Библиографическое описание:

Маркова Н. А. Из опыта реализации принципов лингводидактического тестирования в техническом вузе (часть 1) // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1422-1425.

Ключевые слова: тестирование, оценивание результатов обучения, иностранный язык, SWOT-анализ.

 

Автор статьи неоднократно освещал вопросы объективности оценивания результатов обучения студентов иноязычной речи в техническом вузе [1, 2]. Его взгляды основаны и подтверждаются работами многих других авторов, рассматривающих вопросы тестологии. Бесспорно, при создании и оценивании тестовых заданий недопустим субъективизм и поверхностный подход [3]. На наш взгляд, решение вопросов совершенствования учебного процесса подразумевает, что преподаватели должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки, проведения тестовых работ и их проверки, а значит, они должны овладеть механизмами обеспечения качества разработки тестовых заданий, системой их оценки, понять ее цели и процедуру [1].

Так, в Томском политехническом университете (ТПУ) кафедра инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций более 10 лет успешно проводит обучение по образовательной программе «Тестолог — специалист в области педагогических измерений». В центре дополнительного профессионального образования преподаватели имеют возможность пройти обучение современным методам оценки результатов обучения, а также теоретическим основам тестирования, которые помогут освоить навыки разработки тестовых заданий и тестов.

В настоящей статье представлен опыт педагогических наблюдений в течение трех и более лет, который позволил автору убедиться в том, что теоретические основы, полученные в результате прохождения обучения по вышеуказанной образовательной программе, безусловно, должны иметь приоритетное значение для обеспечения качественной работы кафедры иностранных языков института Кибернетики (ИЯ ИК) ТПУ в области педагогических измерений в целом и оценивания результатов обучения в частности.

Согласно нормативным документам результаты обучения декомпозируются на составляющие (знания, умения, опыт практического применения) и формируются с учетом всех компетенций ФГОС (социально-личностных, общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и др.) [4]. Получение объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами, несомненно, обеспечивается независимой системой оценки качества учебных достижений и предполагает использование аттестационных педагогических измерительных материалов.

На кафедре ИЯ ИК такая система присутствует, но она несовершенна и требует своей доработки: актуальны вопросы точности и объективности оценивания результатов обучения студентов, соответствия заданий в тестовой форме критериям стандартизации тестов. Отсутствие методических документов (инструкций, кодификатора), регламентирующих процедуру проведения тестовых мероприятий, приводит к ошибкам в организации и проведении тестирования. Несогласованные действия организаторов и участников тестирования становятся причиной необъективного оценивания результатов обучения. В связи с этим, стало важным систематизировать и структурировать процесс организации и проведения тестовых мероприятий. Важным стало изучение качественных характеристик самих тестовых заданий, используемых в настоящее время, их организация в тесте. Запрос кафедры ИЯ ИК на эффективные и технологичные тестовые задания выявил пробелы в области оценивания результатов обучения студентов. Востребованность изучения методических вопросов и практические решения данных проблем являются основным обоснованием актуальности рассматриваемой темы. Исследование процесса оценивания результатов обучения студентов института Кибернетики за время организации образовательного процесса по настоящей рабочей программе «Иностранный язык» не проводилось.

Не вызывает сомнения тот факт, что иностранный язык играет важную роль в современном мире и образовании. «Иностранный язык» является обязательной дисциплиной в течение четырех семестров для направлений бакалавриата ИК ТПУ в области информационных технологий, автоматизации машиностроения, разработки художественного дизайна, стандартизации и метрологии. Владение иностранным языком, в частности английским, позволяет студентам получать информацию о научных достижениях «из первых рук», свободно общаться с иностранными студентами, получать обучение за рубежом. Обучение в рамках данной дисциплины предусматривает системное проведение текущего, промежуточного (семестрового) и итогового контролей. Также осуществляется разовый первичный контроль (входное тестирование) с целью распределения студентов по подгруппам в соответствии с выявленным исходным уровнем владения иностранным языком (основной, повышенный, высокий уровни, согласно требованиям Общеевропейской шкалы).

Оценка знаний по дисциплине «Иностранный язык» проводится в виде диктантов, самостоятельных лабораторных работ, текущих и промежуточных контролей по изученным темам, а также путем сдачи экзамена в конце четвертого семестра (итоговый контроль).

Использование в вузе различных систем многоэтапного контроля и оценки качества учебных достижений студентов вызывает необходимость создания системы для их независимой оценки. Должны быть представлены основные характеристики системы оценки результатов обучения, а именно основные подходы к разработке инструментария, характеристике проверочных работ, процедуре проведения и представлению результатов.

Вопрос о целесообразности описания и разработки методических приемов, способов, форм контроля результатов обучения иноязычному общению студентов технического вуза, на наш взгляд не вызывает сомнения, поскольку предполагается, что структурирование системы контроля на кафедре ИЯ, разработка, соответствующих нормативных и методических документов, материалов для проведения, в частности итогового контроля (экзамена) в форме тестирования, приведет к совершенствованию организационной структуры лингводидактического тестирования в целом.

Планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации, средств обучения и оценивания результатов обучения (контроля), необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых образовательной программой вуза, позволят обеспечить и реализовать вышеизложенные теоретические положения о составе и структуре методического обеспечения тестирующих мероприятий.

Отметим, что эффективность диагностики и контроля знаний студентов невозможна без получения достоверной информации о дидактическом процессе в целом, неотъемлемым компонентом которого является применение технологий SWOT-анализа.

Проведение тестовых испытаний и непосредственно разработка тестовых заданий — важный процесс, который связывает основные функции преподавания: планирование, организацию, контроль, мотивацию, регулирование. Каждая из этих функций в определенных условиях может быть предопределена факторами внешней и внутренней среды, воздействующими на педагогический процесс. Такие факторы становятся условиями, создающими неопределённость. Таким образом, проблема разработки системы независимого контроля в виде комплекта оценочных средств в условиях неопределённости весьма актуальна, так как полностью ограничиться от воздействий факторов внешней и внутренней среды невозможно [5].

Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется педагогами во всем мире. Современный преподаватель обязан в совершенстве владеть этим методом. Анализ сильных и слабых сторон педагогических ситуаций — очень важное направление в деятельности педагога при принятии педагогических решений.

В контролирующих педагогических измерениях, резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что преподаватель должен уметь определять, какими сильными сторонами обладает применяемый им метод контроля, не только видеть, но и признаваться в слабых его сторонах. Он должен осознавать, какие у проводимой им тестовой процедуры существуют благоприятные возможности, и принимать в расчет те факторы угрозы, которые могут помешать извлечь выгоду из благоприятных возможностей. Для того чтобы справляться с угрозами и использовать существующие возможности, недостаточно просто знать о них. Если, например, преподаватель-разработчик тестовых заданий знает об угрозе, но не противостоит ей, он может не добиться нужных результатов контролирующего мероприятия. С другой стороны, преподаватель может владеть информацией о новых возможностях, но не иметь ресурсов для их реализации.

В нашем случае, качественный анализ перспектив развития тестовой системы контроля знаний студентов по иностранному языку, проводился с целью выяснения особенностей деятельности кафедры ИЯ ИК в этом направлении, открывающихся перед нами возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость организационной структуры педагогических измерений на кафедре должны оцениваться в контексте ее конкурентоспособности. Анализ SWOT поможет развить понимание тех обстоятельств, в которых действует существующая организационная структура. Этот метод поможет сбалансировать наши внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться в процессе совершенствования системы итогового контроля (экзамена). Данный анализ поможет определить не только возможности корректировки организационной структуры тестового контроля, но и все доступные преимущества перед другими средствами контроля.

Таким образом, этот метод поможет выявить ключевые факторы успеха проведения экзамена по иностранному языку в институте Кибернетики в виде тестовой процедуры. Использование SWOT-анализа обеспечит выбор рациональных решений для создания более совершенной организационной структуры итогового контроля.

Описание факторов подготовленного нами SWOT-анализа представлено во второй части статьи.

 

Литература:

 

1.         Маркова, Н. А. К вопросу о создании объективной системы оценки качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 9 — c.1123

2.         Маркова, Н. А. About principles of language-competence evaluation in higher education // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — с. 824.

3.         Белоногов, И. А. Обобщение опыта создания и использования контролирующих программ при преподавании профилактических дисциплин // Тезисы докладов научно-методической конференции «Актуальные вопросы преподавания военных дисциплин». — январь 2013. — с.9. URL:file:///K:/201304151302432.pdf

4.         Образовательные стандарты национального исследовательского Томского политехнического университета. URL: www.tpu.ru

5.         Амирова, М. Ф. Использование SWOT — анализа при принятии управленческого решения на примере ОАО АНК «Башнефть» // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — март 2014. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/519/597

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle