Библиографическое описание:

Абукаева Э. И., Рудская Е. Н. Логистический менеджмент: эволюция функциональных форматов и технологий // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 729-734.

Современный экономический словарь трактует логистику как часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. [1]

Европейский конгресс по логистике 1974г. определил логистику как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. [2, с.6]

Сама сущность логистики непосредственно связана с менеджментом, обеспечивающим управление всеми бизнес-процессами для удовлетворения потребителей и получения предприятием прибыли.

Вместе с тем, логистика и логистический менеджмент все же не тождественные понятия. Последний является инструментом формирования и поддержания логистической системы на основе оптимизации ресурсов. Оптимизация в данном случае служит фундаментальным критерием управления потоками для приведения логистической системы к конкурентоспособному состоянию с точки зрения уровня обслуживания при ограниченном уровне затрат.

Сущность логистического менеджмента определяет и особенности функционирования логистических компаний, которые совмещают деятельность провайдеров, аутсорсеров и интеграторов.

Достаточно глубокое исследование данного вопроса проведено А. В. Дементьевым. В таблице 1 представлена классификация делегирования логистических функций.

Таблица 1

Классификация логистических компаний в зависимости от совокупности выполняемых функций [2, с.11]

1 PL

2 PL

3 PL

4 PL

5 PL

Нет делегирования

Делегирование непосредственно исполнителю предоставления услуг

Делегирование посреднику, выполняющему функции координации исполнителей

Делегирование посреднику, объединяющему выполнение внутренних (фокусной компании) и внешних исполнителей логистических функций

То же, что и 4 PL, но с использованием Интернета и e-commerce

Автономная логистика — выполнение всех логистических операций самим грузовладельцем

Традиционная логистика — традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями

Логистика третьей стороны — предоставление логистических услуг, выходящих за пределы простой транспортировки товаров. В этот перечень, например, входят складирование, перегрузка, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, а также использование субподрядчиков

4 PL (Fourth Party Logistic) — интегрированная логистика — интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставок грузов. 4 PL является процессом планирования, управления и контроля всех логистических процедур (например, потоков информации, сырья, материалов, продукции и капитала), единым 4 PL-оператором с долгосрочными стратегическими целями. 4 PL — это интеграций всех компаний, вовлеченных в цепочки поставок.

Отличие услуги 5 PL от предыдущего 4 PL состоит в использовании сети Интернет как единой виртуальной платформы для решения логистических задач

 

С точки зрения логистического менеджмента именно концепция «сторон логистики» объясняет уровень решения бизнес-задач заказчика. PL (Party Logistics — «сторона логистики») определяет особенности функционирования логистических компаний.

А. В. Дементьев справедливо подчеркивает, что стороны логистики являются провайдерами услуг, LSP (logistic service provider), обеспечивая их аутсорсинг.

Указанным автором разработана соответствующая модель логистического аутсорсинга (см.таблицу 2)

Таблица 2

Характеристика моделей логистического аутсорсинга [2, с.13]

Модель логистического аутсорсинга

Логистический продукт

Условия предоставления

Взаимоотношения с клиентом

Ценность для клиента

Логистический провайдер

Отдельные услуги, схемы. Продуктовая ориентированность

Низкая ставка, наличие транспорта

Разовые договоры

Оптимизация отдельных функций

3PL — провайдер

Комплексная услуга. Клиентоориентированность

Знание процессов клиентов

Долгосрочный контракт

Комплексная оптимизация бизнес-процессов

4PL — провайдер

Логистический контракт. Стратегическое взаимодействие

Управление процессами клиента

Партнерство, совместный бизнес

Оптимизация всех бизнес-процессов благодаря интеграции цепи поставок

5PL

Логистический контракт. Совместные IT-системы

Управление процессами всех «сторон логистики» через интернет

Партнерство, совместный бизнес

Значительное сокращение затрат на логистическое обслуживание благодаря использованию Интернета

 

Взаимопроникновение функций порождает формирование логистических интеграторов, LSI (logistic service integrator), которых традиционно сегментируют по следующим критериям [2, с.21]:

-          по происхождению — чем компания занималась до вхождения на рынок логистических услуг;

-          по отношению к ресурсам и возможностям их привлекать — по наличию материальных и нематериальных активов для выполнения логистических заказов;

-          в зависимости от вида и полноты оказываемого набора услуг;

-          по системе взаимоотношений с клиентами — от простых провайдеров отдельных логистических функций на транзакционных основе до долгосрочных обязательств по управлению множеством логистических функций и процессами цепи поставок.

С точки зрения логистического менеджмента формирование интеграционных логистических платформ представлено 4 PL и 5 PL компаниями. Как отмечает А. В. Дементьев, 4PL-провайдер сосредоточен на цепочку поставок своих клиентов, все организационные решения направлены на организацию управления множеством поставщиков услуг и подчиняются бизнес-правилам, закрепленным в договорах, для всех поставщиков услуг имеется единый набор ключевых показателей. [2, с.28]

Компания 5 PL базируется исключительно на сетевых информационных технологиях: «планирует, организует и осуществляет логистические решения от имени одной из договаривающихся сторон (главным образом, в области информационных систем) за счет использования соответствующих технологий». [3, с.12]

Теоретические исследования развития функционала логистического менеджмента подтверждаются двумя взаимосвязанными факторами:

-          положительной и набирающей обороты динамикой рынка интернет-торговли;

-          возникновением на рынке логистических услуг такого явления как фулфилмент.

Воспользуемся аналитическими данными компании J’son & Partners Consulting, которая напоминает, что фулфилмент представляет собой комплекс решений по дистрибуции товаров для организаций, занимающихся торговлей через интернет. Фулфилмент включает: хранение товаров; прием заказов; обработку заказов; комплектацию и упаковку товаров; организацию доставки; сбор средств от получателей заказов; обработку возвратов. [4]

По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, рынок интернет-торговли России по итогам 2014 года составил 683 млрд. рублей (см.рис.1). В 2014–2018 годах среднегодовой темп роста инвестиций (CAGR) ожидается на уровне 8,9 % в год. [4]

http://json.tv/public/images/general/2015/04/29/20150429141138-2378.png

Рис. 1. Объем рынка интернет-торговли, млрд. руб.

 

Эксперты J’son & Partners Consulting прогнозируют снижение объемов рынка в 2015 году на 5 % в связи со сложной макроэкономической ситуацией. Затем ожидается небольшое восстановление к 2016 году и рост рынка более чем на 20 % к 2017 году. [4]

Мировой рынок фулфилмента в 2014 году составил 4,61 млрд. долларов. Ожидается, что в течение следующих 5 лет средний темп роста в год составит 9,8 % и к 2019 году рынок достигнет 5,55 млрд. долларов (см.рис.2).

http://json.tv/public/images/general/2015/04/29/20150429141223-1922.png

Рис. 2. Динамика мирового рынка фулфилмента, млрд.долл.

 

Согласно публичным данным, крупнейшим в мире фулфилмент-оператором является Amazon. На начало 2012 года на территории США услуги фулфилмента оказывали 1686 компаний. В данной отрасли занято более 60 тыс. человек. В США лишь 26 % рынка интернет-торговли обслуживается собственными мощностями, что говорит о развитости фулфилмента в стране. [4]

J’son & Partners Consulting оценивают российский рынок фулфилмента в 7,8 млрд.руб., определяя в качетве основного драйвера развитие дистанционной, в том числе интернет-торговли. К 2018г. в России объем рынка фулфилмента прогнозируется в сумме 13,3 млрд.руб.(см.рис.3)

http://json.tv/public/images/general/2015/04/30/20150430103000-6607.png

Рис. 3. Динамика российского рынка фулфилмента, млрд.руб.

 

Аналитики ожидают пятипроцентного падения рынка виртуальной торговли в 2015г. Однако, рынок фулфилмента будет расти в связи со стремлением компаний оптимизировать затраты и отдавать на аутсорсинг складские процессы. [4]

В исследовании J’son & Partners Consulting подчеркивается, что несмотря на раннюю стадию развития рынка, он является достаточно сегментированным, и его объемы в количественном выражении не превышают 80–100 млн. отправлений физическим лицам.

Согласно имеющимся данным, на российском рынке насчитывается около 60 компаний, предлагающих услуги аутсорсингового фулфилмента, однако 10 крупнейших из них проводят основную часть всех операций. По оценке отраслевых экспертов, в настоящее время с помощью фулфилмент-операторов доставляется 10–15 % товаров, в то время как в развитых странах эта цифра превышает 50 %. [4]

Склады 14 крупнейших игроков рынка расположены преимущественно в Москве и Московской области.(см.рис.4)

http://json.tv/public/images/general/2015/04/29/20150429141615-4247.png

Рис. 4. Топ-5 российских фулфилмент-операторов по складской недвижимости

 

Среди основных преимуществ аутсорсингового фулфилмента участники рынка выделяют: оптимизацию затрат; снижение капитальных затрат, вложений в ИТ, склад, сокращение издержек на персонал; возможность отслеживания ключевых показателей; диверсификацию рисков; повышение качества и скорости формирования готовых отправлений; предоставление клиентам выбора вида доставки и оплаты товара. [4]

К важнейшим недостаткам фулфилмента игроки рынка относят: зависимость от фулфилмент-оператора; информационные риски; наличие дополнительного звена в цепи поставки, которое тормозит обработку рекламаций. [4]

Таким образом, практика бизнеса подтверждает постепенную миграцию логистических провайдеров на полноформатную платформу предоставления и управления логистическими услугами и процессами.

В завершении статьи нельзя не остановиться и на эволюции технологий, сопровождающих развитие форматов логистики и логистического менеджмента. Тренду фулфимента отвечают, например, автоматизированные конвейерные системы, которые широко применяются на крупных складах и распределительных центрах, осуществляющих подготовку и распределение большого количества заказов для большого количества клиентов.

Автоматизированные конвейерные системы осуществляют перемещение контейнеров или коробов с товарами внутри помещения склада или распределительного центра под управлением специализированных информационных систем, обычно связанных с информационными системами управления складом (WMS — warehouse management system).

Конвейерные системы выполняют транспортные функции при приемке и размещении на хранение товаров в контейнерах или коробах, доставки товаров для пополнения зон отборки, перемещения коробов или контейнеров с отобранными заказами в зоны отгрузки и сортировки по маршрутам, а также многие другие функции (например, контроль качества комплектации заказов по весу с помощью автоматических весовых станций). [5]

В качестве перспективных инструментов формирования заказов можно отметить:

-                   метод радиочастотной идентификации для управления отборкой (RFID технологии). Радиометки (тэги) заменяют штриховой код, с возможностью нести гораздо больше информации о товаре, перезаписать уже имеющуюся информацию (например — по мере прохождения товара по цепочке поставок от поставщика к конечному покупателю).

Оператору не нужно искать изображение штрихового кода на товаре, достаточно просто поднести терминал сбора данных со считывателем к товару. [5]

Также существуют возможности множественного мгновенного считывания радиометок смешанного короба или контейнера с товарами или проконтролировать полноту комплектации, не открывая его.

-                   управление отборкой по голосовым командам (Voice picking). В основе системы лежит возможность с помощью современных технических решений осуществлять распознавание речи и генерировать голосовые команды для управления складскими процессами. Система управления отборкой по голосу получает задания и сообщает об их выполнении информационной системе управления складом (WMS). [5]

При осуществлении отборки товаров по заказам система в режиме голосового диалога сообщает оператору адрес места отборки. По прибытии к указанному месту отборки оператор проговаривает контрольную цифру для проверки, чтобы подтвердить, что он пришел по указанному адресу, система сообщает количество товаров, которые необходимо отобрать.

Оператор может запросить систему сообщить наименование товара или попросить помощь в отборке, просчитывая каждую отбираемую единицу товара. Также система может запросить оператора проконтролировать остаток товаров на месте отборки, посчитав и сообщив количества системе. [5]

В систему управления отборкой по голосовым командам, как правило, закладываются возможности конструирования и модификации «диалогов» общения системы с оператором, что дает широкие возможности для оптимизации процессов. Такая система дает свободу передвижения, отсутствует необходимость использования дополнительных устройств, в результате производительность может возрастать до 20 % по сравнению с традиционными технологиями. [5]

Таким образом, инструменты логистического менеджмента всегда связаны с достижением трех важнейших целей: повышение производительности труда, сокращение времени отборки заказов (полный цикл обработки) и увеличение точности отборки (качество подготовки заказа).

Выводы. Тенденции развития управления логистическими системами отражают общий инфраструктурный тренд, связанный с распространением сетевых полнофункциональных форматов бизнеса. Информационные технологии и виртуальная среда позволяют не только обеспечить функционирование систем, но и сформировать интегрированные сервисные логистические платформы для оптимального управления ресурсами и товаропотоками.

 

Литература:

 

1.         Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.

2.         Дементьев А. В. Контрактная логистика: монография. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2013. –146с.

3.         http://umanitoba.ca/faculties/management/ti/media/docs/scIntermediariesfinalwithcover(1).pdf — с. 12

4.         http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-fulfilmenta-v-rossiyskoy-federatsii-20150429022132

5.         http://www.c-wms.ru/?page=10122009

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle