Библиографическое описание:

Гричухина Ю. И., Рудская Е. Н. Агрофранчайзинг как инструмент развития сырьевой и производственной базы сельского хозяйства // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 797-803.

В условиях развития различных форматов предпринимательства актуальной остается проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, особое место отводится активному поиску новых моделей бизнеса.

Создание сети филиалов или представительств требует длительного периода времени и значительных инвестиций. Очевидно, что необходим иной способ организации бизнеса, который позволит российским предпринимателям использовать известные торговые марки с наименьшими инвестициями. Таким способом ведения бизнеса является франчайзинг.

В Гражданском кодексе РФ нет определения франчайзинга, но дано понятие коммерческой концессии. Согласно статьи 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [1].

Франчайзинг представляет собой форму продолжительного делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи) [2].

Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

Схема взаимодействия франчайзера и франчайзи представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Схема взаимоотношений франчайзи и франчайзера

Источник: http://www.pikmoney.ru

 

Л. П. Дашков и В. К. Памбухчиянц, дают основные определения элементов франчайзинга [3]:

1.         Франшиза — право на использование торговой марки, товарного знака и фирменного наименования и связанных с ними технологий и ноу-хау.

2.         Франчайзер (франшизодатель) — компания, обладающая известной (на региональном, национальном и/или международном уровне) и хорошо зарекомендовавшей торговой маркой и развивающая свою сеть путем передачи прав на использование своей торговой марки независимым компаниям.

3.         Франчайзи (франчайзиат, франшизополучатель) — независимая компания или частный предприниматель, приобретающий у франчайзера на определенных условиях право на использование его торговой марки и связанных с ней технологий на определенный срок на определенной территории. Разновидность франчайзи — мастер-франчайзи, имеющий право заниматься суб-франчайзингом, то есть продавать право на использование торговой марки франчайзера другим компаниям, расположенным на предоставленной ему территории.

4.         Первоначальный взнос — сумма, выплачиваемая франчайзи франчайзеру при приобретении франшизы.

5.         Роялти — регулярные денежные отчисления, производимые франчайзи франчайзеру за участие в его сети. Представляют собой либо фиксированную сумму, либо процент от оборота франчайзи.

Таким образом, франчайзинг (коммерческая концессия), представляет собой вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. При этом франчайзер предоставляет франчайзи возмездное право действовать от его имени, используя товарные знаки и бренды франчайзера [4].

Нередко франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки: материалы и расходные средства. Такие скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, что обходится намного дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера.

Основные параметры классификации франчайзинга представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2 Классификация франчайзинга

 

Рассмотрим кратко виды франчайзинга по направлениям деятельности. Производственный франчайзинг позволяет наиболее эффективно организовать производство определенного вида продукта, а также размещать производство на экономически выгодных территориях. Франчайзером может выступать как производитель сырья, так и производитель готовой продукции, а также обладатель прав на патент и ноу-хау, не занимающийся непосредственно производством.

Примеров удачного производственного франчайзинга в России пока не так уж много. Так, ООО «Мастерфайбр», специализирующийся на производстве резиновых покрытий для спорта и отдыха и передающий право на производство независимым юридическим лицам, занимает активные позиции на рынке производственного франчайзинга.

Товарный франчайзинг касается непосредственно продажи товаров. Это может быть продажа товаров производителя и маркированных его товарным знаком или продажа товаров организацией, не занимающейся непосредственно производством, но имеющей долгосрочные деловые связи с различными поставщиками, обладающей возможностью формировать ассортимент и управлять им. В данном случае франчайзер будет приобретать товары у различных поставщиков и продавать их франчайзи. Ключевое значение будет иметь марка крупного продавца (франчайзера), фирменность и единообразие сети, позволяющие идентифицировать этого продавца. Наиболее приближенные к данной схеме работы на российском рынке компании: «Пальмира», «Эконика-обувь» и некоторые другие.

Сервисный франчайзинг связан с услугами. Основным является предоставление франчайзи права заниматься определенным видом деятельности с использованием торговой марки франчайзера и согласно его технологии. В зависимости от направления деятельности количество передаваемых прав, стандарты деятельности и требования к франчайзи серьезно отличаются. При этом, неотъемлемой частью сервисного франчайзинга выступают: марка, фирменность и единообразие сети. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в общественном питании, косметологии и парикмахерских услугах, бытовых услугах, туристическом бизнесе и в области недвижимости. Примером таких франшиз являются: «Баскин Роббинс», «Кодак», «Сабвей», «Ростикс» [5].

Вторая классификация выделяет два основных вида франчайзинга: франчайзинг распределения, который содержит продажу товаров, произведенных или продаваемых франчайзером под его торговой маркой и с определенными условиями и франчайзинг бизнес-формата, который предполагает наличие у франчайзера, наряду с торговой маркой, индивидуальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами системы, право на использование, которой и предоставляется франчайзи [5].

В настоящее время франчайзинг является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся форматов бизнеса в России и во всем мире (см. рисунок 3).

Рис. 3. Количество франчайзинговых концепций и франчайзинговых точек в мире

Источник: http://franshiza.ru/article/read/sem_faktorov_rosta/

 

В последние годы рост числа франчайзинговых компаний в России составил около 98 %, что делает российский рынок лидером в данной области относительно других стран мира. Количество франчайзеров в России наглядно представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика роста количества франчайзеров в России

Источник: http://franshiza.ru/article/read/sem_faktorov_rosta/

 

Текущий экономический кризис показал, что франчайзинг является ключом к установлению эффективного партнерства и защиты капитала в условиях инфляции и нестабильной экономики. Компании, развивающиеся по системе франчайзинга, оказались более жизнеспособными. Согласно данным Международной Ассоциации Франчайзинга во время кризиса на грани банкротства оказались только 6 % предприятий, развивающихся по франчайзингу. В то время как более 30 % компаний малого и среднего бизнеса, работавших самостоятельно, в итоге разорились. [6]

Наиболее значимыми критериями при выборе франшизы являются:

-        срок ее окупаемости — 75 %;

-        вероятность успеха бизнеса — 70 %;

-        размер первоначальных инвестиций — 61 %;

-        близость тематики бизнеса к личным интересам — 52 %. [7]

Более половины российских франшиз связаны именно с торговлей. Достаточно широко представлена сфера услуг, розничная торговля, производство, а так же сфера продуктов питания и ресторанного бизнеса. Структура российского франчайзинга представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Структура российского франчайзинга

Источник: http://franshiza.ru/article/read/sem_faktorov_rosta/

 

При этом доля иностранных франшиз занимает около половины российского рынка. Можно назвать такие известные бренды как KFC, Subway, Baskin Robbins, Burger King, Синнабон, Pizza Hut; из ритейла это Terranova, TOM TAILOR GmbH, CALLIOPE, Tommy Hilfiger, Mango и другие.

По темпам развития рынок франшиз общественного питания в России заметно отстает от мирового, хотя является достаточно перспективным.

Конкуренция в этом направлении пока ещё только набирает обороты. Это значит, что для вхождения на рынок не потребуется значительных капиталовложений и начать бизнес с нуля вполне возможно.

По мнению экспертов в ближайшие пять лет и, особенно, в условиях санкций, будут востребованы следующие бизнес-идеи:

-        производство экологически чистых продуктов, товаров и услуг;

-        бизнес, связанный с домашними питомцами или мини фермы;

-        уличный фастфуд. [8]

В современных условиях вопросы безопасности и экологической чистоты продуктов питания приобретают все большую важность для российских потребителей.

С уверенностью можно сказать, что экопродукция является ведущим мировым трендом с самыми высокими темпами роста. Объём рынка биопродуктов на сегодняшний момент составляет 150 млн. долларов в России против 70 млрд. в мире. При этом ежегодно этот оборот увеличивается на 30–40 % в год, в том числе и в нашей стране. [8]

Существенно меняется отношение людей к собственному здоровью. В СМИ очень много информации о вреде пищевых добавок, консервантов, ГМО, на основании этого люди делают выводы, начинают искать альтернативу.

В России созданы все предпосылки для эффективного развития органического сельского хозяйства: по стране по-прежнему рассеяны малые и средние сельхозпредприятия, фермы и крупные подсобные хозяйства, предлагающие экологически чистую продукцию по доступным ценам.

Вслед за производством экопродукции меняется и качество уличного фастфуда, все больше сетей обращают внимание на здоровую пищу. В связи с увеличением спроса на экопродукты становится необходимым качественно иной уровень взаимодействия с сельскохозяйственными производителями. Одним из направлений такого сотрудничества является агрофранчайзинг.

По своему содержанию он близок к традиционному франчайзингу и в деловом пакете, предлагаемом во временное пользование потенциальному франчайзи, содержатся права на марку, операционную систему, гарантии обучения, поддержка при открытии. При кажущейся простоте, проектирование агрофраншиз требует подготовленности правообладателей, самостоятельных исследований рынка, месторасположения потенциальных франчайзи и их количества, изучение инфраструктуры, сотрудничества и дополнительной работы с сельскими жителями по формированию предпринимательских навыков. Правообладатель будет также нести ответственность за качество и безопасность продукта, в связи, с чем должны быть разработаны требования к экологии, чистоте, гигиене, используемым кормам, препаратам и добавкам и другим факторам, влияющим на характеристику продукта [9].

Привлекательность франшизы для сельских жителей во многом определяется сроками между вложением денежных средств и первым урожаем или другим продуктом, готовым для выкупа. Срок этот больший, чем в любом другом секторе экономики, поэтому особую актуальность здесь имеет система стимулов для предпринимателя.

Фактически агрофраншиза представляет собой бизнес-план по производству определенного вида сельхозпродукции (наиболее востребованной на данный момент рынком), с установленными сроками окупаемости и высокой доходностью [10]. Важную роль здесь играет именно посредническая функция Минсельхоза в цепочке — производитель — товар — торговые сети — потребитель — доверие ритейлеров к государственной структуре выше, чем к мелким поставщикам.

Агрофраншиза имеет все предпосылки для того, чтобы стать альтернативой потребительской сельхозкооперации. Прежняя система сбыта продукции мелкими хозяйствами на селе не оправдала надежд, которые на нее возлагались. Новый подход к сбыту продукции открывает перед малым производителем широкие горизонты. Кроме того, решается проблема занятости сельского населения. И еще одним немаловажным аспектом является то, что на прилавках магазинов появится уникальная продукция, причем в свежем, а не замороженном виде. [11]

Представителем удачного развития рынка агрофранчайзинга можно считать Пермский край. За 2014 год агрофраншизы в данном регионе купили около 50 фермеров. Спрос подкрепляется предоставлением бюджета края значительной субсидии, которая покрывает половину затрат на организацию бизнеса. Покупка аграрной франшизы у базового хозяйства варьируется от 70–500 тыс. руб., в зависимости от вида деятельности потенциального франчайзи.

Во франчайзинговый пакет входят технология работ, поголовье, оборудование, посадочный материал, обучение, а также налаживание сбыта готовой продукции. Таким образом, аграрная франшиза представляет собой по сути готовый бизнес в сфере сельского хозяйства. Предприниматель, который будет работать в этом направлении, сможет сдавать готовую продукцию базовому хозяйству, или наладить собственный сбыт [11].

На данный момент в Пермском крае разработано 16 франшиз по пчеловодству, кролиководству, перепеловодству, страусоводству, откорму индеек и цыплят-бройлеров, разведению форели, выращиванию томатов, выгонке тюльпанов в зимнее время [11].

Эффективное развитие агрофранчайзинга в Пермском крае дает свои положительные результаты. Увеличивается количество малых предприятий, за счет чего с каждым годом заметно растет оборот продукции производимой данными предприятиями, что наглядно представлено в таблице 1.

Таблица 1

Оборот продукции, производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предприятиями в период с 2011–2014 гг., тыс. рублей [12]

 

2011

2012

2013

2014

Пермский край

661 943 299

700 911 647

754 533 965

783 099 008

 

Тем самым в крае решается вопрос продовольственной безопасности и обеспечения населения экологически чистыми продуктами.

Развивая аграрный франчайзинг, власти края решают сразу несколько проблем — с одной стороны сельское хозяйство выходит на другой качественный уровень, а с другой — население, даже не имея стартового капитала, получает реально работающий бизнес со стабильным доходом и готовым рынком сбыта.

Существуют определенные трудности и риски в применении агрофраншиз в России, которые связаны со следующими факторами [13]:

1.                  законодательно не определен термин франчайзинг, в связи с чем на рынке появляются франшизы «без интеллектуальной собственности», что искажает сущность данной эконмической категории;

2.                  необходимость регистрации договоров, содержащих в себе передачу права на объекты интеллектуальной собственности, снижает заинтересованность в приобретении агрофраншиз, так как требуются дополнительные затраты времени и ресурсов;

3.                  недостаточная информированность о франчайзинге, как концепции бизнеса порождает риски предпринимательской недобросовестности в части подмены форматов развития;

4.                  инновационный путь развития предпринимательства на селе не найдет своего развития, если у сельхозпроизводителей уровень собственных инвестиций для развития предпринимательства не будет компенсирован различными источниками микрофинансирования, в том числе за счет средств правообладателей агрофраншизы [13].

Одним из направлений может быть сочетание агрофранчайзинга и микрофинансирования, например предоставление грантов на «покупку» франшизы.

В настоящее время для агросектора, интеллектуальная составляющая франчайзинга недостаточно воспринимаема и товар производится самим франчайзи. Гранты должны предоставляться на становление бизнеса в части покрытия эксплуатационных расходов. Франшиза в этом случае будет лишь дополнительной гарантией эффективного освоения гранта. При этом успешность франшизного проекта должна быть оценена по ряду квалификационных признаков самого правообладателя, таких как, например, срок присутствия на рынке, количество точек сети, количество отказов, потенциал роста, простота копирования готовой модели и другие. [13]

Возможны и другие стимулы, например предоставление ссуды под будущий урожай из различных фондов и фондов правообладателя, с учетом окупаемости, лизинг и другие. Можно принять во внимание тройственные союзы, например некоммерческой организации, франчайзера и франчайзи или использование схем субсидирования через некоммерческие организации под определенную группу проектов. Так же возможно создание долевых «деревенских» банков, что имеет место в международной практике [13].

Таким образом, агрофранчайзинг выступает реальным инструментом формирования одновременно сырьевой и производственной базы сельскохозяйственной отрасли на качественно ином уровне. Опыт Пермского края показывает, что агрофранчайзинг является достаточно успешным способом ведения бизнеса и требует целенаправленной поддержки со стороны государства для эффективного развития по всей стране. Агрофранчайзинг обладает мультипликативным эффектом, обеспечивая функционирование множества промышленных, торговых и сервисных предприятий, а также определяет ценности здорового образа жизни. Развитие агрофранчайзинга должно стать приоритетным общенациональным проектом.

 

Литература:

 

1.                  Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14 — ФЗ — Часть 2, глава 54 Коммерческая концессия

2.                  http://www.grandars.ru

3.                  Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. — М.: Маркетинг, 2006. — 700с.

4.                  https://ru.wikipedia.org

5.                  Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. -215 с.

6.                  Исмагилова А. А., Кулешова В. П. Франчайзинг в России // Экономика и социум. — 2014. — № 4 (13)

7.                  http://new-retail.ru/

8.                  http://newidey.ru/biznes-idei/5-svobodnyx-biznes-idej/#respond

9.                  http://www.franchisetop.ru

10.              http://franshiza.ru

11.              http://sdelanounas.ru

12.              http://www.gks.ru

13.              Рыкова И. В. Перспективы агрофранчайзинга в России // http://moloko.hectes.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle