Библиографическое описание:

Маркова Н. А. Из опыта реализации принципов лингводидактического тестирования в техническом вузе (часть 2) // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1425-1427.

Ключевые слова: SWOT-анализ, результаты обучения, эффективная стратегия педагогических измерений.

 

Вопросы совершенствования организационной структуры контролирующих мероприятий в форме тестирования на кафедре иностранных языков института Кибернетики Томского политехнического университета (ИЯ ИК ТПУ) поставили перед нами следующие задачи:

-           провести подробный анализ нормативных и методических документов кафедры по дисциплине «Иностранный язык» и ее основных показателей педагогических измерений;

-           провести SWOT-анализ системы контроля учебных достижений студентов ИК, выбрать наиболее рациональный план и порядок, оценить его затраты и эффективность;

-           рассчитать организационно-информационное обеспечение реализации предложенных мероприятий по совершенствованию.

Ниже представлен подготовленный нами SWOT-анализ.

SWOT-анализ системы оценивания результатов обучения (контроля учебных достижений) студентов ИК по дисциплине «Иностранный язык»

Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Заинтересованность в объективных результатах

Готовность руководства к изменениям

Наличие собственных рабочих ресурсов

Готовность и желание работать

Наличие в вузе ресурсов (материально-техническая база) и структур, имеющих опыт проведения педагогических измерений

Слабая заинтересованность руководства

Некомпетентность руководства

Зависимость от недостаточной методической базы

Отсутствие специалистов-тестологов

Низкое качество организации тестовых материалов

Отсутствие взаимопонимания с другими преподавателями (неприятие тестовой системы контроля)

Неподготовленность студентов к измерениям

Низкая мотивация студентов

Недостаток ресурсов (трудовых, технических, времени)

Отсутствие внешней независимой экспертизы тестовых материалов

Внешняя среда

Возможности (O)

Угрозы (T)

Автоматизация процесса контроля (внедрение информационных технологий)

Повышение надежности системы контроля

Создание системы тестовых заданий согласно образовательным потребностям кафедры

Разработка тестовых заданий, дифференцированных по степени сложности

Снижение объективности оценивания тестовых заданий

Математико-статистическая обработка результатов педагогических измерений

В объективных результатах педагогических измерений заинтересованы преподаватели

Передача функций контроля (проведение мониторинга) другим структурам вуза

Изменения в нормативных документах (положениях кафедры, приказах вуза)- изменения учебного плана, линейного графика

Полное отсутствие инициативности, активности, самостоятельности и ответственности участников процесса педагогических измерений

Срыв сроков создания, разработки тестовых заданий

Нарушение регламента проведения тестовых мероприятий

Несовершенная система защиты данных тестовых процедур (общий доступ к локальной и глобальной сети)

 

 

Итак, анализ внутренней среды образовательного процесса, сопоставление характеристик контролирующих измерений кафедры с характеристиками других структур вуза, а также рассмотрение внешних условий, предоставляющих определенные возможности и несущих отрицательные факторы, позволили провести SWOT-анализ. Таким образом, можно говорить об успешном первоначальном этапе разработки плана совершенствования педагогических измерений.

Выполнение процедуры анализа проблемной ситуации предполагает этап формирования решений, который заключается в формулировании целей педагогических измерений на планируемый период и определении средств их достижения.

Благодаря результатам SWOT-анализа, представленного выше, стало возможным сформировать каталог проблем, наиболее важных и кардинальных для организации эффективной системы контроля, проводимого на кафедре ИЯ ИК. На наш взгляд, наиболее значимая проблема, существующая на данный момент и оказывающая негативное влияние на эффективную организацию системы оценивания результатов обучения, заключается в низком качестве непосредственно организации самих тестовых материалов.

Для создания на кафедре эффективной системы проведения контроля учебных достижений необходимы квалифицированные преподаватели-разработчики, специалисты-тестологи. Разработка и планомерная реализация программ (системы курсов) повышения квалификации преподавателей кафедры, а именно проведение обучающих семинаров для преподавателей, создание рабочих групп (организаторов, разработчиков, экспертов, специалистов по статистической обработке данных). Помимо внутренней сферы огромное воздействие на качество организации контролирующих мероприятий оказывают внешние факторы. В качестве ключевых вопросов, оказывающих, на наш взгляд, влияние на выстраивание стратегии развития и совершенствования процесса контроля учебных достижений на кафедре ИЯ, можно выделить:

-          слабое обеспечение информационной безопасности (надежность защиты тестовых данных);

-          отсутствие внешней экспертизы тестовых материалов;

-          отсутствие инициативности и активности самих преподавателей.

В настоящее время, исходя из наших ресурсных возможностей, разработанные для итогового и текущего контролей тестовые задания предъявляются в виде тетрадного тестирования, которое проводится одновременно для всех групп студентов [1]. Важным внешним фактором, оказывающим влияние на качество педагогических измерений, на наш взгляд, становится автоматизация процесса контроля. При планировании и реализации программы внедрения информационных технологий, используя свои сильные стороны преподавателям кафедры необходимо воспользоваться этой открывающейся возможностью: уже сейчас возможно привлечь студентов института Кибернетики, например кафедры АСУ, для создания автоматизированной системы проверки тестовых заданий, а в дальнейшем и для проведения итогового контроля. Приоритетной целью должна стать быстрота выполнения проверки тестовых заданий преподавателем.

С другой стороны, максимально эффективное использование имеющихся в нашем распоряжении технических ресурсов создадут быстро возрастающую зависимость жизнедеятельности кафедры от информационно-коммуникационного комплекса и от функционирования обеспечивающих его программно-технических средств и обслуживающего их персонала, которого всегда не достаточно [2]. Представляется, что за счет сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы. Разработка локальных положений и актов кафедры, регламентирующих полномочия и ответственность сторон приведет к формированию положительного отношения к системе контроля достижений в целом, так и в частности к усилению роли тестовых заданий в этой системе. Активизация деятельности кафедры в этом направлении определит положительную динамику показателей успешности обучения студентов. Ведь помимо формирования компетенций ФГОС, которые представлены в первой части статьи, за успешность образовательных достижений мы принимаем конечный или прямой результат обучения в вузе, как совокупность знаний, умений и опыта практического применения, которыми должен владеть обучающийся, завершивший изучение какой-либо дисциплины [1]. Оценка результативности (степень и качество) познавательной деятельности студентов становится приоритетной и играет важную роль в развитии иноязычной профессиональной компетенции.

В целом, изменение подходов к существующей системе оценивания результатов обучения студентов повлечет результативное использование тестовых заданий, например в итоговом контроле.

Для комплексного подхода к анализу достижения поставленной цели необходимо учитывать как критерии, дающие возможность измерить результаты того или иного решения, так и ограничения, отражающие влияние внешних и внутренних факторов [3]. Таким образом, целесообразно отметить, что важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии педагогических измерений, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития и совершенствования системы контроля и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

Совокупность регламентирующих учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств оценивания результатов обучения по дисциплине «Иностранный язык», определяет задачу разработки плана мероприятий с применением тестовых технологий.

Разработка списка стратегических мероприятий — это этап педагогических измерений, следующий за этапом SWOT-анализа. Необходимо ранжировать включенные в предварительный список мероприятия с точки зрения важности и возможности практической реализации. Важно исключить или объединить конкурирующие (несовместимые) стратегии, окончательно сформулировать цели и определить задачи стратегических мероприятий. Конкретно определенные во времени цели позволят достичь поэтапного их достижения, сохранив тем самым устойчивый вектор развития и совершенствования системы оценивания результатов обучения на кафедре ИЯ ИК. Четкая комплексная программа действий по достижению желаемых результатов позволит систематично подойти к вопросу анализа и выбора стратегии, даст возможность увидеть полную совокупность возможных альтернатив достижения желаемых показателей [4].

 

Литература:

 

1.         Маркова, Н. А. К вопросу о создании объективной системы оценки качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 9 — c.1123

2.         Маркова Н. А. К проблеме перспектив использования информационных технологий в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — c. 1223.

3.         Амирова, М. Ф. Использование SWOT — анализа при принятии управленческого решения на примере ОАО АНК «Башнефть» // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — март 2014. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/519/597

4.         Руководство по планированию, мониторингу и оценке результатов развития. — 2009. — с.22. URL: http://web.undp.org/evaluation/handbook/Russian/pme-handbook-Russian.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle