейтинг игрока в команде в соответствии с показанным им результатом.

Данная система позволит получать достоверные данные о полезности игрока в игре за короткий промежуток времени.

Автоматизированная система оценки поможет в дальнейшем тренерам строить свой тренировочный процесс так, чтобы во время соревновательной деятельности игроки смогли достичь максимального уровня КПИ. Данная система поможет обратить внимание на недостатки каждого игрока в отдельности и подобрать такие средства и методы, что бы исправить эти недостатки.

Внедренная автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности, явилась эффективным средством определения вклада каждого игрока в конечный успех команды.

Нами были проанализированы результаты всех матчей, где применялась наша программа.

Из данной таблицы мы видим, сколько матчей было сыграно, так же здесь видны результаты коэффициент полезности каждого игрока в конкретно взятой игре. Так же мы можем наблюдать, какой коэффициент полезности имеет каждый игрок в среднем по окончанию чемпионата. Внизу таблицы отображены цифры полезности команды в целом. Исходя из полученных данных можно определить какой из игроков внес больше полезных действий в игру команды за матч.

Таблица 1

Результаты КПИ по окончанию чемпионата

Ф. И. О. игрока

Коэффициент полезности игрока

Номер игры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

В среднем

1

М.Д.

0,38

1,43

1,06

1,33

1,68

0,45

1,53

0,64

0

1,64

0,84

1,51

0,5

1,00

2

К.М.

0,78

1,88

1,32

1,72

1,82

1,68

1,44

1,29

2,16

2,2

0,93

1,82

0,92

1,54

3

П.А.

0,45

1,38

1,54

1,37

1,68

1,3

1,6

0,54

1,35

1,32

0,73

0

0

1,02

4

Е.Р.

0,66

1,21

1,37

0,98

1,31

0,7

0,92

1,15

1,77

1,82

0,82

1,79

1,1

1,20

5

Г.В.

0,82

0

0

0

0

0

1,18

0,91

0

0

1

0

1,08

0,38

6

Ф.А.

0,9

1,84

1,53

1,78

1,61

1,07

1,71

0,83

2,23

2,2

1,88

1,53

1,16

1,56

7

М.А.

1,13

1,1

0,86

1,07

1,18

0,5

0

0

0,95

1,34

0

0

0,96

0,70

8

Г.А.

0,4

0

0

0

0,81

0,43

1,11

0,66

0,62

1,35

0,61

1,17

0,75

0,61

9

Ч.А.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,35

0,39

0,5

0,41

10

М.И.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1,00

 

В среднем за игру

0,69

1,11

0,96

1,03

1,26

0,77

1,19

0,75

1,14

1,48

0,80

0,91

0,77

0,94

 

Таким образом, нами разработана и апробирована автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе, с учетом значимости игровых факторов в результативности соревновательной деятельности.

Использование автоматизированной системы позволило выявить проблемы технико-тактической подготовки игроков и команды в целом, и найти пути решения этих проблем. В дальнейшем использование этой системы будет улучшать игру команды, выводить ее на новый уровень.

 

Литература:

 

1.                  Булатова, М. М. Теоретико-методические основы повышения и реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности [Текст]: Дис.... д-ра пед. наук. — К., 1996. — 350 с.

2.                  Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю. В. Верхошанский. — М.: ФиС, 1985. — 136 с.

3.                  Годик, М. А. Комплексная оценка атакующих действий как метод контроля соревновательной и тренировочной деятельности в футболе [Текст]: Метод. Рекомендации М., 1984. — 44 с.

4.         Ержанов Р. А. Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом [Текст] / Р. А. Ержанов // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 71–74.

5.         Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ Microsoft Office [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.

6.         Парняков Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников [Текст] / Д. М. Парняков // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 94–98.

7.         Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

8.         Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

9.         Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3(5). — С.47–49.

10.     Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle